Цели. Познакомить учащихся со
стихотворением А. Барто «Жук», биографией
автора, с различными видами жуков; учить читать
стихотворение целыми словами; формировать
положительное отношение к учению, развивать
познавательную активность, внимание,
наблюдательность, ответственность, воспитывать
бережное отношение к природе.
Оборудование. Учебники:
«Окружающий мир» (1-й класс) (под ред. Н.Ф.
Виноградовой); «Чтение и письмо» (1-й класс), II
полугодие (под ред. Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой,
Л.А. Ефросининой); рабочая тетрадь «Письмо № 3»
(под ред. А.О. Евдокимовой ); портрет А.Л. Барто;
рисунки с изображениями жуков; выставка книг
А.Л. Барто; танграм для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы познакомимся
со стихотворением Агнии Барто «Жук». Будем
учиться читать его целыми словами, работать над
выразительностью чтения. А еще мы познакомимся с
некоторыми жуками.
III. Артикуляционная разминка
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!
IV. Чистописание
У. Вспомните правила посадки при
письме.
Памятка
При письме нужно:
сидеть прямо;
опираться спиной о спинку стула;
не опираться грудью о стол;
ноги держать прямо, стопы на полу или на
подставке;
туловище, голову, плечи держать ровно;
обе руки – на столе, опираются о край
стола;
локти выступают за край стола.
|
– Работаем на странице 9
рабочей тетради.
V. Работа со стихотворением
А.Л. Барто «Жук»
У. Агния Львовна Барто родилась
в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и
училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией
и решила сменить профессию.
Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году.
В годы Великой Отечественной войны Агния Барто
ездила на фронт – выступала перед бойцами,
писала для газет. А в эвакуации в городе
Свердловске работала на заводе в токарном цехе.
Конец войны связан в семье Барто с горем – в мае
1945 года погиб ее сын.
Но Агния Барто не перестала писать стихи для
детей и о детях. Она очень много сделала для
детей, стала вести на радио передачу «Найти
человека», где потерянные во время войны дети
рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас
на телевидении есть передача «Жди меня». Она
похожа на передачу «Найти человека», только та
шла по радио.
Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927
семей! Агния Барто верила в детей, в их доброту,
душевную чуткость.
А теперь познакомимся с одним из ее
стихотворений для детей, которое называется
«Жук».
Учитель выразительно читает
стихотворение.
– Какое это стихотворение?
Понравилось ли оно вам? Почему?
Какой вы представляете девочку?
Как, по-вашему, она относится к жуку?
Дети отвечают.
– Каким голосом вы будете читать
начало стихотворения и его конец?
Поработаем над логическими ударениями и паузами
в стихотворении.
Учитель читает стихотворение вместе
с детьми, расставляя логические ударения и паузы
по строчкам:
Далее выразительное хоровое чтение
учеников вслед за учителем.
VI. Физкультминутка
ЖУК
На лужайке на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
(дети показывают),
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь
(дети машут руками),
Низко-низко наклоняюсь
(нагибаются).
VII. Работа со стихотворением (продолжение)
Дети самостоятельно читают друг
другу стихотворение А.Л. Барто «Жук».
У. Можно ли назвать девочку
наблюдательной?
Дети. Да.
У. Докажите.
Дети отвечают.
– Найдите и прочитайте описание
жука.
Учитель знакомит детей с жуком –
бронзовкой золотистой – и показывает
изображение на рисунке.
Слушается выразительное чтение тремя-четырьмя
учащимися стихотворения А.Л. Барто «Жук». Дети
отмечают ошибки, которые были допущены при
выразительном чтении.
– Какие другие стихи Агнии Барто вы
знаете?
Д. «Веревочка», «Резиновая
Зина», «Уехали», «Катя», «Мы с Тамарой»,
«Сверчок», «Всё на всех».
VIII. Работа по учебнику и тетради
У. Прочитайте стихотворение на
странице 100 в учебнике.
Дети читают.
Куклу
выронив из рук,
Мила мчится к маме:
– Там ползет зеленый жук,
С длинными усами!
– Найдите, что сказала Мила маме, и
запишите.
Дети записывают в тетради
предложение: Там ползет зеленый жук, с длинными
усами!
Учитель знакомит детей с жуком –
мускусным усачом.
– Если подойти к этому жуку поближе,
то можно услышать, как он «говорит». Это
происходит из-за трения частей его твердого
панциря одна о другую. При этом слышится скрип. А
нам кажется, что жук разговаривает.
IX. Моделирование жука
Дети из частей танграма складывают
фигуру жука.
Х. Итог урока
У. С каким стихотворением Барто
мы сегодня познакомились?
Кто герой этого стихотворения –
мальчик или девочка?
Можете ли вы сказать, какой характер у
этой девочки?
Какова главная мысль в этом
стихотворении?
Что вам понравилось на уроке? Что вы
запомнили?
Чему научились?
Дети отвечают. |