Цели. Познакомить с театральными
масками, их значением, характером; развивать
знания о театрально-зрелищном искусстве;
воспитывать чувство прекрасного, культуру
поведения.
Оборудование. Различные виды
масок; маски козы и кошки; схема пропорций лица
человека; «словарь настроений»; иллюстрации с
изображениями масок; видеомагнитофон; телевизор;
видеозапись с фрагментами карнавалов,
аудиозапись песни Пьеро; магнитофон; зеркала для
всех учеников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Вспомните, что такое
театр?
Выслушиваются ответы детей.
– Театр начинается с игры.
Достаточно надеть маску, изменить голос, походку
и начинается театр. Посмотрим, как это может
выглядеть.
Дети надевают маски и изображают
кошку, козу.
– Ребятам помогли сыграть свои роли
маски. Именно о них пойдет речь на уроке.
III. Знакомство с новым материалом
У. Ребята! Где вы видели маски?
Что такое, по-вашему, маска?
Выслушиваются ответы детей.
– Маска – это неотъемлемый атрибут
карнавальных шествий. Посмотрите, какими они
могут быть.
Учитель показывает видеозапись с
фрагментами карнавалов в Бразилии, Венеции.
– В словаре говорится, что маска –
это:
1) накладка с каким-либо
изображением: человеческое лицо, голова
мифологического существа;
2) повязка с вырезом для глаз;
3) слепок с лица умершего
(слепок-копия).
«Маски»
– от латинского «личина», в глубокой древности
применялись в обрядах, связанных с трудовой
деятельностью людей. Например, перед началом
посева или, наоборот, сбора урожая люди исполняли
ритуальные танцы, надевая при этом маски. А также
в праздники урожая, в праздники поклонения
животным, считая этих животных покровителями
(животные-тотемы), использовали ритуальные маски
с чертами животных – например у африканских
народов (показ маски африканских народов).
Маски использовались в ритуалах погребения
(захоронения), также в различных церемониях,
например отпугивания колдунов, посвящения в
вожди.
Итак, маски бывают карнавальные, ритуальные,
комические, трагические.
На доску вывешиваются карточки с
названиями масок.
– В Европе трагические и комические
маски применялись давно, еще в античном театре,
зародившемся в Древней Греции.Ребята, скажите, из
чего можно делать маски?
Д. Из глины, дерева, бумаги.
У. Маски в Древней Греции делали
из глины, надевали как шлем. У некоторых народов
маску просто держали в руках. Были известны маски
из золота. Сегодня маски делают из бумаги (в
технике папье-маше), резины, ткани, из чулка.
Учитель
демонстрирует маски из различных материалов.
– Посмотрите внимательно на все
представленные маски. Какие средства
использовали художники для того, чтобы маски
могли передать состояние героя, показать его
характер и возраст?
Д. Все это получилось благодаря
определенному цвету и форме.
У. Правильно. Желтый цвет
говорил о болезни, темный – о силе и здоровье,
багровый – о раздражительности. Поговорим
подробнее о формах. Возьмите в руки зеркало.
Изобразите веселое настроение. Что происходит с
лицом?
Д. Губы растягиваются, глаза
сужаются.
У. Это
комическая маска.
На доску помещается комическая
маска.
– Выразите удивление. Что
происходит с лицом?
Д. Глаза округляются, рот в виде
«о», брови поднимаются.
Демонстрируются маски.
У. Опустите
уголки губ и изобразите грусть. Это трагическая
маска. Символами комедии (смеха) и трагедии
(печали) до сих пор служат античные маски. А как,
ребята, по-вашему, можно определить возраст?
Выслушиваются ответы детей.
– На
некоторых масках возраст можно определить по
морщинам.
Учитель показывает иллюстрации
таких масок.
– В Древней Руси маски были
принадлежностью скоморохов, позже клоунов.
Ребята, каким должен быть настоящий зритель?
Д. Он должен уметь смотреть и
слушать спектакль.
У. Мало смотреть – нужно видеть,
мало слушать – надо услышать и быть благодарными
зрителями. Послушайте внимательно исполнение
песни и ответьте на вопросы, записанные на доске.
На доске:
Из какой сказки песня? Какой
герой ее исполняет? Какое настроение вызывает
данное исполнение? |
Звучит песня Пьеро из сказки
«Золотой ключик».
После прослушивания дети отвечают на
поставленные вопросы.
– Перед вами «словарь настроений».
На доске:
Светлое, праздничное, бодрое,
печальное, грустное, мечтательное, тоскливое,
капризное, радостное. |
– Какое настроение
соответствует данному исполнению?
Д. Печальное, грустное.
У. А какая маска подойдет к
данному исполнению?
Д. Грустная.
IV. Практическая работа
У. Сейчас вы станете художниками
и создадите свою маску, используя такие средства
изображения, как цвет, форму. Выбирайте по
характеру любую маску: комическую или
трагическую, добрую или злую.
Учитель поэтапно показывает ход
работы.
– Рисуем контур лица, вырезаем
дырочки для глаз и рта, раскрашиваем маску
красками или украшаем аппликацией. Не забудьте о
пропорциях лица.
Учитель обращает внимание на таблицу
с пропорциями.
Дети работают самостоятельно. Учитель
оказывает индивидуальную помощь.
V. Итог урока
Выставляются и анализируются работы
учащихся. Выбираются лучшие. |