Пятница, 19.04.2024, 10:08                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИЗО

Образ человека и природы Крайнего Севера в искусстве
29.05.2012, 19:25

Оборудование. Географическая карта; фотографии тундры и полярных животных; гуашь, кисти, ножницы, клей, банки с водой; чукотские костяные фигурки людей и животных (фотографии или предметы).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы занятия

Учитель. Сегодня мы начинаем путешествие по северным районам нашей страны и отправляемся за Северный Полярный круг на Чукотский полуостров.

II. Беседа о природе и жизни людей на Чукотке

У. Что мы можем вспомнить об этом крае?

Дети. Это обширная тундра, тянущаяся до Северного Ледовитого океана, холодный климат. В условиях продолжительной полярной зимы и короткого лета здесь расположена зона вечной мерзлоты, когда верхний слой земли оттаивает лишь на полметра. Все это неблагоприятно влияет на скудную растительность.

У. Совершенно верно: это суровый и на первый взгляд неприветливый край. Но почему же более 5000 лет здесь живут люди, не пытаясь уйти от таких трудных условий?

Выслушиваются ответы детей.

– Коренное население – чукчи и эскимосы – не просто приспособились к суровым условиям вечных снегов. Тундра и океан стали их домом, неотъемлемой частью их жизни. Они не мыслят себя вне природы, существуют в гармонии и полном согласии с ней: для них природа живая, ее образ пронизывает всю жизнь и искусство. Совсем другими глазами, чем мы с вами, видит чукча окружающий его мир. Для него это не нагромождение льда и снега, а прекрасная поэтичная картина. Послушайте, как видит снег простой чукотский мальчик из романа Виктора Рытхэу:
«Прямо из-под ног, вниз, к морю, уходил ледник, словно огромная снежная река. Крупные кристаллы сверкали на солнце, горя всеми цветами северного сияния. Ледник полого уходил в воду, а дальше простиралась светло-зеленая морская гладь с неподвижно застывшими на ней белыми с голубизной понизу льдинами».
Как много оттенков, оказывается, можно увидеть в бесконечной белой снежной равнине! Давайте подумаем, что еще как художников может привлечь нас на необъятных просторах тундры?

Дети вспоминают о северном сиянии. Можно попросить их описать это явление природы, как они его представляют по книгам, фильмам и т.д.

Как и все народы на Земле, жители Севера пытались опоэтизировать окружающую их природу, найти сказочные объяснения всем явлениям и событиям. Так родилась легенда и о северном сиянии.
«Жили когда-то в тундре дедушка и внук. Была у них собака Айя, помогала она в тундре оленей пасти и охотиться. Как-то раз вернулся дед с охоты опечаленный: напал на него в тундре волк. Собака хозяина спасла, но волк ее ранил. Пока дед волка прогонял, Айя потерялась. Стемнело в тундре, не найти уже собаку. Горько заплакал мальчик, но, откуда ни возьмись, подлетел к нему сокол, велел поджечь в костре ветку. Сокол взял ветку в клюв и взмыл в небо высоко-высоко. Расступилась в небе тьма. Сокол кругами летал над тундрой, а мальчик с дедушкой искали собаку. Когда ветка уже догорала, Айя нашлась. Улетел сокол, а в северном небе с тех пор часто загорается кругами костер, чтобы светить тем, кто хочет сделать какое-нибудь доброе дело».

Учитель показывает фотографии с изображением северного сияния.

– Какой яркий, красивый и добрый мир открывается перед нами!

У. Природа может быть и суровой, но именно она научила чукчей ценить и хранить тепло. Как?

Д. В холодных условиях людям необходимо теплое жилище. У чукчей оно называется чумом и похоже на шалаш из шкур.


У. Чум – это русское название жилища чукчей, более точно оно называется ярангой. Это удивительное сооружение, внешний вид и строение которого подсказала людям сама природа.
Чукчи весь мир представляли одной огромной тундрой, над которой раскинулся купол неба. Именно так и строится яранга: на поддерживающие жердины-треноги натягиваются шкуры оленей или моржей в два слоя летом и в четыре зимой. Яранга поднимается легко и быстро, за несколько часов жилье уже готово. К нему относились с огромным уважением. Яранга служила многим поколениям. Только в случае если весь род прекращался, ее сжигали. Установка яранги была праздником с танцами и заклинаниями.
Издавна на Чукотке живет искусство резьбы по кости моржа и оленя. Раньше оленеводы и охотники вырезали небольшие фигурки, а теперь этим занимаются мастера и художники.
Учитель показывает предметы или фотографии, обращает внимание на то, как точно переданы пропорции и движения животных и человека.

Как вы думаете, что это могло быть? Зачем люди это делали?

Д. В наши дни эти предметы являются декоративными, а раньше они могли служить для каких-нибудь обрядов.

Ребята вспоминают занятие по древнему искусству, разговор о магических действиях первобытного художника перед охотой.

У. Почему жители Чукотки так трепетно относятся к животным тундры и моря?

Д. Без этих животных невозможна жизнь. Охотники побережья все необходимое для жизни получают от моржа и нерпы, а оленеводы тундры – от оленя: еду, шкуры для жилища и одежды.

У. Верно. Жизнь этих людей раньше целиком зависела от промыслового зверя. Чукчи не отделяли себя от природы – они растворялись в ней, считая себя ее частью. Для чукчей природа была живой, ее обитатели были связаны незримой нитью. Эти люди считали себя потомками животных (для прибрежных охотников это был кит), а мир вокруг был полон злых и добрых духов, которые следили за тем, чтобы человек не причинял вреда окружающему миру.
Отсюда интересные обычаи, которые нам с вами могут показаться очень странными. Например, охотник, возвратившись с добытым морским зверем, перед ярангой обязательно останавливал нарты и поливал голову зверя чистой водой. Это объяснялось тем, что морского обитателя, пока его везли до стойбища, замучила жажда, и если его не напоить, дух морских зверей рассердится на охотника, и ему больше не будет удачи. А когда осенью чукчанки отыскивают мышиные кладовые со сладкими клубнями тундровых растений, они обязательно в знак благодарности кладут вместо припасов табачную жвачку, думая, что зимой мышь сможет обменять ее на еду.
Удачная охота всегда была праздником, на который приглашали соседей, чтобы отблагодарить дух убитого зверя. Попробуйте понять, о чем идет речь в таком приглашении: «Удача посетила нашу ярангу, приходите и воздайте должное хозяину ледяных просторов – умке».


Ребята догадываются, что речь идет о приглашении на праздник, посвященный добыче белого медведя.

III. Творческая работа детей

Ученики создают свой образ тундры, какой они себе ее представляют. Вариантов работы может быть несколько.

Вариант 1. Ребята составляют собственную композицию в живописной или графической технике.

Вариант 2. Живописная работа может быть коллективной. В этом случае одни дети изображают саму тундру (снега, небосвод, северное сияние, море и льдины), а другие – арктических животных, яранги, людей. В конце работы необходимые элементы вырезают и наклеивают на общий фон.

Вариант 3. Работу выполняют индивидуально или малыми группами по 2–3 человека в технике аппликации из ткани, меха и кожи.

Во время работы учитель может рассказывать детям чукотские и эскимосские сказки, что не только стимулирует их фантазию и создает благоприятный эмоциональный фон, но и четко соответствует чукотской традиции: сказитель не только рассказывал сказку, но при этом еще делал прутиком на земле рисунки-изображения.

IV. Подведение итогов занятия

Проводится общее обсуждение работы. Ребятам можно предложить дома составить небольшой рассказ или сказку о тех сюжетах, которые они изобразили.

Занятие 2

Тема. «Образ человека в искусстве народов Крайнего Севера».

В ходе подготовки эта тема вызвала ряд трудностей. Дело в том, что образ человека не разработан в народном искусстве Крайнего Севера. Общественное сознание коренных жителей не отделяло человека от природы: человек как бы сливался с животными, растениями, явлениями природы, отдельно его не изображали. Ученым известны церемониальные фигурки зверей, птиц, бытовой утвари, духов – все они имеют возраст около 1000 лет, но среди них нет изображений человека. Все изменилось в 30-е годы XX века, когда началось активное освоение Заполярья и «приобщение» коренного населения к цивилизации. В этот период стали создавать артели народных художественных промыслов (резьба и гравировка по кости), которые были нацелены на развитие народного искусства. Основной темой работы мастеров стал быт местных жителей («Охота на медведя», «Разделка кита», «Народные сказки» и т.д.). Именно в таких сюжетных композициях стали появляться изображения людей, но художественный образ не сложился. Национальные черты нашли свое отражение только в костюме и роде деятельности.

Оборудование. Фотографии коренных жителей Чукотки и Крайнего Севера, национальной одежды; образцы меха полярных животных, лоскуты ткани и кожи; клей ПВА; ножницы, цветной картон, гуашь, кисти, бумага для рисования.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Сообщение темы занятия

На доске прикреплены работы, выполненные на предыдущих занятиях: изображения тундры и ее обитателей.

Учитель. Мы с вами попытались рассказать в картинах об удивительном и красивом северном крае. Как вы думаете, удалось ли нам создать полный самобытный образ Крайнего Севера?

Дети. Мы не создали образ человека, живущего здесь.

У. Действительно, увидеть и почувствовать красоту природы, осмыслить и одухотворить ее способен только человек. Без него нет искусства. Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, живущих на Крайнем Севере.

II. Беседа о жизни людей на Крайнем Севере

У. Что же заставило более 2000 лет назад прийти в эти холодные неприветливые места людей и остаться здесь жить? Вряд ли сейчас ученые точно могут ответить на этот вопрос. Ясно одно: что люди научились жить в тяжелых северных условиях, превратив природу в своего друга, приспособившись к ней.

Учитель показывает портреты представителей разных народностей.

– Ребята, можете ли вы определить, кто является коренным жителем Севера? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Жители Крайнего Севера обладают своеобразной внешностью. У них широкие лица с сильно выступающими скулами, плоские носы, смуглая кожа, прямые черные волосы. Но особой чертой являются глаза – черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь». Как вы это понимаете?

Д. Чукчи живут в условиях, где постоянно лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные ветра и бури, а в спокойную солнечную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

Учитель может показать фотографии костяных или кожаных защитных чукотских «очков», которыми пользовались чукчи, когда природная защита была недостаточной.

У. Мы с вами уже говорили, что северные народы, как никто, умеют ценить тепло. Это и повлияло на особенности их национальной одежды. (Рис. 1.)

Учитель показывает фотографии элементов национального костюма.

Покрой одежды, ее внешний вид и материал диктовались природными условиями и основными занятиями людей.
Каковы требования к одежде на Севере?

Д. Она должна быть теплой, в ней должно быть легко передвигаться по снегу, пасти оленей, ездить на нартах и ходить на охоту.

У. Что интересного вы подметили в национальной одежде Севера, в чем ее особенности?

Д. Одежда очень свободная, без пуговиц, напоминает шубу. Нет отличий в мужской и женской одежде.

У. Действительно, мужская и женская одежды очень похожи. Это меховая верхняя одежда – кухлянка, которая надевалась через голову, штаны, сшитые ворсом книзу, головной убор – малахай, меховые сапоги – торбасы. Эта одежда была очень удобной: при необходимости, втянув голову и руки вовнутрь, человек в таком облачении мог спать прямо на снегу и не замерзнуть – получалась маленькая палатка, внутри которой можно было согреться своим дыханием и теплом своего тела. Зимняя одежда была многослойная: нижнюю шили мехом к телу, а верхнюю мехом наружу.
Что еще интересного вы можете сказать, глядя на эту одежду?

Д. Она очень нарядная: оторочена пушистым мехом и украшена орнаментом.

Дети подмечают, что узор идет по горловине, краю рукавов и опушке – так же одежду украшают и другие народы, например, русские.

У. Зачем украшали одежду?

Д. Все народы обязательно украшают свой костюм или его элементы. Издавна это несет в себе магическую функцию и служит оберегом от недобрых сил.

У. Из каких элементов состоит чукотский орнамент? Мы с вами уже говорили на примере русского народного костюма о том, что геометрический орнамент является «посланием» из далекого прошлого. (Рис. 3.) Давайте попробуем «прочитать» северный орнамент.


Рис. 3

Учитель показывает укрупненные образцы орнамента.

Д. Все чукотские орнаменты очень разные, хотя и состоят из нескольких геометрических фигур: квадратов, ромбов, треугольников, кругов и крестов.

У. Прочитайте, что символизируют эти фигуры.

На доске:

квадраты четыре стороны света;
ромбы
земля (хотя очень похожи на плавающие льдины);
треугольники
снежные горы или рябь волн океана;
круги и кресты
символы солнца;
«рогатинки»
напоминают рога северного оленя – источника богатства и благополучия.

– Обратите внимание на солнечные «розетки» с бахромой, разбросанные по всему полю костюма. Это самые настоящие солнышки, но они не только выполняют оберегающую функцию. Интересно, что в народном костюме нет ничего сделанного просто так, чтобы было просто красиво. Эти маленькие розеточки играют роль заплаток на тех местах, где шкура была испорчена.
Что вы можете сказать о подборе цветов, почему выбраны именно они?

Д. Все узоры состоят из белых, серых, черных и коричневых фрагментов. Это цвета меха северного оленя и полярных животных.

У. Совершенно верно, но мастерицы умели не только делать для украшения одежды прекрасные аппликации из меха и замши, вышивать волосками шерсти северного оленя. Они еще знали секрет окрашивания этих материалов в другие цвета – желтый и оранжевый.
Для окраски использовали отвар коры полярной ольхи.
Умение шить одежду было одним из самых важных – от сохранения тепла зависела жизнь человека. И, конечно, самым ценным предметом в семье была металлическая иголка. Иголки появились у северных народов только тогда, когда их стали привозить из России и Америки и обменивать на мех, так как металл местные жители не умели добывать.
Интересно об этом рассказывает одна сказка. Послушайте ее:
«По тундре кочевал один человек. Были у него жена, ребенок и огромное стадо оленей. Как-то раз отправился он на охоту. Когда он вернулся, то застал свою жену горько плачущей. Она рассказала, что пришли злые люди, угнали всех оленей, а она с ребенком чудом спаслись, чуть не погибли. На эти слова муж облегченно вздохнул: "Ох, как ты меня напугала! Я-то подумал, что ты потеряла иголку”».
В старинные времена женщина имела только одну иголку: если она терялась, нечем было шить одежду, и вся семья погибала.

III. Творческая работа детей

Варианты выполнения работы могут быть самыми разнообразными.

Вариант 1. Ребята индивидуально создают образ жителя Крайнего Севера в графической или живописной технике.

Вариант 2. На прошлом занятии ребята уже создали коллективное панно с изображением тундры и ее фауны. Теперь можно «заселить» тундру людьми. Причем необходимо обратить внимание на то, что фигуры не должны быть статичными каждый человек должен быть чем-то занят: охотник притаился в засаде, рыболов терпеливо ждет улова, дети играют с животными, люди танцуют на празднике и т. д. Важно показать, что природа и человек составляют единое целое, а не противопоставлены друг другу.

Вариант 3. В технике аппликации из бумаги или ткани можно предложить ребятам составить декоративные работы из узоров в полосах и квадратах, розетки с бахромой. Это в дальнейшем можно использовать для оформления рамы коллективной работы «Тундра» или выставки работ, посвященных Северу.


IV. Подведение итога занятия

Дети вместе с учителем обсуждают работы.

Категория: ИЗО | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 2855 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru