Цели. Познакомить детей с
историческим и литературным материалом, который
будет использован при написании сочинения;
выявить особенности былины; воспитывать
гордость за русских героев.
Урок 1
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы переходим к
изучению еще одного вида устного народного
творчества – былинам. Кто из вас знает значение
этого слова?
Дети. Это о том, что было.
У. Но ведь и в других жанрах,
например в рассказах, повествуют о том, что было?
Д. В былинах про то, что было
давно. И рассказ не относится к устному народному
творчеству.
У. Молодцы! Прочитайте, что автор
нашего учебника говорит о былинах на с. 68.
Дети читают и пересказывают статью.
III. Рассказ учителя о художнике
В.М. Васнецове
Учитель прикрепляет на доску портрет
художника.
У. Посмотрите на репродукцию
картины «Богатыри». Кто ее автор?
Д. Васнецов.
У. Виктор Михайлович Васнецов
(1848–1926) родился в Вятской губернии, в деревне,
затерявшейся среди поистине сказочных лесов и
гор Предуралья. Его отец был сельским
священником. Они жили среди крестьян. В семье
было шесть братьев. Зимой у братьев на всех были
одни валенки и полушубок. Летом, как и все
деревенские ребятишки, они бегали босиком.
Позднее Васнецов скажет: «Я жил в селе среди
мужиков и баб и любил их... как своих друзей и
приятелей, слушая их песни и сказки,
заслушивался, сидя на посиделках при свете и
треске лучины (тонкая длинная щепка из сухого
полена). Огонь от лучины маленький, колеблется из
стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят.
Кажется, вот-вот из темного угла кто-то
выскочит, – не то леший, не то Баба Яга. Так и
встают они как живые...»
Тогда-то и полюбил он навсегда народное
искусство, знаменитую вятскую игрушку (показ
рисунков с изображением вятской игрушки),
северные старинные песни, сказки и былины.
И всю свою жизнь художник больше всего любил
рисовать героев народных сказок: Ивана-царевича
на Сером волке, Аленушку, Кощея Бессмертного,
Царевну-лягушку, Снегурочку, русских богатырей,
гусляров – всех не перечислить.
Живописи он учился в Петербурге, а «Богатырей»
писал в Москве. Говорил, что именно здесь, в этом
городе, теплом, нарядном, сохраняющем свой
древний облик, можно было их написать.
В Москве он по своему проекту построил дом, в
котором прожил 32 года и который до сих пор стоит,
– настоящий терем, сложенный из бревен, с
шатровой крышей, высоким крыльцом. А печи, как в
деревне, – нарядные, в разноцветных изразцах
(кафельных плитках), в комнатах всё из дерева и
всё изукрашено резьбой. Теперь это Дом-музей
В.М. Васнецова. Можно сходить к нему как бы в
гости, увидеть к тому же много его картин.
А вот картины «Богатыри» в этом доме нет.
Виктор Михайлович подарил ее Третьяковской
галерее, в которой собраны лучшие работы русских
художников. Художник считал эту картину главной,
работал над ней 18 лет и сказал, что она была его
«творческим долгом, обязательством перед родным
народом».
IV. Работа над образом Добрыни
Никитича
У. Рассмотрите репродукцию
картины «Богатыри», назовите богатырей по
порядку слева направо.
Дети отвечают.
– Добрыня Никитич... Почему он
Никитич?
Д. Это его отчество.
У. Рассмотрите, как написан этот
герой, сравните его доспехи со снаряжением
других богатырей.
Выслушиваются ответы детей.
– Доспехи у Добрыни самые богатые:
щит из дорогого красного металла, украшенный
золотым узором и драгоценными камнями, шлем
высокий узорчатый. Шлемы с высоким навершием
назывались шишаками. Навершие (шишак) не
позволяло противнику нанести прямой удар. Можно
было ударить только сбоку, отчего сила удара
уменьшалась, и лишь в редких случаях дело
заканчивалось смертью пораженного человека.
Кольчуга сияет серебром, меч – булатный в
золотых ножнах. Обут Добрыня в нарядные,
бирюзового цвета сапоги. Он нетерпеливо сжимает
рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен, и
готов в любую минуту ринуться на врага. Весь он –
порыв и смелость, суровость и дальновидность. И
конь Добрыни очень красив, в нарядной сбруе. Он
тоже вглядывается в даль, будто говорит своему
хозяину, что враг близко, – кажется, уберет Илья
копье – и он рванется в бой.
Что мы знаем об этом герое? Знаем, что Добрыня
Никитич – сын рязанского купца, что он образован,
знает «манеры», «вежество», то есть умеет вести
себя, умеет петь, играть на гуслях, искусно играет
в шахматы, он рассудительный и разносторонне
одаренный. Откуда мы это знаем?
Д. Из былин.
У. Вспомните, что такое былина?
Прочитайте вполголоса отрывок из былины
«Добрыня Никитич и Змей» на с. 69–70 и
приготовьтесь читать его вслух. Легко ли было
читать былину?
Вслух читает заранее подготовленный
ученик. Дети отвечают на 1-й и 2-й вопросы в конце
текста, читают текст по частям, озаглавливают
части («Наказ матери», «Устрашение проклятой
Змеи», «Освобождение земли Русской от ворога»).
– Как вы объясните последние три
строки отрывка? Что же добрые люди должны были
услышать в этой старине-былине?
Д. Не будет спокоен враг на нашей
земле.
Дети отвечают на 3-й и 4-й вопросы в
конце текста.
V. Итог урока
У. Чем отличается былина от
сказки?
Дети отвечают.
Учитель показывает репродукции
картины В.М. Васнецова «Бой Добрыни Никитича с
семиглавым Змеем Горынычем» и портрет «Добрыня
Никитич» Станислава Москвитина из детской книги
«Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).
VI. Домашнее задание
Рассказать о Добрыне Никитиче,
показывая его на репродукции картины «Богатыри».
Урок 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Чему был посвящен
предыдущий урок? О каком герое вы рассказали
дома?
Выслушиваются ответы детей.
III. Сообщение темы урока
У. Сегодня мы продолжим разговор
о богатырях, рассматривая репродукцию картины
В.М. Васнецова.
IV. Работа над образом Ильи Муромца
У. Кого вы видите в центре группы
богатырей? Почему его зовут Муромец?
Дети. Родом из города Мурома.
У. Каким нарисован Илья Муромец?
Выслушиваются ответы детей.
– В центре композиции – Илья
Муромец, самый старший по возрасту, самый любимый
народом, воспетый не в одной былине богатырь. У
Ильи благородное русское лицо, зоркие очи, прямой
нос. Во всем его облике чувствуются мощь и сила,
мудрость и выдержка. Он самый могучий в этой
троице, на его руке палица булатная (вроде
дубинки, только железная) в 40 пудов (пуд – более
16 кг, вес палицы – больше 640 кг), за спиной
виден колчан со стрелами, а в левой руке –
громадное «мурзавецкое» копье (татарское). Зорко
всматривается он из-под узорной рукавицы в
степную даль, и «если он двинется, загудит от шага
его земля». Илья Муромец справедлив, бесстрашен,
прямодушен – он не способен на хитрости и уловки.
Илья – старший на заставе: без его приказа
богатырская застава (пограничная застава) не
двинется с места. Илья бесстрашен. И конь его
богатырский тоже самый могучий – на его сбруе и в
уздечке «пряжки красна золота, они мокнут, да не
ржавеют», косит он злым глазом в сторону врага,
всматриваясь в степь.
Вчера вы отметили, что былины читать сложно.
Подготовьтесь к чтению отрывка из былины «Илья
Муромец и Соловей-разбойник».
Значение данных слов узнайте в словаре в конце
учебника.
На доске:
дородный молодец
стольный Киев-град
заколодела дорожка, замуравела |
– Прочитайте отрывок из
былины об Илье Муромце на с. 71–72, отметьте
непонятные слова и выражения.
На вопросы детей отвечают
одноклассники.
– Перескажите сюжет былины.
Один-два человека рассказывают. Дети
читают вслух, размышляют над вопросами в конце
текста.
V. Работа над образом Алеши
Поповича
У. Посмотрите на третьего
богатыря с картины В.М. Васнецова. Как его
зовут? Почему он Попович?
Д. Сын попа, «Попович сын».
У. Расскажите, каким изобразил
его художник.
Выслушиваются ответы детей.
– Справа самый молодой богатырь –
Алеша Попович. Он лукавый и смелый, ловкий и
находчивый. Лицо его мужественно и одновременно
нежно, движения мягки и вкрадчивы. Он тоже не
подпустит врага: наготове крепко держит в руках
свое любимое оружие – лук с закаленными
стрелами. Конь под ним горяч, как огонь: голову
пригнул, уши прижал, будто землю нюхает.
Прочитайте отрывок из былины «Алеша Попович и
Тугарин Змеевич».
Объяснение какого слова можно найти в словарике
учебника?
Д. Заклад.
У. Что оно обозначает?
Дети отвечают на данный вопрос и
вопросы в конце текста.
VI. Итог урока
У. На каком фоне пишет богатырей
В.М. Васнецов?
Дети отвечают.
– Место действия – необъятный суровый
степной пейзаж, граница земли Русской. На заднем
плане картины – холмы с перелесками (небольшие
леса, отделенные полянами), нависшее над
богатырями грозовое небо со свинцовыми тучами.
Контраст светлых тонов белого и зеленого цвета
на переднем плане и темно-фиолетовых, почти
черных тонов на заднем плане вызывает чувство
тревоги и настороженности, но величие богатырей
(их головы и плечи возвышаются над линией
горизонта), их мощь и сила их единства (художник
написал богатырей как бы прижатыми друг к другу)
доказывают, что врагу не пробраться через
богатырскую заставу.
Какие народные пословицы соотносятся с темой
нашего урока?
Пословицы написаны на доске.
Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни
не жалей.
– Береги землю родимую, как мать
любимую.
– Родина – мать, умей за нее постоять.
– Кто за Родину дерется, тому сила
двойная дается.
VII. Домашнее задание
Творческое задание учебника на
с. 73.
У. Расскажите о богатырях с
картины В.М. Васнецова, используя то, что вы
узнали о них из былин.
Урок 3
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке вы будете
писать сочинение по картине на тему «Славна
богатырями земля Русская».
III. Подготовка к написанию
сочинения
У. Вам в помощь предлагается
план.
На доске:
1. Почему художник взялся
за эту картину?
2. Описание богатырей (выражение
лица, вооружение, одежда, поза) и их богатырских
коней.
3. Природа на картине.
4. Мысли и чувства, которые вызывает
картина. |
– Подумайте, какое
вступление к такому сочинению может быть.
Дети. Картину «Богатыри» написал
замечательный русский художник Виктор
Михайлович Васнецов.
У. Вспомните, почему художник
взялся за эту картину?
По ходу ответов детей рядом с
пунктами плана постепенно открываются опорные
слова.
План |
Опорные
слова |
Почему
художник взялся за эту картину? |
Родился
среди сказочных лесов и гор Предуралья;
любил простых людей, народное искусство;
рисовал героев народных сказок и былин |
Описание
огатырей |
Доспехи:
меч, щит, шлем, булатная палица и копье, меч в
золотых ножнах, лук с закаленными стрелами |
Природа
на картине |
Суровый
степной пейзаж;
грозовое небо со свинцовыми тучами;
чувство тревоги и настороженности;
богатырская застава |
Чем
богатыри сильны? |
Силой,
умом, духом |
IV. Самостоятельное написание
сочинений
V. Домашнее задание
Подготовить рассказ о герое русских
былин. Для работы рекомендованы брошюра «Былины»
из серии «Внеклассное чтение» (М.: Дрофа-Плюс, 2004);
книга «Русские богатыри» (М.: Белый город, 2004).
На другом уроке дети рассказали о
Вольге и Микуле, Дунае Ивановиче,
Потыке-богатыре, Ставре Годиновиче, Соловье
Будимировиче, Василии Буслаеве, о Садко; после
урока посмотрели фильм «Садко». |