Цели. Закреплять понятия о видах
орнамента, умения составлять узор из различных
элементов; познакомить детей с изделиями
мастеров Павловского Посада.
Оборудование. Изделия и
иллюстрации с замкнутым и бесконечным
орнаментами, платки и шали с различными
орнаментами.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель показывает рисунки с двумя
типами композиции орнамента: бесконечным и
замкнутым.
Учитель. На прошлом уроке мы
знакомились с бесконечным орнаментом.
Определите, на каких рисунках изображен такой
орнамент. Обоснуйте свой выбор.
Дети. Элементы в этих орнаментах
повторяются.
У. Сегодня мы познакомимся с еще
одним типом орнамента, который называется
замкнутым.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель показывает изделия и
иллюстрации предметов с замкнутым орнаментом.
У. В чем может быть замкнут
орнамент?
Д. В круге, в квадрате, в
прямоугольнике, в овале.
У. Где используются такие
орнаменты?
Выслушиваются ответы детей.
– Замкнутые орнаменты можно
увидеть на узорных платках и шалях. Издавна по
народной традиции платок был самым желанным
подарком. Ухаживал ли парень за девушкой,
приезжал ли кто-нибудь из города с базара,
справлялись ли свадьба или крестины – во всех
случаях любовь и внимание выражали подарком
головного платка. Платок – не просто головной
убор, а символ любви и красоты.
Многие платки изготовлены мастерами из
старинного русского города – Павловского
Посада. Когда-то в селе Павлове шумели богатые
ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых
дальних уголков. Торговали тканями, хлебом и
другими вещами. И, конечно же, знаменитыми
набивными павловскими платками. А почему их
называют набивными? Об этом нам расскажет ученик,
который подготовил сообщение.
Ученик. Один из древнейших видов
художественной росписи ткани – набойка
(набивка). Наиболее древние образцы изделий с
набойкой найдены в Египте.
В России в ХII веке набивку выполняли ручным
способом при помощи резных досок. Ткань
раскладывали на мягкой поверхности. Доску
окрашивали или смачивали краской и накладывали
на ткань, пристукивая (набивая) деревянным
молоточком для лучшей пропечатки рисунка.
Первоначально набивали красной или оранжевой
красками по белому или однотонно окрашенному
фону. Потом количество цветов увеличилось и
соответственно увеличилось количество досок,
каждую из которых окрашивали в один цвет. Эти
доски последовательно накладывали на ткань.
Позднее деревянные доски заменили штампами, а
ручной труд – машинным, что дало возможность
применять разнообразные художественные и
технические приемы.
У. Давайте внимательно
рассмотрим узоры на платках. Какие элементы
использованы в их росписи?
Д. Крупные и мелкие цветы,
листья.
У. Для платков из Павловского
Посада характерен яркий растительный мотив, в
котором крупные садовые цветы сочетаются с
мелкими полевыми цветочками и листочками. Краски
орнамента ярко выделяются на черном, кремовом,
белом, коричневом фоне. Есть платки с кистями и
бахромой, большие и поменьше.
Сегодня на уроке вы будете рисовать платок. Какой
же орнамент использовать? Существует несколько
видов замкнутого орнамента.
На доске:
Виды замкнутого орнамента
I. Квадрат
1. По сторонам квадрата
2. Повторение в каждом квадрате
3. По диагоналям
4. Зеркальная симметрия
II. Круг
1. По концентрическим окружностям
2. По радиусам
3. Зеркальная симметрия |
У. Вы будете рисовать
замкнутый орнамент по диагоналям квадрата (показ
образца рисунка).
IV. Самостоятельная работа
Последовательность выполнения работы:
1. Начертите квадрат и проведите
две диагонали. 2.
Украшайте диагонали одинаковыми
узорами. 3.
Не забывайте о пространстве между
диагоналями.
Дети самостоятельно придумывают
узор и выполняют работу.
V. Итог урока
Выполненные работы рассматриваются,
анализируются допущенные ошибки. |