Пятница, 22.11.2024, 12:17                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

Что такое былина? Герои русских былин
23.04.2012, 19:03

Цели. Познакомить детей с историческим и литературным материалом, который будет использован при написании сочинения; выявить особенности былины; воспитывать гордость за русских героев.

Урок 1

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы переходим к изучению еще одного вида устного народного творчества – былинам. Кто из вас знает значение этого слова?

Дети. Это о том, что было.

У. Но ведь и в других жанрах, например в рассказах, повествуют о том, что было?

Д. В былинах про то, что было давно. И рассказ не относится к устному народному творчеству.

У. Молодцы! Прочитайте, что автор нашего учебника говорит о былинах на с. 68.

Дети читают и пересказывают статью.

III. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове

Учитель прикрепляет на доску портрет художника.

У. Посмотрите на репродукцию картины «Богатыри». Кто ее автор?

Д. Васнецов.

У. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) родился в Вятской губернии, в деревне, затерявшейся среди поистине сказочных лесов и гор Предуралья. Его отец был сельским священником. Они жили среди крестьян. В семье было шесть братьев. Зимой у братьев на всех были одни валенки и полушубок. Летом, как и все деревенские ребятишки, они бегали босиком.
Позднее Васнецов скажет: «Я жил в селе среди мужиков и баб и любил их... как своих друзей и приятелей, слушая их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины (тонкая длинная щепка из сухого полена). Огонь от лучины маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит, – не то леший, не то Баба Яга. Так и встают они как живые...»
Тогда-то и полюбил он навсегда народное искусство, знаменитую вятскую игрушку (показ рисунков с изображением вятской игрушки), северные старинные песни, сказки и былины. И всю свою жизнь художник больше всего любил рисовать героев народных сказок: Ивана-царевича на Сером волке, Аленушку, Кощея Бессмертного, Царевну-лягушку, Снегурочку, русских богатырей, гусляров – всех не перечислить.
Живописи он учился в Петербурге, а «Богатырей» писал в Москве. Говорил, что именно здесь, в этом городе, теплом, нарядном, сохраняющем свой древний облик, можно было их написать.
В Москве он по своему проекту построил дом, в котором прожил 32 года и который до сих пор стоит, – настоящий терем, сложенный из бревен, с шатровой крышей, высоким крыльцом. А печи, как в деревне, – нарядные, в разноцветных изразцах (кафельных плитках), в комнатах всё из дерева и всё изукрашено резьбой. Теперь это Дом-музей В.М. Васнецова. Можно сходить к нему как бы в гости, увидеть к тому же много его картин.
А вот картины «Богатыри» в этом доме нет. Виктор Михайлович подарил ее Третьяковской галерее, в которой собраны лучшие работы русских художников. Художник считал эту картину главной, работал над ней 18 лет и сказал, что она была его «творческим долгом, обязательством перед родным народом».

IV. Работа над образом Добрыни Никитича

У. Рассмотрите репродукцию картины «Богатыри», назовите богатырей по порядку слева направо.

Дети отвечают.

– Добрыня Никитич... Почему он Никитич?

Д. Это его отчество.

У. Рассмотрите, как написан этот герой, сравните его доспехи со снаряжением других богатырей.

Выслушиваются ответы детей.

– Доспехи у Добрыни самые богатые: щит из дорогого красного металла, украшенный золотым узором и драгоценными камнями, шлем высокий узорчатый. Шлемы с высоким навершием назывались шишаками. Навершие (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку, отчего сила удара уменьшалась, и лишь в редких случаях дело заканчивалось смертью пораженного человека. Кольчуга сияет серебром, меч – булатный в золотых ножнах. Обут Добрыня в нарядные, бирюзового цвета сапоги. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, и готов в любую минуту ринуться на врага. Весь он – порыв и смелость, суровость и дальновидность. И конь Добрыни очень красив, в нарядной сбруе. Он тоже вглядывается в даль, будто говорит своему хозяину, что враг близко, – кажется, уберет Илья копье – и он рванется в бой.
Что мы знаем об этом герое? Знаем, что Добрыня Никитич – сын рязанского купца, что он образован, знает «манеры», «вежество», то есть умеет вести себя, умеет петь, играть на гуслях, искусно играет в шахматы, он рассудительный и разносторонне одаренный. Откуда мы это знаем?

Д. Из былин.

У. Вспомните, что такое былина? Прочитайте вполголоса отрывок из былины «Добрыня Никитич и Змей» на с. 69–70 и приготовьтесь читать его вслух. Легко ли было читать былину?

Вслух читает заранее подготовленный ученик. Дети отвечают на 1-й и 2-й вопросы в конце текста, читают текст по частям, озаглавливают части («Наказ матери», «Устрашение проклятой Змеи», «Освобождение земли Русской от ворога»).

– Как вы объясните последние три строки отрывка? Что же добрые люди должны были услышать в этой старине-былине?

Д. Не будет спокоен враг на нашей земле.

Дети отвечают на 3-й и 4-й вопросы в конце текста.

V. Итог урока

У. Чем отличается былина от сказки?

Дети отвечают.

Учитель показывает репродукции картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» и портрет «Добрыня Никитич» Станислава Москвитина из детской книги «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).

VI. Домашнее задание

Рассказать о Добрыне Никитиче, показывая его на репродукции картины «Богатыри».

Урок 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Чему был посвящен предыдущий урок? О каком герое вы рассказали дома?

Выслушиваются ответы детей.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы продолжим разговор о богатырях, рассматривая репродукцию картины В.М. Васнецова.

IV. Работа над образом Ильи Муромца

У. Кого вы видите в центре группы богатырей? Почему его зовут Муромец?

Дети. Родом из города Мурома.

У. Каким нарисован Илья Муромец?

Выслушиваются ответы детей.

– В центре композиции – Илья Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый народом, воспетый не в одной былине богатырь. У Ильи благородное русское лицо, зоркие очи, прямой нос. Во всем его облике чувствуются мощь и сила, мудрость и выдержка. Он самый могучий в этой троице, на его руке палица булатная (вроде дубинки, только железная) в 40 пудов (пуд – более 16 кг, вес палицы – больше 640 кг), за спиной виден колчан со стрелами, а в левой руке – громадное «мурзавецкое» копье (татарское). Зорко всматривается он из-под узорной рукавицы в степную даль, и «если он двинется, загудит от шага его земля». Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен – он не способен на хитрости и уловки. Илья – старший на заставе: без его приказа богатырская застава (пограничная застава) не двинется с места. Илья бесстрашен. И конь его богатырский тоже самый могучий – на его сбруе и в уздечке «пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют», косит он злым глазом в сторону врага, всматриваясь в степь.
Вчера вы отметили, что былины читать сложно. Подготовьтесь к чтению отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Значение данных слов узнайте в словаре в конце учебника.

На доске:

дородный молодец
стольный Киев-град
заколодела дорожка, замуравела

– Прочитайте отрывок из былины об Илье Муромце на с. 71–72, отметьте непонятные слова и выражения.

На вопросы детей отвечают одноклассники.

– Перескажите сюжет былины.

Один-два человека рассказывают. Дети читают вслух, размышляют над вопросами в конце текста.

V. Работа над образом Алеши Поповича

У. Посмотрите на третьего богатыря с картины В.М. Васнецова. Как его зовут? Почему он Попович?

Д. Сын попа, «Попович сын».

У. Расскажите, каким изобразил его художник.

Выслушиваются ответы детей.

– Справа самый молодой богатырь – Алеша Попович. Он лукавый и смелый, ловкий и находчивый. Лицо его мужественно и одновременно нежно, движения мягки и вкрадчивы. Он тоже не подпустит врага: наготове крепко держит в руках свое любимое оружие – лук с закаленными стрелами. Конь под ним горяч, как огонь: голову пригнул, уши прижал, будто землю нюхает.
Прочитайте отрывок из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Объяснение какого слова можно найти в словарике учебника?

Д. Заклад.

У. Что оно обозначает?

Дети отвечают на данный вопрос и вопросы в конце текста.

VI. Итог урока

У. На каком фоне пишет богатырей В.М. Васнецов?

Дети отвечают.

– Место действия – необъятный суровый степной пейзаж, граница земли Русской. На заднем плане картины – холмы с перелесками (небольшие леса, отделенные полянами), нависшее над богатырями грозовое небо со свинцовыми тучами. Контраст светлых тонов белого и зеленого цвета на переднем плане и темно-фиолетовых, почти черных тонов на заднем плане вызывает чувство тревоги и настороженности, но величие богатырей (их головы и плечи возвышаются над линией горизонта), их мощь и сила их единства (художник написал богатырей как бы прижатыми друг к другу) доказывают, что врагу не пробраться через богатырскую заставу.
Какие народные пословицы соотносятся с темой нашего урока?

Пословицы написаны на доске.

Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– Береги землю родимую, как мать любимую.

– Родина – мать, умей за нее постоять.

– Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

VII. Домашнее задание

Творческое задание учебника на с. 73.

У. Расскажите о богатырях с картины В.М. Васнецова, используя то, что вы узнали о них из былин.

Урок 3

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке вы будете писать сочинение по картине на тему «Славна богатырями земля Русская».

III. Подготовка к написанию сочинения

У. Вам в помощь предлагается план.

На доске:

1. Почему художник взялся за эту картину?

2. Описание богатырей (выражение лица, вооружение, одежда, поза) и их богатырских коней.

3. Природа на картине.

4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

– Подумайте, какое вступление к такому сочинению может быть.

Дети. Картину «Богатыри» написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

У. Вспомните, почему художник взялся за эту картину?

По ходу ответов детей рядом с пунктами плана постепенно открываются опорные слова.

План

Опорные слова

Почему художник взялся за эту картину?

Родился среди сказочных лесов и гор Предуралья;

любил простых людей, народное искусство;

рисовал героев народных сказок и былин

Описание огатырей

Доспехи: меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в золотых ножнах, лук с закаленными стрелами

Природа на картине

Суровый степной пейзаж;

грозовое небо со свинцовыми тучами;

чувство тревоги и настороженности;

богатырская застава

Чем богатыри сильны?

Силой, умом, духом

IV. Самостоятельное написание сочинений

V. Домашнее задание

Подготовить рассказ о герое русских былин. Для работы рекомендованы брошюра «Былины» из серии «Внеклассное чтение» (М.: Дрофа-Плюс, 2004); книга «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).

На другом уроке дети рассказали о Вольге и Микуле, Дунае Ивановиче, Потыке-богатыре, Ставре Годиновиче, Соловье Будимировиче, Василии Буслаеве, о Садко; после урока посмотрели фильм «Садко».

Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 4559 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru