Оборудование. Физическая карта
мира; аудиокассеты с китайской народной музыкой;
фотографии природы Китая; репродукции картин
китайских художников, черная тушь, тонкие кисти,
каллиграфический набор, шелк, деревянные рамки,
кнопки (акварель, плотная бумага); предметы,
«пришедшие» из Китая (фарфоровые вазочки, бамбук,
рис, чай, веера, хризантемы и т.д.).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Сообщение темы и целей занятия
На фоне китайской музыки учитель
приветствует ребят китайским поклоном со
сложенными перед грудью руками.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами
необычно поприветствовали друг друга. Дело в том,
что на наших ближайших занятиях мы отправимся в
далекое путешествие. Из этой сказочной страны
издавна в Европу и в Россию купцы привозили
разные диковинные вещи. Рассмотрите их.
Дети рассматривают мотки шелка,
фарфоровые пиалы, рисовые зерна, листочки чая,
китайскую одежду, вышивку и т.д.
– Из каких краев прибыли купцы? Где
находится эта чудесная страна?
Дети. Все эти товары привезены из
Китая. Эта страна находится в Восточной Азии.
Учитель показывает расположение
страны на Физической карте мира.
II. Беседа об образе природы в искусстве
Китая
Учитель показывает фотографии с
гористым рельефом и клубящимися облаками,
китайскими садами и павильонами.
У. Китайцы на протяжении
тысячелетий трепетно относились к природе,
преклонялись перед ее красотой и совершенством,
ощущая свое единство с ней. Именно на лоне
природы в уединении предпочитали жить и творить
китайские мудрецы, ученые, художники и поэты.
Живописец Ли Жихуа около 400 лет назад писал о том,
в каком месте он хотел бы поставить свою
мастерскую:
«На том месте, где ручей струится между холмами,
должно стоять несколько павильонов, откуда можно
обозревать облака и туман. С одной стороны
бамбук, с другой – ароматные травы и мох среди
камней, слива с кривыми ветвями, высокая сосна,
сквозь ветви которой выглядывает яркая луна».
В природе было важно все – от огромных
безжизненных скал до маленькой былинки. Все это
было живым, наполненным звуком, вкусом и запахом.
Неудивительно, что в своих замечательных садах
китайцы строили беседки специально, чтобы во
время дождя можно было наслаждаться звуком
капель, шумом бамбука, кваканьем лягушек,
усиливавшимся во время дождя ароматом трав и
цветов.
Учитель показывает репродукции
работ китайских художников.
– Что для вас необычно и интересно в
этих работах?
Д. На всех работах изображены
пейзажи, на которых можно видеть причудливой
формы горы, растения, клубящийся туман.
У. Это особый вид китайского
пейзажа «шань-шуй» («горы – воды»), где художник
символично соединяет небо и землю, причем вода
может быть представлена не обязательно в виде
речного потока, а например, в виде тумана или
дождя. В этих образах отражается представление о
единстве главных сил Вселенной, так как горы
считались воплощением светлого мужского начала
(янь), а воды – темного женского (инь).
Обратите внимание, что художники изображают
пейзаж условно: они не стремятся передать
перспективу пространства, свет и тень, так как
считают, что освещение есть понятие сиюминутное,
оно постоянно меняется. Художник редко писал с
натуры, чаще работал по памяти, стремясь как
можно точнее передать настроение картины.
III. Беседа о единстве живописи и каллиграфии
У. Если мы внимательно посмотрим
на работы китайских художников, то заметим, что
все картины имеют текст. Это древняя традиция,
так как в Китае считали, что если художник не
может выразить зрительный образ, он должен
написать стихи, а поэт пусть рисует. Часто поэт и
каллиграф были одним и тем же лицом. Что такое
каллиграфия?
Д. Это искусство красивого
написания текста.
У. Как писали в Китае?
Д. В Китае писали раньше и пишут
сейчас иероглифами. Это знаки-рисунки,
изображающие целое слово или понятие.
У. Китайские иероглифы были
созданы около 4000 лет назад. По преданию, чиновник
Кан Джи придумал первые знаки, изучая следы
зверей и птиц. Конечно, с тех пор написание
иероглифов изменилось, но мало. Современный
китаец без особого труда может читать древние
тексты.
Всего в китайском языке около 50 000 иероглифов,
но чтобы быть грамотным человеком, достаточно
знать около 3000.
Каждый иероглиф состоит из нескольких элементов,
выполняемых в строгой последовательности.
Учитель на доске показывает
последовательность написания иероглифа «йонг»
– вечность, затем, убирая один его элемент,
«превращает» в иероглиф «шуй» – вода, наконец,
добавляет иероглиф «шань» – гора. (Рис. 1, 2, 3.)
Постижение искусства написания
иероглифов было очень длительным: обучение
мальчиков начиналось с трехлетнего возраста, но,
даже вырастая и становясь известными и
признанными каллиграфами, они не прекращали
ежедневно тренироваться. Предание гласит, что
знаменитый каллиграф Ван Хижи потратил 15 лет на
совершенствование своего написания «йонга».
Чем работали китайские поэты и художники?
Д. Они писали и рисовали на
бумаге и шелке, кисточками и тушью.
Учитель показывает китайский
каллиграфический набор: тушница, брикетик туши,
кисти, мисочка для воды.
У. Эти предметы по-китайски
называются «сыбао» – четыре драгоценности (тушь,
тушечница, кисти и бумага), ибо в Китае во все
времена образование считалось высшей
добродетелью, а эти предметы хранили на видном
месте, чтобы они служили назиданием и пожеланием
блага младшему поколению.
Брикетики туши сами по себе уже были предметами
декоративно-прикладного искусства. Они имели
различную форму, украшались рисунком и
покрывались золотым лаком. Перед работой тушь
растиралась на каменной тушечнице и разводилась
водой. Добавление воды также помогало получать
различные переливы серого цвета на бумаге или
ткани.
Кисточки для письма и рисования были самые
разные: их толщина могла быть от нескольких
волосков до пучка, а делались они из шерсти белки
или зайца, из крысиных усов.
Порядок написания иероглифов: «йонг»
(рис.1), «шань» (рис.2), «шуй» (рис.3).
IV. Творческая работа детей
Дети создают пейзажи, используя
материалы и технику китайских художников.
1. Подготовка материала
Шелковую (или хлопковую) ткань
натягивают на рамку (пяльцы) и фиксируют
кнопками. Если нет такой возможности, используют
акварель и плотную бумагу.
2. Работа тушью
Работают без предварительной
прорисовки карандашом. Кисть держат
перпендикулярно рабочей поверхности, а капли
туши каждый раз отжимают о край пузырька.
Работу начинают с изображения дальнего плана –
гор. Для создания эффекта размытости вдоль линий,
выполненных тушью, со стороны, противоположной
затеканию, чистой кистью наносят водку.
По мере высыхания в работу добавляют другие
элементы композиции: рыбачьи джонки, домики и
беседки с «летящими» крышами, растения, фигурки
людей (рис. 4). По желанию в изображение
включают иероглифы, о которых говорилось выше.
Рис. 4
3. Оформление работ
Готовые пейзажи проглаживают горячим
утюгом без пара с целью закрепления туши на
ткани.
Из цветного картона вырезают рамки, в которые
затем вклеивают работы.
V. Подведение итогов занятия |