Цели. Познакомить детей с
творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать
навык чтения; расширять и активизировать
словарный запас детей; развивать память,
воображение; воспитывать любовь к книге, к
чтению, уважение к труду автора.
Оборудование. Учебник "Родная
речь", кн. 1, ч. 1 (составители
М.В. Голованова и др.); иллюстрация к
стихотворению "Дядя Степа"; книги
С.В. Михалкова; схема-опора; толковый словарь
русского языка; грампластинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Учитель читает отрывок из
стихотворения С.В. Михалкова "Как бы жили мы
без книг".
Учитель. Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ребята,
а кто дарит нам такое многообразие детских книг?
Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут
повести, рассказы, романы?
Дети. Таких людей называют
писателями.
У. Кто пишет стихотворения о
природе, о детях, обо всем, что нас окружает?
Д. Это поэты.
У. Правильно. А теперь
попробуйте закончить предложения.
На доске:
Сказки пишут ...
Басни сочиняют ...
Переводят с других языков ...
Театральные пьесы пишут ...
Статьи в газеты и журналы пишут ...
|
Д. Сказочники.
– Баснописцы.
– Переводчики.
– Драматурги.
– Журналисты.
У. Подумайте,
а может ли один человек делать все, что мы
перечислили?
Д. Это очень трудно. Таких людей
нет, или их очень мало.
III. Сообщение темы
У. Сегодня мы начнем знакомиться
с творчеством человека, герои книг которого вам
давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и
баснописец, переводчик и драматург. Десятки
ваших любимых мультфильмов сняты по его
сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.
Учитель демонстрирует портрет
Михалкова.
– Вглядитесь в это лицо. Этот
человек с добрыми глазами дарит нам так много
радости своими стихотворениями, сказками,
баснями.
IV. Знакомство с биографией
С.В. Михалкова
У. А что вы знаете о его жизни?
Сядьте удобно и внимательно слушайте.
Схема-опора поможет вам лучше запомнить
сообщение.
По ходу рассказа на доске появляются
опорные рисунки.
На доске:
Москва
12.03.1913 г. |
шкатулка
10 лет |
|
1936 г. |
|
Родился Сергей Владимирович Михалков 12
марта 1913 года в Москве. В семье Владимира
Александровича и Ольги Михайловны Михалковых
было трое детей. Семья жила скромно.
Писать стихи Сережа начал рано. Вот как он
рассказывает об этом в своей автобиографии
"Сам о себе": "Мне было немногим больше
десяти лет, когда беспризорники, проникшие в нашу
квартиру, похитили шкатулку с моими
"сокровищами", среди которых вместе с
перочинным ножом и рогаткой хранилась общая
тетрадь с начисто переписанными моими первыми
стихотворениями".
Первоначальное образование Сережа получил в
семье. Он много читал. Чтение настолько увлекало
его, что он читал при свете карманного фонаря,
накрывшись с головой одеялом. В обычную школу
Сережа пошел с четвертого класса.
По вечерам он выпускал свой домашний
журнал, где был одновременно и редактором, и
художником, и автором. Читателями были все
домашние и ближайшие родственники.
Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для
детей. До этого он перепробовал много профессий,
но не переставал писать. И вот в 1936 году вышла его
первая книжка стихов, где были и "Дядя
Степа", и "Упрямый Фома", и другие
стихотворения. Сергей Михалков пишет басни,
пьесы, сказки. Его сказка "Праздник
непослушания" переведена на несколько
иностранных языков.
Прочитайте, что Сергей Михалков говорит о книгах.
На доске:
«В мировой детской
литературе есть сегодня хорошие книги, созданные
на десятках разных языков. Есть книги-учителя,
строгие и взыскательные. Есть книги-приятели.
Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И
каждая новая хорошая детская книга – это
праздник для тысяч юных граждан планеты
"Земля"».
С.В. Михалков |
V. Работа с выставкой книг
У. Да, хорошая книга – это
праздник, это радость для детей и взрослых.
Сегодня у нас на выставке книги Михалкова.
Посмотрите, сколько их.
Д. Книги стоят неправильно. Не
видно названий. Надо их перевернуть.
У. Чтобы повернуть книги и
увидеть их обложки, вам необходимо будет
вспомнить некоторые стихотворения Сергея
Владимировича. Я буду читать отрывки, а вы
заканчивайте их.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью...
Д. Каланча.
У. Говорят: под новый год
Что ни пожелается -
Все всегда произойдет,
Все всегда...
Д. Сбывается.
У. В одном переулке стояли дома.
В одном из домов жил упрямый...
Д. Фома.
У. На прививку! Первый класс! -
Вы слыхали? Это нас!
Почему я встал у стенки?
У меня...
Д. Дрожат
коленки.
У. Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята -
Их по счету...
Д. Ровно пять.
У. Плачет глупая девчонка,
Слезы виснут на носу -
Парикмахер под гребенку
Режет рыжую...
Д. Косу.
У. Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи, счастливые...
Д. Друзья.
После каждого правильно
законченного отрывка учитель переворачивает
одну книжку. Отрывки зачитываются до тех пор,
пока все книги не будут перевернуты.
У. Все эти стихотворения и
многие другие вы можете прочитать в этих книгах.
VI. Физкультминутка
Дети поют песенку "Веселые
путешественники" под грамзапись, повторяя
движения за учителем.
VII.
Первичное восприятие текста. Словарная работа
У. Вы знаете много стихотворений
Михалкова. Сегодня мы познакомимся еще с одним.
Оно называется "Мой секрет". Откройте
учебники на с. 176. Следите по учебнику.
Учитель читает стихотворение,
показывая образец выразительного чтения.
– Встретились ли в стихотворении
слова, смысл которых вам не понятен?
Д. Это слово "держава".
У. Кто из вас может объяснить
значение этого слова?
Д. Мы не знаем, нужно посмотреть
в словаре.
У. В толковом словаре значение
этого слова объясняется так: держава – это
государство. Поместим это новое слово в копилку
слов.
А теперь ответьте на вопросы.
О какой стране рассказывает автор?
Как он называет эту страну?
Подтвердите свой ответ строками текста.
Какой секрет знает автор? Как ему
удается попасть в державу Детства?
Выслушиваются ответы детей.
VIII. Работа над выразительностью
чтения
У. Сегодня я предлагаю вам
работать в парах. Первый раз вы читаете
стихотворение сами, а потом читаете его соседу по
парте. Окончив работу, поднимите руку.
Дети
работают с текстом самостоятельно, затем учитель
вызывает двух-трех учеников прочесть
стихотворение вслух, оценивает их работу,
привлекая к этому весь класс.
IХ. Итог урока
У. Со стихотворениями какого
писателя мы начали знакомиться?
Используя опору, вспомните то, что вы узнали о
жизни Михалкова.
Как вы думаете, почему стихотворения и сказки
Сергея Михалкова так нравятся детям?
Выслушиваются ответы детей.
Х. Домашнее задание
У. Дома повторите странички
биографии Михалкова, прочитайте текст в учебнике
на с. 174-175, научитесь выразительно читать
стихотворение "Мой секрет".
Дополнительное задание (по желанию). Найдите в
сборнике стихотворение "Как бы жили мы без
книг", научитесь читать его выразительно.
Принесите на следующий урок рисунок,
нарисованный к вашему любимому стихотворению,
написанному Михалковым. Урок окончен.
Урок 2
Тема. "О тех, кто лает".
Цели. Продолжить знакомство с
творчеством С.В. Михалкова; совершенствовать
навык чтения детей; расширять, активизировать
словарный запас; развивать память, мышление,
воображение; воспитывать любовь к животным,
чувство ответственности за своего питомца.
Оборудование.
Учебник "Родная речь" (см. урок 1);
памятка-опора; плакат "Держава Детства";
изображение собаки; иллюстрации к стихотворению
С. В. Михалкова "Трезор"; технологические
карты; заготовки из цветной бумаги; толковый
словарь русского языка, "волшебная палочка".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Вчера мы начали
знакомство с творчеством Михалкова. Сейчас
вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке.
Поможет нам в этом "волшебная палочка".
Передавая ее друг другу, расскажите то, что вы
узнали о жизни этого замечательного поэта. При
необходимости пользуйтесь опорой. Старайтесь,
чтобы рассказ был связным, избегайте повторений.
Дети отвечают.
Учитель вызывает ученика,
подготовившего выразительное чтение
стихотворения "Как бы жили мы без книг",
проверяется выразительное чтение стихотворения
"Мой секрет".
– К этому уроку вы нарисовали
иллюстрации к любимым стихотворениям Михалкова.
Попробуйте по рисункам отгадать название
стихотворения.
Проверяется работа с рисунками
детей.
– Еще раз посмотрите на портрет
Сергея Михалкова. Расскажите о нем, писателе и
человеке, с помощью слов-подсказок, записанных на
доске.
На доске:
Знаток (чего)
Любит (кого, что).
Злой, добрый, серьезный, скучный,
лукавый, мудрый. |
Д. Сергей Михалков мудрый, добрый
человек. Он пишет веселые стихи, хорошо знает
детей, понимает, что им нравится и что они любят.
III. Сообщение темы
У. Правильно. Сергей
Владимирович Михалков очень хорошо знает и
понимает детей. Сегодня мы начнем путешествие по
стране, которую сам писатель назвал "Державой
Детства".
Учитель вешает на доску плакат
"Держава Детства".
– На каждом уроке мы будем
прикреплять к этому плакату знаки, и постепенно
составим карту страны Детства.
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока и выбрать
знак, вы должны отгадать загадку.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Д. Эта загадка про собаку.
У. Сегодня мы будем читать
стихотворения Михалкова, написанные о собаках.
Учитель прикрепляет знак на карту
страны Детства.
IV. Речевая
разминка
У. Начнем наш урок с разминки. На
доске записано стихотворение, которое мы прочтем
хором. Слушайте соседа.
Дети читают хором.
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
У. Последние две строчки мы
произнесем как чистоговорку. Работаем в парах.
После тренировки проговорите эти строки соседу.
Учитель вызывает нескольких
учеников. Они проговаривают строки вслух.
V. Физкультминутка. Дыхательная
гимнастика
У. Сейчас мы попробуем
изобразить этих щенков. Выйдите из-за парт.
Покажите, какие щенки маленькие.
Присядьте, колени обхватите руками.
Щенки медленно растут. Встаньте, поднимите руки
вверх.
Покажите, как щенки подпрыгивают. Прыжки на
месте.
Покажите, как щенки бегают. Бег на месте.
Сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в
грудь, резко выдохните и скажите "Гав".
VI. Вводная беседа
У. Итак, сегодня мы читаем
стихотворения о собаках. Сядьте удобно и
послушайте отрывок из стихотворения "О тех,
кто лает".
Подготовленный
ученик читает отрывок из стихотворения.
На свете множество собак
И на цепи, и просто так:
Собак служебных – пограничных,
Дворовых "шариков" обычных...
Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье -
И это все от воспитанья!
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пес – хороший друг -
Зависит от хороших рук!
– Собака – верный друг и
помощник человека. Подумайте, вспомните, в каких
делах собака помогает человеку.
По ответам учеников учитель
заполняет схему.
Д. Собаки работают в милиции.
– Работают в цирке.
– Спасают людей в горах.
– Работают проводниками слепых.
– Собаки охраняют вещи, объекты.
– Служат на границе.
У. Да, собаки умеют многое и во
многом помогают людям. Но сначала это маленькие
щенки, которые нуждаются в помощи и защите.
VII. Работа
по развитию речи
У. Знакомьтесь: это Трезор.
Однажды этого маленького щенка оставили дома
одного. Вот что из этого получилось.
Учитель демонстрирует серию
картинок.
Рис. 1. Щенок треплет обувь.
Рис. 2. Щенок залез на стол.
Рис. 3. Щенок играет с куклой.
Рис. 4. Щенок бегает за котом.
– Давайте составим рассказ по этим
картинкам.
Дети устно составляют рассказ по
серии картинок.
– Скажите, кто виноват в том, что
натворил щенок?
Д. Это хозяева виноваты. Нельзя
оставлять щенка одного. С ним надо гулять, тогда
он не будет портить вещи.
У. А вот какое стихотворение об
этом щенке написал Сергей Михалков.
Подготовленный ученик читает
стихотворение "Трезор".
На дверях висел
Замок.
Взаперти сидел
Щенок.
Все ушли
И одного
В доме
Заперли его.
Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора.
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота -
Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол -
С головой забрался в уголь,
Вылез черный – не узнать.
Влез в кувшин -
Перевернулся,
Чуть совсем не захлебнулся
И улегся на кровать
Спать...
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного!
У. Какой вывод сделали хозяева
щенка?
Д. Хозяева решили не оставлять
щенка одного.
VIII.
Технологическая пауза
У. Сегодня наш урок посвящен
щенкам, поэтому сейчас мы сделаем украшение к
закладке в форме головы щенка.
У вас на партах лежат цветные
квадратные заготовки и технологические карты.
Карта
– Рассмотрите технологическую карту.
Используя инструкцию, сложите голову щенка.
Дома нарисуйте на ней глаза и нос,
приклейте заготовку на картонную закладку.
IХ. Словарная работа
У. У вас получились
замечательные щенки. Сейчас мы познакомимся еще
с одним из стихотворения Михалкова "Мой
щенок". Но вначале попробуйте объяснить
значение слова "жбан". В стихотворении есть
такие слова: "... с медом жбан перевернул". Как
вы это понимаете?
Д. Это такое ведро, где храниться
мед. Но лучше посмотреть значение этого слова в
толковом словаре.
У. В толковом словаре это слово
объясняется так: жбан – это сосуд в виде
кувшина с крышкой.
Опустим это новое слово в копилку слов.
Х. Первичное восприятие текста
У. Вот и настало время
познакомиться с новым стихотворением Михалкова.
Откройте учебники на с. 177. Найдите
стихотворение "Мой щенок". Следите по
учебнику.
Учитель читает стихотворение вслух,
показывая образец выразительного чтения.
– Кто главный герой этого
стихотворения? Какой он? Составьте словесный
портрет.
Как ведет себя щенок? Опишите его характер.
Что почувствовала девочка, когда щенок пропал?
Подтвердите свой ответ строками стихотворения.
Куда пропал щенок?
Какие
чувства испытывала девочка, когда щенок
вернулся? Вспомните стихотворение "Трезор".
Сравните этих двух щенков.
Дети отвечают на вопросы учителя.
ХI. Работа над выразительностью
чтения
У. Сейчас мы будем учиться
читать это стихотворение с выражением. На доску я
прикреплю таблички. Они помогут вам при чтении.
Учитель читает стихотворение по
частям. После обсуждения каждой части на доску
прикрепляются таблички.
На доске:
Отчаяние, тревога.
Быстро, недовольно.
Возмущение.
Осуждение.
Тревога.
Сочувствие.
Отчаяние.
Нетерпение.
Испуг, недоумение.
Изумление.
Сочувствие.
Забота.
|
– А теперь попробуйте сами
прочитать это стихотворение, передавая голосом
чувства героев. Старайтесь не мешать соседу по
парте во время чтения.
Дети работают самостоятельно.
Учитель
предлагает нескольким ученикам прочесть
стихотворение вслух. После обсуждения учитель
оценивает работу, дает рекомендации.
ХII. Итог урока
У. Что нового вы узнали о Сергее
Михалкове, прочитав его стихотворения о щенках?
Д. Он очень любит животных, умеет
весело рассказать о них. В своих стихах говорит о
том, как нужно обращаться с животными.
ХIII. Домашнее задание
У. Сегодня домашнее задание
состоит из трех частей.
1. Обязательная часть.
Научиться читать стихотворение "Мой
щенок" с выражением, попробовать пересказать
его от имени щенка, найти открытки, иллюстрации с
изображением собак.
2. Творческая часть.
Если у вас дома есть собака, то
нарисуйте ее, расскажите о ней (как зовут, как
выглядит, о ее повадках, приведите интересный
случай из ее жизни). Из ваших рисунков и рассказов
мы составим журнал и назовем его так же, как
называется сборник стихов Сергея Владимировича
Михалкова. Журнал будет называться "О тех, кто
лает".
3. По желанию.
В
сборниках стихотворений С. В. Михалкова найдите и
прочитайте стихотворения о собаках: "Пес и
пекарь", "В дозоре", "Случай на
зимовке", "Беглянка", "Миллионер". |