Воскресенье, 28.04.2024, 06:33                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЧТЕНИЕ

А.И. Куприн. "Скворцы" (отрывок). Единый временной план текста
27.05.2012, 10:26

Цели. Продолжать формирование интереса к чтению классических произведений, способности осознанно воспринимать созданное писателем описание; совершенствовать умение различать окончания глаголов I и II спряжения в настоящем времени; выявить роль глаголов прошедшего времени в тексте; формировать представления о едином временноRм плане как о средстве связи предложений в тексте с параллельным построением.

Оборудование. Учебник Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 4-й класс"; книга А.И. Куприна «"Изумруд": Рассказы, повесть»; портреты А.И. Куприна, А.К. Саврасова; Физическая карта мира; иллюстрации с изображением поля, леса (где лежит снег), березы с почками, ивы, вербы, подснежников в лесу, грача, скворца; репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"; Толковый словарь.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с творчеством Александра Ивановича Куприна (учитель показывает портрет). Прочитаем отрывок из рассказа "Скворцы".

III. Постановка учебной задачи

У. На занятии мы поработаем с репродукцией картины Саврасова, поупражняемся в определении типа спряжения глаголов настоящего времени; выясним,
какую роль играют в тексте глаголы прошедшего времени; познакомимся еще с одним средством связи предложений.

IV. Вступительная беседа

У. На двух прошлых занятиях мы говорили о первых приметах весны. Вспомните их.

Дети. Светит солнце, тает снег, становится немного теплее.

У. Какие еще приметы весны вы знаете?

Д. Прилет птиц.

У. Прилет птиц – яркая примета весны. Рассмотрите иллюстрацию с изображением скворца (показывает иллюстрацию). Прочитайте в словаре об этой птице.

Д. Небольшая перелетная певчая птица отряда воробьиных с темным оперением.

У. Запишем предложение в тетрадь под диктовку (один ученик работает у доски).

На доске:

Скворцы – радостные вестники весны.

– Что необычного вы заметили в этом предложении?

Д. Нет глагола.

У. Разберем это предложение по членам. Найдите подлежащее.

Д. Скворцы.

У. Какой частью речи выражено подлежащее?

Д. Именем существительным.

У. Найдите сказуемое.

Д. Вестники.

У. Какой частью речи выражено сказуемое?

Д. Тоже именем существительным.

У. Ребята, запомните, в русском языке часто встречаются такие предложения, в которых сказуемое выражено именем существительным. В этом случае между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Ребята, а почему скворцов называют вестниками, какую радостную весть они приносят?

Д. Весть о наступлении весны.

У. В рассказе Куприна "Скворцы" (учитель показывает книгу "Изумруд") говорится о том, как происходит перелет скворцов, как они обосновываются на своих прежних местах, как они кормятся и выводят птенцов, и о многом другом.
Скворцы совершают долгий перелет, летят к нам из разных стран.
Посмотрим с вами на Физическую карту мира. (Карта вывешена на доске.) Кто может показать, где находятся юг Европы, Малая Азия, север Африки, Средиземное и Черное моря?

Дети работают с картой.

– Видите, какие длинные расстояния приходится преодолевать скворцам. Наверное, нелегко им бывает. Вот об этом мы и узнаем, прочитав отрывки из рассказа "Скворцы".

V. Словарная работа

У. Перед чтением разберем слова, которые встретятся в тексте.

На доске:

Взяток – добыча пчелы, то, что пчела собирает и уносит с цветов за известный период времени.

Золотник – русская мера веса, около 4,25 г.

– Последнее слово – историзм. Запишите в словарик: "золотник".

Слышали выражение: "Мал золотник, да дорог?" Что оно означает?

Д. Что-то незначительное с виду, но ценное. Так говорят о внешне неприметном человеке, но с богатым внутренним миром.

VI. Первичное восприятие текста

У. Я прочитаю начало рассказа. Приготовьтесь внимательно слушать, а потом скажите, какой путь приходится проделать скворцам.

Учитель зачитывает отрывок.

"Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких леса и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки набухали. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.
Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ, с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным и Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелета маленькое существо весом около двадцати – двадцати пяти золотников. Право, нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда, повинуясь могучему зову природы, она стремится в место, где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень".

– Трудно приходится скворцам при перелете?

Д. Да, их подстерегают приключения и опасности.

VII. Работа над содержанием текста

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Скворцы".

У. Прочитайте текст самостоятельно и определите тему и тип текста.

Дети читают текст.

– Какова же тема этого текста?

Д. Ожидание прилета скворцов.

У. К какому типу текста относится этот отрывок?

Д. Описание с элементами рассуждения.

У. Прочитайте описание весны.

Дети зачитывают вслух первый абзац.

– Какой период весны описывает автор?

Д. Раннюю весну, середину марта.

У. Как вы понимаете выражение "весна ровная, дружная"?

Д. Ровная – значит, вовремя пришла, все стало таять постепенно, не рывками, а ровно.
– Дружная, то есть сразу стало теплеть, земля показалась, вылетели пчелы, запели птицы, зацвели деревья.
– Бывает весна не дружная, то есть никак не начинается. Вроде бы и солнце светит, и снег тает, а все еще спит вокруг.

У. Прочитайте описание снега.

Д. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля.

Учитель прикрепляет на доску иллюстрацию с изображением леса, где еще лежит белый снег, и поля, где уже видны пятна черной земли.

У. Сравните описание снега.

На доске:


– Допишите, какой был снег.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, почему снег в лесу и на полях такой разный?

Д. На полях солнце сильно пригревает, снег становится рыхлым, он тает, а темный – потому, что перемешивается с грязью, землею.
– В лесу солнце светит мало, снег еще лежит сугробами.

У. Действительно, снег в лесу растает в последнюю очередь. В мае в тенистых местах в лесу еще лежит снег.
А что происходит с деревьями?

Д. На них набухли почки, из которых потом появятся листочки.

У. Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы (учитель прикрепляет на доску иллюстрации). Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание вербы в тексте.

Д. "Барашки" на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными.

У. Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?

Д. Они кудрявые, пушистые, как барашки.

У. Видите, какие эпитеты использует автор! Какие первые цветы появляются на лесных полянах?

Д. Подснежники.

Учитель прикрепляет иллюстрацию.

У. Как вы думаете, а почему подснежники "робко показались"?

Д. Распускаются медленно, не везде, изредка можно встретить подснежник.

У. Подснежники нельзя срывать, они занесены в Красную книгу.
Посмотрите еще раз на доску на изображения леса, поля, деревьев. Сейчас еще раз про себя перечитайте первый абзац и, закрыв тексты, но пользуясь иллюстрациями на доске, своими словами опишите весну, которую изобразил Куприн.

Дети читают первый абзац и описывают картину, которую они представили себе.

– Прочитайте второй абзац и скажите, как все ждали скворцов.

Дети читают второй абзац.

– Как же все ждали скворцов?

Д. Все ждали с нетерпением.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Потому что эти птицы веселые, общительные, радостные вестники весны.

У. Как называет скворцов автор?

Д. Старые знакомые.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Скворцы стремятся вернуться на старое место.

У. Зачитайте еще раз, откуда летят к нам гости.

Д. С юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки...

Дети еще раз показывают на карте, откуда прилетают скворцы.

У. Сколько верст нужно пролететь, чтобы добраться до нас?

Д. Много сотен верст, более трех тысяч верст.

У. В час скворцы пролетают до 80 верст. Делают в течение дня две-три остановки. Какие опасности ждут их в пути?

Д. Дожди, бури, туманы, тучи с градом, хищные птицы, выстрелы охотников.

У. Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолевать перелет, сколько усилий им требуется для этого. Прочитайте вслух последнее предложение. Какая важная мысль в нем заключена?

Дети читают.

Д. Ни в коем случае нельзя уничтожать птиц во время перелета.

У. Птиц вообще не следует уничтожать: ни во время перелета, ни при каких других условиях.

У. Что вызывает у вас чтение последнего предложения?

Д. Неприязнь к тем людям, кто уничтожает птиц во время их трудного пути.

У. Как можно назвать таких людей?

Д. Бессердечные, жестокие...

У. Ребята, никогда так не поступайте! Птица – живое существо, ей тоже хочется жить, радоваться солнечному свету и теплу, растить своих деток.
Обратите внимание, почему имя существительное "птица" в последнем предложении употреблено в единственном числе. Что выражает единственное число?

Д. Единственное число выражает обобщенный характер высказывания. Имеются в виду все птицы.

У. Итак, ребята, что нового вы узнали о скворцах?

Дети высказываются.

– А какова же главная мысль прочитанного отрывка?

Д. Главная мысль – нельзя уничтожать птиц во время трудного пути.

У. Ребята, мало того, что у птиц был трудный перелет, им еще нужно найти старые места, где они жили в прошлом году. А что люди должны для этого сделать?

Д. Поправить старые скворечники.

У. Кто еще не сделал скворечники? Поторопитесь!

VIII. Физкультминутка

У. Немного отдохнем.

Летят, летят в наш край скворцы,
(Руки в стороны, взмахи руками имитируют полет птиц.)
Что молодой весны гонцы.
Летят над морем, над рекой,
Летят, спешат скворцы домой.
А дома ждут скворечни их,
И снова будут хлопоты у них.

IХ. Сообщение дополнительных сведений

У. Итак, все с нетерпением ждали скворцов.

Учитель читает далее из книги "Изумруд" (с. 389).

«Наконец 19 марта вечером кто-то закричал: "Смотрите – скворцы!"»
Как вы думаете, почему автор использует именно глагол "закричал", а не "сказал"?

Д. Этот глагол помогает передать радость, восторг от прилета долгожданных гостей.

У. Попробуйте выразительно прочитать это предложение, передав восторг, неожиданность.

Предложение записано на доске. Дети читают его.

– Наконец скворцы прилетели. Их было пятнадцать, пишет Куприн. Как вы думаете, чем занимаются скворцы, когда прилетают?

Дети высказываются.

У. Два-три дня набираются сил, осматривают прошлогодние места, ищут корм.
А в тот вечер, когда они только прилетают, ни шума, ни возни не слышно. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают предположение, что птицы отдыхают после трудного перелета.

– Если вы хотите узнать, что делают скворцы в середине мая, летом и когда они улетают, прочитайте этот рассказ полностью. К нашему отрывку мы еще вернемся на занятии. Ребята, хотите услышать пение скворушки?

Включается запись пения скворца.

– Вот как распевает свои звонкие песни скворец. Каких только звуков не услышишь в песне скворца!

Х. Работа с репродукцией картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели"

У. Кто прилетает к нам после скворцов?

Д. Грачи.

У. Еще кругом снег, а грачи уже важно расхаживают по дорогам – черные, белоносые. (Показ иллюстрации.)
Выбирают они парк или рощу и начинают гнезда устраивать. Весь день они шумят, сучья для гнезд ломают. Старые гнезда чинят, новые вьют, а вечером садятся грачи у своих гнезд и спят до утра. Утром снова за работу. Очень спешат грачи – ведь пора птенцов выводить.
Часто в народе говорят: "Увидел грача – весну встречай".
Александр Константинович Саврасов (1830–1897) в 1871 году написал картину "Грачи прилетели".

Учитель показывает портрет художника и репродукцию картины.

– Посмотрите, как расположились грачи. Они поправляют свои старые гнезда.
Выполните упражнение 440 на с. 190 учебника.

Дети выполняют задание.

У. Прочитайте четверостишие из стихотворения Бунина.

Д. Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.

У. О каком времени года идет здесь речь?

Д. О ранней весне.

У. Как вы догадались?

Д. Полая вода, то есть вода, разливающаяся после ледохода.
– А вот грачи могут и прилетать, и улетать. Это нам ни о чем не говорит.

У. Почему Бунин использует слово "стада", а не "стаи", например?

Д. Грачей столько много, что они напоминают стада животных.

У. А почему "важно" кричат грачи?

Д. Они же вестники весны.

– Важничают, что прилетели и возвестили весну.

У. Пользуясь памяткой 1 (на странице 249 учебника), выполните задание. Запишите по памяти. Затем определите спряжение глаголов.

Дети выполняют задание.

– Итак, приметы весны – не только таяние снега, но и прилет птиц – скворцов и грачей.

ХI. Наблюдение единого временного плана текста

У. Вернемся еще раз к отрывку из рассказа Куприна "Скворцы".

Прочитайте текст еще раз внимательно и скажите, какая часть текста относится к описанию.

Дети про себя читают текст.

Д. Первый абзац.

У. А второй абзац?

Д. Описание с элементами рассуждения.

У. На примере первого абзаца мы познакомимся еще с одним средством связи в описательном тексте с параллельным построением.

Напомните, какие три средства связи вы знаете в тексте-описании с параллельным построением?

Д. Все предложения по смыслу связаны с первым. Порядок главных членов в предложениях обычно одинаковый. Опорные слова объединяются одной темой.

Дети доказывают все три признака параллельной связи на примере первого абзаца.

У. Найдите все глаголы-сказуемые. Определите их время.

Д. Все глаголы употреблены в прошедшем времени.

У. Попробуйте несколько глаголов (на выбор) поставить в настоящее или будущее время. Прочитайте, что у вас получилось.

Дети читают текст в новом варианте.

Д. Текст изменился не в лучшую сторону. Исчезли его лиричность, красота.

У. Как вы думаете, случайно ли автор все глаголы в первом абзаце употребил в одном времени?

Д. Не случайно. Он описывает события, которые уже произошли. Это воспоминания о былой весне.

У. Мы можем сделать вывод: употребление глаголов в одном и том же времени в текстах с параллельной связь является средством связи предложений и называется единым временным планом текста. Запомните! Какую же роль играют глаголы прошедшего времени в первом абзаце текста?

Д. Помогают передать картину весны, которую вспоминает автор.

– Помогают восстановить в памяти картины былой жизни писателя.

ХII. Упражнение в определении спряжения глаголов в настоящем времени

У. Прочитайте второй абзац и понаблюдайте, глаголы какого времени здесь использованы?

Дети выполняют задание.

Д. Во втором абзаце используются глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени.

У. Можно назвать такое использование глаголов единым временныRм планом текста?

Д. Нет, все глаголы употреблены в разном времени.

У. Проведем лингвистический эксперимент. Попробуйте изменить времена глаголов. Поставьте все глаголы в одно время, на выбор.

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. Текст стал невыразительным. Получилась какая-то неразбериха.

У. Найдите во втором абзаце глаголы в настоящем времени и выпишите их в тетрадь. Определите по окончанию спряжение.

Дети выписывают слово "стремится" (II спряжение).

ХIII. Итог занятия

У. Ребята, что нового вы узнали сегодня на занятии?

Д. Весной одними из первых прилетают скворцы. Птицам приходится очень трудно во время перелета.

У. Что такое единый временной план текста?

Д. Это вид связи предложений в тексте, когда все глаголы использованы в одном времени.

ХIV. Домашнее задание

У. Напишите текст-рассуждение о том, почему весной нужно делать скворечники, или рассказ по плану и иллюстрациям "Ожидание гостей".

Детям на дом предлагаются карточки для написания рассказа "Ожидание гостей".

Составьте рассказ по плану и картинкам. Запишите и озаглавьте рассказ.

На доске:

ПЛАН

1. Когда зазвенела капель?
2. Для кого дети сделали скворечники?
3. Где дети смастерили скворечники?
4. Какое настроение было у ребят после работы?

Категория: ЧТЕНИЕ | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, литературное чтение в начальн
Просмотров: 8526 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru