Цели. Учить эмоционально
воспринимать своеобразие театрального
искусства; продолжить знакомство с работой
художника в театре; формировать понятие о
театральной афише как неотъемлемой части
спектакля; развивать образное мышление,
воображение при создании эскиза афиши.
Оборудование. Учебник «Искусство
вокруг нас 3 класс» (авт. Н.А. Горяева и др.);
примеры различных шрифтов (можно
продемонстрировать их с обложек различных книг);
театральные афиши местных театров (желательно
детских спектаклей); примеры детских работ;
увертюры к различным музыкальным произведениям;
бумага, гуашь, кисти, пастель, восковые мелки,
цветные фломастеры.
ХОД УРОКА
I. Вводная беседа
Учитель. Итак, подведем небольшой
итог нашей работы: для того чтобы наше
театральное представление состоялось, сделано
немало. Наша
сцена готова, декорации на месте, все расставлено
по местам, актеры готовы – загримированы, одеты в
костюмы и ожидают своего выхода. Осветители на
месте, краски электрического освещения готовы
влиться в общую ткань художественного
оформления. Дирижер и музыканты готовы донести
до слушателей идею произведения и раскрыть его
замысел всеми доступными для оркестра
средствами. Но кого нет? Конечно же, зрителя! Ведь
сотни людей трудились именно для зрителя, и его
необходимо позвать, сообщив о предстоящем
спектакле. И, как вы уже догадались, на помощь
придет, конечно же, художник. Он, зная содержание
спектакля и кому он адресован (взрослым или
детям), создает театральную афишу, которую мы
можем встретить как возле театра, так и в
различных уголках города.
Афиша может быть яркая, броская, с изображением
главных героев, а может быть только шрифтовая,
информационная – в зависимости от замысла
художника. Главное – рассказать о спектакле,
дать общее целостное представление о нем,
сообщить название, привлечь и заинтересовать
зрителя.
Вот что говорил известный график и живописец
Пименов: «Я очень люблю рисовать афиши. Они
являются началом спектакля еще на улице города,
приглашением в театр. А так как театр всегда в
какой-то мере праздник, то, следовательно,
приглашением к празднику».
Давайте представим себе, что мы с вами
подготовили спектакль для маленьких зрителей.
Какая должна быть афиша? Безусловно, нарядная,
яркая, помогающая понять содержание спектакля.
Что будет главным на афише? Название спектакля.
Оно должно быть выделено крупным шрифтом и
хорошо читаться. Буквы на афише играют
немаловажную роль. Они, как и изображение на
плакате, являются образным, красноречивым
средством выражения и могут быть тонкими и
стройными или круглыми и толстыми. Разместить
название на листе мы можем в соответствии с нашим
замыслом. Более мелким шрифтом указывается
название театра и время, в которое состоится
спектакль. Обратите внимание на образцы
театральных афиш, которые висят на доске. У
каждой из них свое образное решение,
соответствующее спектаклю, о котором она
сообщает. Изображение главных героев или
ключевых предметов помогает зрителю понять,
какой спектакль ему предлагается посмотреть.
II. Творческая работа
У. Сегодня вы будете выполнять
эскиз афиши к своему спектаклю. Продумайте
композиционное решение театральной афиши и
выполните работу в цвете.
Дети выполняют задание. Готовые
работы анализируются.
Играем спектакль
Данный блок уроков изобразительного
искусства посвящен театру и работе художника в
театре. В его рамках можно с детьми в урочное
время самостоятельно выполнить объемные
полумаски и разыграть небольшой фрагмент из
спектакля.
Предлагаемый способ выполнения части
костюма в виде надевающейся на голову полумаски
поможет ребенку быстро перевоплотиться и войти в
роль.
Особенно это удобно, когда дети играют
роли животных.
Для этого необходимо:
1. Сложить
пополам лист бумаги формата А3 и заготовить форму
для полумаски, надеваемой на голову ребенка. Для
этого надо срезать углы в верхней части бумаги и
выполнить небольшой полукруглый разрез, с
помощью которого можно будет надеть маску на
голову (в дальнейшем разрез можно подогнать по
голове конкретного ребенка, то есть для кого-то
сделать его поглубже или наоборот) (рис. 6).
2. Примерить получившуюся заготовку
(нижняя часть огибает затылок ребенка, а верхняя
фиксируется на лбу (рис. 7).
3. Получившуюся основу необходимо
завершить по замыслу учащегося, например,
сделать полумаску для роли ежа. Для этого надо
добавить вырезанные отдельно части носа и ушек
(рис. 8). Вырезанные части приклеиваем к основе
с двух сторон (рис. 9). Вырезать всю верхнюю
часть в виде иголок (рис. 10). Добавить в
зависимости от характера глаза, усы и т.д.
Полумаску можно выполнить сразу из
цветной бумаги, а можно из белой с последующей
росписью гуашью.
По такому же принципу выполняются маски волка,
оленя, лисы, любого животного. Необходимо только
добавлять те или иные детали, раскрывающие
характер играемого персонажа. |