Цель занятия: формировать представление о России как многонациональной стране со своими культурными традициями.
Основные термины и понятия: Россия, родина, отечество, столица, президент, государственные символы.
Оборудование: мультимедийный проектор; флаг, герб, карта России;
портреты государственных деятелей, великих людей; MacBook для учащихся
(по количеству групп).
Дополнительно к занятию:
учителю -
презентация по теме занятия;
аудиозапись песни "Мы дети твои, Россия!" (Сл. Н.Осошник, муз. В.Осошник);
конверт с письмом;
ученикам –
компьютеры по количеству рабочих групп;
подборка картинок для создания фильма (папка с картинками
загружается учителем заранее на рабочий стол компьютеров, на которых
будут создавать фильм дети);
музыка к фильму (загружается на рабочий стол компьютера)
Ход занятия
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Орг. момент
Приветствие друг друга.
2.Психологисеский настрой
-
Предлагаю встать в круг, представиться и несколько слов сказать о себе:
я - учитель начальных классов. Мне нравится работать с детьми и видеть,
как маленькие несмышленыши превращаются в одноклассников, понимающих
друг друга, умеющих отстаивать свою точку зрения, жаждущих знаний,
любящих свою страну.
Дети в кругу говорят о себе и протягивают руку соседу, приглашая к общению. В результате получается замкнутый круг.
3.Беседа с учащимися.
А) Сейчас вы услышите песню.
Подумайте, почему с нее начинается наше занятие?
Звучит 1 куплет песни "Мы дети твои, Россия!" (Сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник)
Приложение 1. Текст песни.
Ответы детей.
- На уроке будем говорить про Россию.
4.Формулирование темы занятия.
Работа по теме урока в группах.
Б) Попробуйте сформулировать тему занятия
В) С чем ассоциируется Россия у авторов песни?
Что мы вкладываем в слово Россия?
Работа в группах.
- Подберите слова на данную букву, которые ассоциируются со словом Россия.
- Выступления групп.
- Почему именно эти слова подобрали?
- Какие слова могут добавить другие группы?
- Итак, что же вы вкладываете в понятие Россия?
Ответы детей.
Слайд "Россия – наша Родина!"
- Поля; озера; земля, где вырос …
Ответы детей.
Формируются в группы по количеству букв в слове Россия.
Примерные ответы:
Р – родина, род, родители
О – отечество, отец, осинка
С – сила, слава, символ, самородки
С – судьба, семья, солнце, свет
И – история, имена великих людей, изба, исток, идеал, изобилие
Я – семьЯ, я, Ярило, ярмарка, ягоды
5. Постановка проблемы
- На адрес школы пришло письмо из США.
Приложение 2. Текст письма. Обсуждение письма:
- Каким образом могли бы исполнить мечту?
Один из ответов: - создать и отправить фильм о России.
6. Подготовка к созданию фильма.
- Что необходимо включить в фильм?
О чем рассказать?
- Почему именно эту информацию надо включить в фильм?
- Что вы знаете об этом?
Учитель дополняет ответы детей. (см. Приложение 3)
- Где можно взять недостающую информацию?
- По каким критериям будем оценивать созданный фильм?
Фронтальная работа: запись ответов на доске в любом порядке:
- красота природы
- символы
- президент
- достопримечательности
Ответы детей.
КРИТЕРИИ:
- полнота содержания.
- соответствие зрительного образа содержанию
- наличие музыкального сопровождения
7. Создание фильма
Работа ведется в 5 группах. В каждой группе распределяются роли: режиссёр, сценарист, художник, монтажёр.
Распределение ролей. Поиск материала.
Учитель координирует работу групп.
Дети работают с заготовками с рабочего стола.
Текст пишут частично сами, частично берут в информационном
пространстве класса, раздел Глоссарий (учитель размещает материал
заранее)
8. Защита фильмов.
Оценка фильмов по ранее разработанным критериям.
9. Рефлексия
2 мин
Что нового узнали?
О чем хотите рассказать дома?
Ответы детей.
10. Домашнее задание
Долговременное по выполнению
(около 3-х недель, выполняется по желанию): принять участие в конкурсе
фотографий «Россия в моем сердце» - в информационном пространстве
класса.
Приложение 1
Волшебники двора - Мы дети твои, Россия!
Сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник
Любуюсь тобой – ярко залитой солнцем
За гладью озер – золотые поля…
И в первых словах навсегда остается
Земля, где я вырос – Россия моя!
И космоса даль и простор океана
Нас манят загадочной силой своей,
Но ждет нас Россия, любя и прощая,
Как матери любят своих сыновей
Припев:
Россия – мы дети твои
Россия - нужны нам твои голоса.
Пусть вьются знамена над миром
И с именем гордым твоим
Мы все твои дети, Россия!
А значит - мы победим!
Припев:
Россия – мы дети твои
Россия - нужны нам твои голоса.
Пусть весны твои будут пахнуть дождями,
И смехом детей каждый день озарит.
Пусть в сердце любовь и добро будут с нами
И Родины имя так гордо звучит!
Приложение 2. Письмо (возможен вариант письма на английском языке).
"Здравствуйте, ребята! Пишу вам из далекой страны и хочу поделиться
своей мечтой. Я много слышал о России и всегда мечтал побывать в ней,
чтобы своими глазами увидеть ее красоту. Но такой возможности у меня
нет. Буду рад, если вы поможете мне исполнить мечту.
Ваш далекий друг. 11 лет "
Приложение 3. Материал для учителя.
Россия согласно конституции является многонациональным государством. На
территории России проживает более 180 народов, в число которых входят
не только коренные малые и автономные народы страны. При этом русские
составляют около 80 % населения (около 115,9 млн из 145,2 млн жит. в
2002 г. и около 111,0 млн. из 142,9 млн. в 2010 г.), представители
других национальностей составляют чуть более 20 % населения (около 29,3
млн чел., 2002 г.).
1. Символика России
О Государственном гербе Российской Федерации Принят Государственной
Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000
года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются
Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок
официального использования.
Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой
четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в
оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом,
поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и
- над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе
орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, -
серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем
дракона.
Рисунки Государственного герба Российской Федерации в многоцветном и
одноцветном вариантах помещены в приложениях 1 и 2 к настоящему
Федеральному конституционному закону.
О Государственном флаге Российской Федерации Принят Государственной
Думой 8 декабря 2000 года. Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000
года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются
Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок
официального использования.
Статья 1. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой
прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос:
верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение
ширины флага к его длине 2:3.
Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации
помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.
О Государственном гимне Российской Федерации Принят Государственной
Думой 8 декабря 2000 года, Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000
года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются
Государственный гимн Российской Федерации, его описание и порядок
официального использования.
Статья 1. В соответствии со статьей 70 Конституции Российской Федерации
утвердить музыкальную редакцию Государственного гимна Российской
Федерации согласно приложению к настоящему Федеральному конституционному
закону.
Статья 2. Государственный гимн Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Символика Российской Федерации
Государственный герб Российской Федерации представляет собой
четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в
оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом,
поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и -
над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе
орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, -
серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного дракона.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую
преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок
орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над
головами орла изображены три исторические короны Петра Великого,
символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской
Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и
держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на
груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из
древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России
олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.
Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко
традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и
продолжает их в преддверии третьего тысячелетия.
Флаг России. Значение цветов флага
Цветам российского флага приписывается множество символических
значений, однако не существует официального толкования цветов
Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная
расшифровка заключается в следующем:
Белый цвет символизирует благородство и откровенность; синий цвет —
верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет —
мужество, смелость, великодушие и любовь.
Считается, что именно так следует расшифровывать символику
бело-сине-красного "Флага Царя Московского". Другим распространённым
толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями
Российской империи:Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси
(красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и
императоров России: "Всея Великия, и Малыя, и Белые России",
символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов. Кроме того, в
дореволюционные времена существовали разнообразные трактовки значений
этих цветов, например: белый — цвет свободы; синий — цвет Богородицы;
красный цвет — символ державности.
Было также толкование этих цветов как триединства православной церкви,
царской власти и народа: белый цвет — символ православной веры; синий
цвет — символ царской власти; красный цвет — символ русского народа.
2. Система органов государственной власти в России
К основным федеральным органам государственной власти относятся:
Глава государства – Президент Российской Федерации;
Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание России;
Правительство – Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;
Федеральные органы исполнительной власти: Министерства России,
федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые
Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России
Судебные органы – Верховный суд РФ, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.
Прокуратура РФ.
Президент Российской Федерации — высшая государственная должность РФ, а
также лицо, избранное на эту должность. Президент России является
главой государства. Многие полномочия президента либо имеют
непосредственно исполнительный характер, либо приближены к
исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых
исследователей, президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а
возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и
имеет право роспуска Государственной думы. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами Президент Российской
Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.
3. Достопримечательности России.
Россия - страна с богатой культурой и многовековой историей. Некоторые
историко-культурные и архитектурные памятники являются объектом
Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В российских городах много исторических
мест, в которых есть что посмотреть. В любом городе и регионе есть такие
места, которые не могут не зацепить, не взволновать человека, у
которого есть душа и сердце. Россия буквально наполнена
достопримечательностями с художественной ценностью.
Все достопримечательности России можно разделить на исторические и
природные. Например, красивейший водопад на Дальнем Востоке - Илья
Муромец. Его высота 141 метр, он расположен на полуострове Медвежий, на
Курильских островах. Он очень труднодоступен. Им полюбоваться можно
только со стороны океана. У местных народов культовое отношением к
водопадам и суеверное им поклонение. Водопад является
достопримечательностью республиканского значения. Несмотря на это он не
охраняется, так как об этом позаботилась природа, он находится в очень
труднодоступном месте. Зимой он еще более величественен. Струи воды
замерзают и образуют невероятные по красоте и масштабу архитектурные
изыски. Если сравнить Курилы с жемчужным ожерельем, то этот водопад одна
из красивейших его жемчужин.
Историческое наследие есть во многих российских городах больших и
малых. Это и Золотое кольцо России, и столица нашей Родины, и
Санкт-Петербург, и Новгород, и Суздаль, и Владимир, и Волгоград и многие
другие.
Человек, любящий Россию, найдет для себя не одну достопримечательность, которая всколыхнет его сердце. Например, эти:
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного, Москва;
Петергоф (дворцово-парковый ансамбль), Санкт - Петербург;
Мамаев курган, Волгоград;
Башня Сююмбике, Казань;
Мечеть Кул – Шариф, Казань.
4. Природа России.
Учитель может рассказать о необычных природных достопримечательностях России, например:
Столбы выветривания Мань-Пупу-Нёр
Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр в республике Коми
(мансийские болваны). Около 200 миллионов лет назад на месте каменных
столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер,
мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые
породы. Твёрдые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы,
разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были
разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. В
прошлом место религиозного поклонения народа манси. Мань-Пупу-Нёр на
языке манси означает "Малая гора идолов"
Озеро Шайтан и плавающие острова
Одно из самых уникальных озер России - озеро Шайтан, расположено в 39
км от г. Уржума. Озеро имеет карстовое происхождение, глубина до 25
метров. Питают озеро подземные грунтовые воды и атмосферные осадки.
Уникальное явление - дрейфующие по озеру острова, на которых растут
кусты и небольшие деревца. Некоторые из островов выдерживают вес
нескольких человек. Еще одна уникальная особенность Шайтан-озера в
выбросах вверх фонтанов и столбов воды. Столбы бывают разной высоты (до
10 м), выбросы нерегулярны и стремительно быстры, увидеть их - большая
удача. Местные жители утверждают, что выбросы бывают и зимой, оставляя
вздыбленные, торчащие вверх толстые льдины.
Верблюд-гора
Верблюд-гора расположена в Оренбургской области в 9 км юго-восточнее
поселка Восточного на левобережье пересыхающего ручья Ащису.
Представляет собой кварцитовый скальный останец высотой до 20 метров.
Верблюд является одной из самых оригинальных природных скульптур и
своеобразным символом Оренбургского сухостепного Зауралья. Длительное
время ветер выдувал почву, и гора, сложенная из твердых пород,
превратилась в двадцати метровую кварцевую глыбу, напоминающую лежащего
верблюда.