Цели. Ознакомить с картиной мира
ХIХ века на примере поэтических произведений
А.Н. Плещеева "Детство", "Былое";
развивать эмоционально-чувственное отношение к
родной поэзии; воспитывать доброту и
отзывчивость к окружающим людям.
Оборудование. Учебник "Родная
речь"( кн. 3, ч. 1) (сост. М.В. Голованова,
В.Г. Горецкий, Л.В. Климанова. М.:
Просвещение).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство с книгой "Родная речь"
Учитель. Перед нами учебник по
чтению. Почему учебник так назван?
Дети. Мы будем изучать
произведения русских писателей и поэтов. Для нас
это родная речь, образец русской культуры.
У. Рассмотрите обложку книги.
Что на ней изображено?
Д. В центре изображена азбука
кириллица.
У. Раньше пословица говорила:
"Сперва аз да буки, а потом все науки". Что
означает эта пословица?
Д. Сперва выучи буквы, а потом
будешь узнавать обо всем из прочитанных книг.
У. Современная пословица
говорит: "Азбука – к мудрости ступеньки".
Что это означает?
Д. Научившись читать, мы узнаем
смысл написанного и станем умнее, мудрее.
У. Да, ребята, читая, вы познаете
то, что было пережито нашими предками много веков
назад. Через чтение поэтических и прозаических
произведений вы общаетесь с поэтами и писателями
другого времени (эпохи), узнаете их мир, чувства и
мысли.
И такому вдумчивому и внимательному чтению надо
учиться. На уроке чтения мы будем читать, думать и
понимать написанное поэтом или писателем.
Прочитайте слова Ушинского, записанные на доске.
На доске:
"Читать – это еще ничего не
значит: что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное дело".
К.Д. Ушинский |
– Этому главному делу мы
посвятим уроки чтения.
III. Знакомство с содержанием
учебника
У. Откуда мы сможем узнать, что
будем читать?
Д. Из содержания учебника.
У. Прочитайте названия разделов.
Что будем читать?
Д. Былины, сказания, жития,
сказки, много стихов.
У. Стихи в книге объединены в
поэтические тетради. Сколько поэтических
тетрадей в учебнике?
Д. Две.
У. Что входит в поэтическую
тетрадь "Светлый край берез, моя Россия"?
Д. Стихи русских поэтов о Родине,
о природе.
У. Сегодня мы начнем
перелистывать страницы одной из поэтических
тетрадей. Какой, вы узнаете, если внимательно
посмотрите на доску.
На доске: портреты поэтов,
репродукция картины "Московский дворик"
художника В.Д. Поленова, книги А.Н. Плещеева,
И.С. Никитина.
– Назовите поэтическую тетрадь, с
которой мы сегодня на уроке познакомимся.
Д. "Страна детства".
У. Как вы думаете, о чем написаны
стихи в этой поэтической тетради?
Д. Это стихи о детских годах
поэтов, о жизни детей ХIХ века.
У. Мне вспоминаются слова моего
любимого писателя Паустовского. Он писал: "Всю
прелесть детства мы начинаем понимать, когда
делаемся взрослыми. В детстве всё было другим.
Светлыми и чистыми глазами мы смотрели на мир, и
всё нам казалось гораздо более ярким".
Мы прочитаем стихи поэтов и увидим мир
их детства, через поэтические строки представим
картину жизни той далекой эпохи, узнаем, что
волновало и занимало детей того времени, какие
были люди, что ценили в жизни, а что осуждали.
IV. Сообщение темы урока
У. Начинает поэтическую тетрадь
"Страна детства" поэт Алексей Николаевич
Плещеев. Посмотрите на портрет поэта
(страница 238). Прочитайте имя, отчество и
фамилию поэта, даты жизни. С его произведениями
мы сегодня познакомимся.
Дети читают.
V. Рассказ учителя о поэте
У. Поэт родился в 1825 году в
Костроме – небольшом городке на Волге. Его
детство прошло в Нижнем Новгороде, а учился поэт
в Петербурге. Первый сборник его стихов вышел в
1864 году. Поэт писал стихи для взрослых и детей.
Особой известностью пользовались его стихи для
детей.
VI. Первичное восприятие
стихотворения "Детство"
У. Послушайте стихотворение
Плещеева и ответьте на вопросы, записанные на
доске.
На доске:
1. Что вспомнилось поэту из
далеких детских лет?
2. Какие чувства вызывают эти
воспоминания? |
Учитель читает
стихотворение "Детство".
– Ответьте на первый вопрос.
Д. Поэт вспоминает родной уголок
детства, где он вырос, свои игры, забавы. Ему
вспомнились лица товарищей, друзей.
У. Какие чувства вызывают эти
воспоминания у поэта?
Д. Эти воспоминания вызывают
добрые, нежные, приятные и в то же время грустные
чувства.
VII. Работа с текстом
У. Прочитайте стихотворение про
себя, слова, которые были непонятны при чтении,
отметьте.
Дети выясняют смысл слов с помощью
словаря.
– Подумайте, сколько можно выделить
частей в этом стихотворении.
Д. Две части.
У. К какой части относится
иллюстрация на странице 240?
Д. К первой.
Дети читают пять четверостиший.
У. Где проходило детство поэта?
Д. Это был очень зеленый городок.
У. Прочитайте, где любили
собираться дети?
Д. "Приходского храма угрюмые
своды".
– "Вокруг него зелень берез...
У этих берез, за церковной оградой,
Сойдется нас много детей".
У. Художник изобразил этот
уголок. Какие строчки подойдут к этой
иллюстрации?
Д. "Там милы дорожки заглохшие
были,
Сирень, окружавшая храм".
У. Как проводили время ребята?
Прочитайте.
Д. "И не было играм конца",
"Мы птичек к себе приручали проворных".
У. Как родители относились к
долгим играм?
Д. "Там матери нежный упрек
забывался
И выговор строгий отца".
У. Как вы понимаете слова
"нежный упрек"?
Д. Замечание сделано без злости,
просто ласково высказано неудовольствие.
У. Прочитайте вторую часть
стихотворения.
Дети дочитывают текст до конца.
– Что вспоминается поэту во второй
части стихотворения?
Д. Поэт вспоминает одного из
своих товарищей. Мы узнаем о его жизни. Поэт
рассказывает, как могла сложиться судьба этого
мальчика.
У. Найдите и прочитайте слова,
которыми поэт рисует образ мальчика.
Д. "...Кротко светились
Глаза его, был он несмел".
У. Замените близким по значению
слово "кротко".
Д. Покорно, смирно.
У. Есть ли еще строки,
описывающие мальчика?
Д. "...Улыбался, но доброго
взора
С игривой толпы не спускал".
У. "Взор" – это взгляд.
Взгляд у мальчика был добрый. Еще какие строчки
говорят о его доброте?
Д. "Отдать бы последнее
рад".
У. Почему он не играл, а "молча
в сторонке сидел"?
Д. Он был слаб здоровьем, сирота.
– "Попреки, толчки он терпел то и дело,
Без слез не едал и куска".
У. Какое увлечение было у
мальчика? Прочитайте.
Д. "Читал всё и ночью, и
днем".
У. Каким вы представляете себе
этого мальчика? Охарактеризуйте его словами.
Д. Тихий, кроткий, несмелый,
добрый, увлеченный чтением, любознательный.
У. Что с ним стало?
Д. Поэт не знает, как сложилась
жизнь у мальчика.
У. В последних строчках
стихотворения поэт показывает свое отношение к
детям.
Прочитайте слова, в которых выражена
любовь к ним.
Д. "...и опять вечерком Малютки
...
Болтают, усевшись рядком.
Там долго ... раздаются
И звонкие их голоски."
VIII. Обобщающая беседа
У. Что вы узнали о жизни поэта из
этого стихотворения?
Д. Узнали о том, где и как
проходило детство поэта.
– Узнали о его друзьях, о том, чем он дорожил в
жизни.
У. Какие чувства оставляют стихи
поэта?
Д. Стихи оставляют добрые и
нежные чувства.
IХ. Домашнее задание
У. Дома продолжите чтение стихов
А.Н. Плещеева. Самостоятельно прочитайте
стихотворение "Былое". Озаглавьте каждую
часть стихотворения. Выразительное чтение
готовьте по рядам: I часть – 1-й ряд, II часть – 2-й
ряд, III часть – 3-й ряд. |