Цели. Учить давать оценку
взаимоотношениям между близкими людьми в семье,
составлять характеристики героев; помочь
осмыслить понятия «малая родина» и «Родина –
родная страна»; воспитывать патриотизм.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На нескольких уроках мы
читали рассказ А.П. Гайдара «Чук и Гек».
Сегодня подведем итог нашей работе,
вспомним героев повести, подумаем, для чего
Гайдар написал это произведение.
III. Работа над характеристиками
героев
У. Кто является главными героями
этой повести?
Дети. Чук и Гек.
У. Кто вам больше понравился?
Каким он был?
Дети дают характеристики мальчикам.
Чук |
Возраст |
Черты
характера |
В чем
проявились эти черты (ссылка на текст) |
5–6
лет (на год старше Гека) |
Запасливый |
Деньги
не истратил, а приберег на поездку (с. 141, 5-я строка
снизу) |
|
Увлекался
коллекционированием |
«...он
хранил серебряные бумажки от чая, конфетные
обертки (если там был нарисован танк, самолет или
красноармеец), галчиные перья для стрел, конский
волос для китайского фокуса...» (с. 141, 1-й абзац) |
|
Несдержанный |
«...от
злости у него затряслись руки...» (с. 141, 2-й абзац
снизу) |
|
Хитрый |
Придумал
способ, как скрыть от мамы правду о телеграмме (с.
143, 2-й абзац сверху) |
|
Грубый |
Вырвал
у Гека пику, переломил ее о колено и швырнул на
пол (с. 141, 2-я строка снизу) |
|
Конфликтный
и бестактный |
Не
умел решать конфликтные ситуации мирным путем,
первым спровоцировал драку |
Гек |
Возраст |
Черты
характера |
В чем
проявились эти черты (ссылка на текст) |
4–5
лет (на год моложе Чука) |
Незапасливый |
Истратил
деньги «на разные глупости» (по мнению Чука) (с. 141,
4-я строка снизу) |
|
Не
увлекался коллекционированием |
«У
Гека такой коробочки не было...» (с. 141, 2-й абзац
сверху) |
|
Имел
способности к пению |
«Зато
он умел петь песни» (с. 141, 2-й абзац сверху) |
|
Разиня |
«Да и
вообще Гек был разиня...» (с. 141, 8-я строка сверху) |
|
Не
терпел обид и оскорблений |
Выбросил
коробочку Чука за окно в ответ на оскорбление (с.
142, 1-й абзац сверху) |
|
Честным |
На
предложение Чука не говорить маме о телеграмме
сказал брату, что врать нельзя (с. 143, 11-я строка
сверху) |
IV. Работа над понятием «Родина»
У. Где живут мальчики?
Д. В Москве.
У. Место, где ты родился, где
прошло твое детство, называется словом «родина».
Учитель пишет на доске: Москва –
родина Чука и Гека.
– Каким описывает этот город
рассказчик?
Д. «...Огромный город, лучше
которого и нет на свете».
У. Чьи это слова?
Д. Рассказчика.
У. А кто из наших героев так
думает? Согласны ли вы со словами рассказчика?
Что вы можете рассказать о своем родном городе,
селе?
На доске учитель открывает
фотографии видов места жительства детей. Идет
беседа о малой родине детей данного класса.
– Кто заботился о мальчиках,
помогал им в трудную минуту?
Д. Папа, мама, пассажиры поезда,
ямщик, сторож с собакой.
У. Почему они помогали?
Д. Маленькие дети нуждаются в
помощи.
У. Что изменится, когда мальчики
вырастут?
Д. Вырастут и сами станут
помощниками для других.
У. Я знаю, что общество, в котором
одни заботятся о других, называется семьей. А
значит жителей всей России можно назвать одной
большой семьей.
Учитель пишет да доске: Россия –
Родина Чука и Гека.
– Прочитайте на доске два
предложения. На что вы обратили внимание?
Д. У мальчиков две родины.
У. Почему слово «родина» пишется
по-разному?
Дети отвечают.
– Посмотрите кадры из кинофильма
«Чук и Гек» и скажите, какая она, наша Россия?
Дети смотрят кадры из фильма.
Д. Россия простирается на тысячи
километров, в ней много городов, полей, много
лесов, разных зверей в лесу.
У. Прочитайте отрывок, где об
этом пишет Гайдар в своей повести.
Д. «Прощайте, большие города,
заводы, станции, деревни, поселки! Теперь впереди
только лес, горы, и опять густой, темный лес».
У. Вот в какой огромной стране
жили Чук и Гек!
V. Беседа о семье
У. Кто самые главные в семье Чука и
Гека?
Д. Папа и мама.
У. Почему?
Д. Они работают, ведут хозяйство,
воспитывают детей.
У. Какая семья у Чука и Гека?
Дети высказывают свое мнение.
– Прочитайте отрывок о том, как
семья встречала Новый год.
Дети отвечают на вопрос, опираясь на
текст Гайдара, а также на свой жизненный опыт.
VI. Итог урока
В конце урока обязательно должна
прозвучать мысль: «Гайдар показал, что у человека
две родины, их надо беречь».
В заключение урока ученики поют песню
Гека из кинофильма «Чук и Гек» (реж.
И. Лукинский):
Мы в поезде ехали долго,
Навстречу тянулись поля.
Мы видели горы, мелькали озера –
И все это наша земля.
Припев: И где бы ты ни был,
Всегда над тобой
Московское небо
С кремлевской звездой.
Поедешь на север,
Поедешь на юг –
Везде тебя встретит
Товарищ и друг.
Моя Москва,
Ты всем близка!
Будь смелым и честным
В работе своей –
И всюду ты встретишь друзей!
|