Цели. Познакомить детей с жизнью и
творчеством А.Л. Барто; формировать у детей
устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навык
грамотного чтения; побуждать учащихся в
свободное время самостоятельно обращаться к
книге как источнику содержательного и
занимательного проведения досуга.
Оборудование. Портрет, фотографии
А.Л. Барто; выставки книг «В Стране веселого
детства», детских рисунков к произведениям
А.Л. Барто; плакат «Поэт, драматург, публицист,
переводчик, исследователь, общественный
деятель».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий подходит к выставке книг,
берет в руки книгу А. Барто «Твои стихи».
Ведущий. Эта книга – путешествие в
Страну веселого детства. Отправиться туда
нетрудно: раскрой книжку, начни читать – и сразу
очутишься в этой чудесной стране. Все могут тут
побывать – и старый и малый, и дети и взрослые, и
папа с мамой, и дедушка с бабушкой. Для всех
тут найдется что-нибудь интересное, каждый
найдет, чему улыбнуться.
Я приглашаю вас, ребята, в литературную гостиную,
посвященную творчеству Агнии Львовны Барто.
Агния Львовна Барто (показ фотографий)
родилась в 1906 году в Москве в семье
врача-ветеринара, который и воспитал в ней с
самых ранних лет любовь к литературе, к великим
поэтам и писателям, к родному слову, к его
огромным, чудесным, как казалось будущей
поэтессе, возможностям.
Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек
любого возраста улыбается и произносит: «Да, да,
конечно, помню с детства».
Ведущий подходит к игрушкам,
поднимает с пола мишку и произносит: «Уронили
мишку на пол...»
После первой строчки дети
рассказывают стихотворение хором.
– В самом деле, поколение за
поколением легко запоминает четкие, звучные
стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется
средствами юмора, когда она рассказывает
маленьким детям об игрушках.
Учитель берет с выставки книгу
«Игрушки».
Ученик читает наизусть стихотворение «Бычок».
– Каждая игрушка в изображении
поэтессы приобретает собственный характер.
Ученик читает наизусть
стихотворение «Слон». В руках у него игрушка.
– Игрушки у Барто – полноправные
участники детской жизни, друзья детей.
Ученик читает наизусть
стихотворение «Лошадка».
– Обратите внимание на то, что стихи об
игрушках обычно написаны от лица ребенка в том
случае, когда речь идет о каких-то хороших
поступках детей.
Звучат стихотворения «Кораблик»,
«Грузовик», «Самолет». Когда нет активных
действий ребенка или он совершает плохие
поступки, то стихи написаны от лица постороннего
человека. Учащиеся читают наизусть
стихотворения «Зайка», «Мячик».
Ведущий. Всем своим творчеством
А. Барто воспитывает уважение к детям. Юные
герои стихов Агнии Львовны завоевывают наше
уважение уже с самых первых своих шагов, как мы
это видим в цикле «Машенька растет». Стихи эти,
легкие, веселые, окрыленные, отвечают
уверенности ребенка в своих внутренних силах,
его жажде участвовать во всем, что происходит в
окружающем мире.
Звучат стихи «Машенька» (отрывок),
«Машенька растет» (отрывок), «Я выросла»
(отрывок).
– В конце 1968 года вышла книга
стихов Агнии Барто «Я расту» – новая грань в ее
творчестве, новая и весьма важная его ступень.
Стихи согреты добрым чувством и улыбкой,
радостью бытия. Ребенок показан не без проказ, не
без ошибок в поступках. Но он растет:
А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул,
Но я расту,
Расту, шагая в класс...
– Проблема взаимоотношений старших
и младших – одна из ведущих проблем в творчестве
Барто, и ее решению посвящено много произведений.
Чаще всего внимание заостренно на дружбе между
старшим и младшим поколениями.
Учащиеся читают наизусть стихи «Две
бабушки», «Его семья», «У папы экзамен», «Дед
Тимур», «Разлука».
– Поэтесса наблюдает за
формированием лучших качеств начиная с детского
возраста. Ее стихотворения способствуют
воспитанию любви к Родине. Эта способность
характерна для всего творчества Барто, и
особенно для стихотворений, адресованных
школьникам.
Звучат стихи «Маляр», «Птенцы», «Мы
не заметили жука».
– Каждый должен воспитывать в себе
привычку заботиться о людях, стремиться
доставлять им радость, создавать хорошее
настроение, быть отзывчивым, внимательным и
добрым к ним.
Звучит
отрывок из стихотворения «Вовка – добрая душа».
– Большое место в раннем творчестве
Барто занимают сатирические и юмористические
стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась
известная смелость, чтобы обратиться к детям с
острыми, задорными стихотворениями.
Учащиеся инсценируют стихотворение
«Девочка чумазая». Ученик читает наизусть
стихотворение «Девочка-ревушка».
– Барто обращается к своей
аудитории за помощью, за содействием, чтобы
сообща – иначе ничего не выйдет! – сокрушить
таких хитрых, коварных, лицемерных, цепких и еще
очень живучих противников, как эгоизм, жадность,
чванство, грубость, показуха, могущих увести
человека, стоит ему поддаться им, в сторону от
людей, от живого дела, от настоящего творчества.
Звучат стихи «Цветы не знали», «Три
очка за старичка», «Леночка с букетом»,
«Лешенька, Лешенька», «Болтунья Лида», «Любочка».
– Зная склонность своих читателей к
игре, поэтесса и сама нередко словно бы играет с
ними и далеко не сразу раскрывает свой замысел.
Вот почему ее сюжет порою развертывается крайне
неожиданно. Именно так построено стихотворение
«В театре».
Инсценировка стихотворения «В
театре».
– А в стихотворении
«Любитель-рыболов» автор сначала отдает дань
вокальным способностям своего героя рыболова,
который поет отличную песенку, в которой слышны
«и радость в ней, и грусть».
Звучит стихотворение «Рыболов».
– Ребята, вы выполнили рисунки к
стихам Барто. Давайте рассмотрим их. Угадайте, к
каким произведениям Барто относятся рисунки?
Обращение к рисункам.
– Вспомните, как называется
стихотворение, и прочитайте из него отрывок.
Дети
читают.
– Барто неоднократно бывала за
границей. Первая поездка была в 1937 г. в Испанию,
в разгар борьбы испанского народа с
франкистскими мятежниками, которым оказывали
всемирную поддержку немецкие и итальянские
фашисты. Вместе с испанцами Барто переживала и
бомбежки, и обстрелы; она видела героическое
сопротивление людей, яростно ненавидящих фашизм;
она была свидетельницей чудовищных зверств,
совершаемых фашистами на испанской земле, воочию
видела горе испанских матерей. Эти трагические
события навсегда остались в ее памяти.
Впечатления от этой поездки отразились в цикле
стихотворений, посвященных Испании и испанским
детям.
Звучат стихотворения «Лолита»,
«Клятва».
– В 60-е годы в течение трех лет Агния
Львовна вела на радиостанции «Маяк» передачу
«Найти человека». Тогда она вошла в каждый дом
как желанный друг. Счастливыми были, конечно, те,
кто с помощью этих передач находил своих близких,
потерянных в годы Великой Отечественной войны. 927
семей были воссоединены к моменту выхода в свет
книги «Найти человека». (Показ книги.) Потом
был снят фильм с таким же названием.
Новым, не имеющим аналогов в детской поэзии мира
является последний цикл стихотворений Барто
«Переводы с детского». Давно уже начала она
собирать стихи детей – «невеликих поэтов», как
она шутя их называет. Множество детских стихов
пришлось прочитать и прочувствовать поэтессе,
чтобы проникнуться настроением ребенка той или
иной нации. Этот цикл, несомненно, создает
новаторскую традицию в поиске поэтического
самовыражения детских поэтов мира.
Послушайте стихотворение «В саду Тюильри», в
котором показана озабоченность детей будущим:
Зашел разговор
Про двухтысячный год,
А в небе над городом
Плыл самолет.
– Погоды тебе! –
Крикнул длинный подросток
И начал размахивать
Кепочкой пестрой. –
В краю голубом
Ты спокойно паришь,
Но тысячи бомб
Не взорвут ли Париж?!
Их столько скопилось!
Куда их девать?
Двухтысячный год
Их начнет раздавать!
Звучат стихи «Мечтанье» (от имени
Ильдико Бойдор), «Мама» (от имени Любицы Ивич).
– Долго можно было бы перечислять
строчки стихов, живущих в памяти постоянно,
передающихся из поколения в поколение. Они
сближают взрослых и детей, помогая сделать
общение приятным и продуктивным.
Поэт, драматург, публицист, переводчик,
исследователь, общественный деятель Агния Барто
– личность талантливая, самозабвенная в деле,
увлекавшаяся и художественным творчеством, и
решением актуальных практических задач,
направленных на развитие литературы, кино,
театрального искусства, адресованных детям.
Ее творчество было нацелено на сближение народов
разных стран, чтобы гуманизировать жизнь,
прибавить счастья взрослым и детям. |