I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
Учитель. Целый учебный год мы с
вами работаем с книгой, которая называется
"Путешествие в Страну Книги. Часть 1. Голубая
страна". Чему мы учились, путешествуя по
Голубой стране?
Дети. Мы учились задавать вопросы,
высказывать предположения.
– Проверять свои ответы, придумывать
"приставалки" и "отставалки".
– Сочинять смешные страшилки.
– Фантазировать.
– Развивали воображение.
У. Таким образом вы учились
понимать текст, вести диалог с ним. Давайте еще
раз посмотрим на карту Голубой страны. Почему
карта имеет форму вопроса?
Д. Потому что в диалоге с текстом
в первую очередь нужно уметь задавать ему
вопросы.
У. Давайте вспомним, что
помогает нам в беседах с текстом.
Памятка на доске:
"Если в конце предложения
мы увидим букву В – нужно задать вопрос
тексту; О – придумать свои ответы; П –
проверить себя; З – посмотреть в волшебное
зеркало (подумать, что случится дальше)". |
– Какого цвета страницы, на
которых дается задание провести диалог с
текстом?
Д. Голубые.
III. Работа с текстом
Дети читают текст по предложениям,
сдвигая закладку по тексту, обращая внимание на
условные обозначения, подчеркивая непонятные
слова.
У. Помните, что надо быть
внимательными к каждому слову, чтобы понять
смысл предложения и всего текста в целом.
Работаем по голубой странице.
Жил в древнегреческом городе мальчик
Милон.
Он помогал родителям пасти скот.
Ему очень хотелось участвовать в знаменитых
Олимпийских играх.
Д. Он стал тренироваться.
У. Чтобы стать сильным и ловким,
он придумал вот что.
Д. Что придумал Милон?
У. Милон выбрал в стаде у отца
крохотного теленка.
Д. Стал поднимать теленка.
– Стал бегать с ним наперегонки...
У. Однажды утром он взвалил
теленка на плечи и пошел на холм.
Д. Почему Милон стал подниматься
на холм?
– Это было трудно, это тренировка.
– Чтобы стать сильнее, выносливее.
Ноги у мальчика дрожали, дыхание
прерывалось.
Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже
привычно поднял теленка и отправился в обратный
путь.
Д. Почему он уже привычно поднял
теленка?
– Стал немного сильнее.
– Это была зарядка...
У. Вот такую "физзарядку"
придумал для себя Милон.
Д. Проверяем по тексту,
правильно ли мы предполагали, что он так
тренировался.
У. Шли недели, месяцы. Рос
теленок. Рос и Милон.
Д. Милон много тренировался и
стал очень сильным.
У. Однажды оказалось, что он
может поднять молодого быка.
Д. Наверное, он выиграл
Олимпийские игры, ради которых так долго
тренировался.
У. Вскоре Милон стал самым
сильным человеком в Греции – победителем
Олимпийских игр.
Д. Мы были правы.
У. А теперь прочитаем текст
целиком.
Дети выполняют задание.
– Какое название можно придумать
этому тексту?
Учитель записывает на доске варианты
названия текста.
IV. Физкультминутка
У. Мы на цыпочки привстанем,
Вверх потянемся слегка.
Будут ближе, ближе, ближе
Солнце, небо, облака.
V. Беседа об олимпийском движении
У. Что вы знаете об олимпиадах?
Д. Они проходят каждые четыре
года. Есть зимние и летние.
У. Ребята, мы с вами учимся уже
почти целый год.
Учитель записывает на доске: 1 год.
– Это много или мало?
Д. Много.
У. В прошлом году вы были
малышами, занимались в подготовительной группе.
Прошло четыре времени года.
Включите "мысленный экран" и
представьте, что на машине времени мы
перенеслись на 2500 лет назад на юг Древней Греции.
Учитель записывает на доске: 2500 лет,
Греция.
– А сейчас есть такая страна?
Д. Да.
У. Жители древних государств
часто ссорились и воевали между собой. Люди
устали воевать, они поняли, что война – это
тяжело и страшно, и решили договориться, а силами
помериться в спортивных соревнованиях, "дабы
не оружием и кровью, а силой и ловкостью
утверждать величие людей". Место, где
проводились эти первые соревнования, называлось
Олимпия.
Учитель записывает на доске:
Олимпия.
Прошло много столетий, на рубеже ХIХ и
ХХ веков француз Пьер де Кубертен предложил
возобновить олимпиады. С тех пор каждые 4 года
проводятся эти соревнования.
На доске:
Девиз олимпиад: "Быстрее,
выше, сильнее!". |
– В знак дружбы и единства
спортсменов был придуман особый знак – пять
разноцветных колец: голубое – Европа, желтое –
Азия, зеленое – Австралия, черное – Африка,
красное – Америка.
Учитель выкладывает на доске
олимпийские кольца: голубое, черное, красное,
желтое, зеленое.
VI. Соотнесение концепта текста и
пословицы
У. Как вы думаете, какие черты
характера помогли Милону победить на Олимпиаде?
Д. Сила воли, настойчивость,
терпение.
У. Мне захотелось подобрать
пословицу к нашему тексту, но случилась
неприятность: перепутались части пословицы.
Соберем их правильно. Работаем по странице
желтого цвета. Что мы должны делать?
Д. Искать важные мысли в тексте.
В учебнике:
Любишь кататься
Кончил дело
Без труда
После драки |
не вытащишь и рыбку из пруда
кулаками не машут
гуляй смело
люби и саночки возить |
|
У. Прочитайте, какие
пословицы у вас получились.
Дети зачитывают пословицы.
– Подумайте, какая из этих пословиц
подходит к нашему тексту о Милоне?
Д. Без труда не вытащишь и рыбку
из пруда.
У. Что это значит? Как вы поняли
смысл этой пословицы?
Д. Ничто не дается без усилий.
У. Пословица: "Умение и труд
все перетрут". Подходит ли она к этому тексту?
Д. Да.
У. Вы правильно поняли главное в
тексте о Милоне: успех сопутствует тем, кто хочет
и умеет трудиться.
VII. Физкультминутка
У. Белокрылый мощный ТУ
Набирает высоту.
Он летит все выше, выше...
Превратились в точки крыши.
Выше, выше мчится ТУ,
Покоряя высоту.
VIII. Продолжение темы урока
У. Вы знаете, как удобнее всего
добраться из Москвы в Грецию – родину
Олимпийских игр?
Д. На самолете быстрее всего.
У. Включите "мысленный
экран" и представьте, что мы с вами летим в
Грецию.
IХ. Работа со стихотворением
У. Итак, мы на самолете летим в
Грецию. Прочитайте стихотворение Юлиана Тувима,
подчеркивая слова-образы (слова-сравнения).
Дети выполняют задание учителя.
– Страничка какого цвета
подсказывает, что нужно включить воображение?
Д. Розовая.
Дети читают стихотворение про себя,
затем вслух.
Горы – словно кочки,
Долы – как платочки,
Реки змейкой вьются,
Озера – меньше блюдца,
Деревья – былинки,
Люди – пылинки,
Коровы – божьи коровки,
Избы – спичечные коробки,
А кур и не заметишь!
У. Подумайте, где находился
человек, который изобразил эту странную картину.
Д. Наверное, в самолете или
вертолете.
У. Проверьте по задачнику.
Д. Чтобы земля выглядела так, как
описано в тексте, на нее нужно смотреть с большой
высоты. Например, из самолета.
У. Обратите внимание, какие
замечательные сравнения придумал поэт и как
интересно он выразил это в стихах.
Дети читают слова-сравнения.
– Вы запомнили, над какими
объектами мы пролетали?
Д. Над горами, долами, реками,
озерами, деревьями, людьми, избами, животными...
Х. Творческая работа. Создание
иллюстраций к стихотворению
У. Мне бы хотелось, чтобы вы
проиллюстрировали это стихотворение. Вы можете в
своей группе договориться и выбрать вид работы:
– сделать общую иллюстрацию
фломастерами или цветными карандашами;
– сделать аппликацию (или коллаж);
– если нет настроения работать в группе,
кто-то может сделать свой собственный рисунок.
Учащиеся выполняют задание, и у доски
организуется выставка работ детей.
– Посмотрите на свои работы и карту
Голубой страны. Есть ли в них что-то общее?
Д. Да.
ХI. Итог урока
У. Что нового помогла нам узнать
книга? Чему она нас научила?
Д. Быть внимательным к тексту.
– Беседовать с текстом.
– Раскрывать секреты текста.
– Фантазировать.
– Находить слова-образы и иллюстрировать
текст.