Цели. Воспитывать у детей интерес и
любовь к искусству своего народа, чувство
ответственности за сохранение и развитие
художественных традиций; углублять эстетические
впечатления от народного и
декоративно-прикладного искусства страны.
Оборудование. Таблицы «Русская
народная игрушка», «Русская художественная
резьба и роспись по дереву», «Мастера Палеха»;
фотографии предметов быта народных умельцев
Хохломы, Городца, Гжели, Жостова, Полховского
Майдана, Филимонова, Палеха, Федоскина, Мстеры,
Дымкова, Семенова, Вологды; изделия умельцев
Гжели, Хохломы, Полховского Майдана, Жостова;
карточки с названиями народных промыслов;
динамические таблицы с элементами росписи
различных промыслов; тарелки; кинопроектор,
экран; кинофильм «Декоративно-прикладное
искусство России».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Тема нашего урока –
народные промыслы. На уроках изобразительного
искусства в 1-м и 2-м классах мы с вами узнали о
многих народных промыслах, об умельцах, чьими
руками создаются замечательные предметы:
игрушки, посуда, мебель и другие предметы быта.
Сегодня мы еще раз вспомним виды этих народных
промыслов. А наш урок проведем в форме викторины.
III. Повторение пройденного
материала
У. Ребята, назовите виды
народных промыслов, которые вы знаете.
Дети называют известные им промыслы,
а учитель вывешивает на доске карточки с этими
названиями.
– А теперь – викторина. Ваша задача
– определить, где сделано это изделие, как
называется народный промысел, какие элементы
встречаются в росписи этих умельцев.
Вопросы викторины могут задавать
подготовленные учащиеся.
Вопрос 1
Эти изделия ярки и красочны, словно
пронизаны солнцем. Роспись этой посуды
выполняется кистевыми приемами без
предварительного нанесения контура рисунка.
Основной прием росписи – «травный». Откуда
пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески,
плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее,
ребята, узнали?
(Хохлома. Растительные узоры.)
Вопрос 2
На берегу Волги мы попали в
удивительный мир русской сказки, созданной
руками мастеров. Эти умельцы делают мебель,
удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки,
детские игрушки, а изображают на них сказочных
птиц и быстрых коней. Особенно же любимы
мастерами два цветка.
Как называется этот промысел? Что это за цветы
необычайной красоты?
(Городец. Купавки и розаны.)
Вопрос 3
Эту посуду делают из фарфора, а
расписывают ее только голубой и синей красками.
Где делают эту красивую посуду?
(В Гжели. Элементы растительного мира,
орнамент.)
Вопрос 4
Есть в Подмосковье деревня, жители
которой уже более полутора веков владеют
мастерством украшения всего одной вещи –
подноса.
Под кистью народных мастеров – умельцев
живописцев этот предмет стал художественным
произведением.
Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на
блестящем черном фоне садовые или полевые цветы
несут людям радость жизни, поэзию вечного
цветения природы. Что это за народный промысел?
(Жостово. Узоры растительного мира,
цветы.)
Вопрос 5
Живут эти прославленные мастера
недалеко от города Нижний Новгород, на маленькой
речушке Полховке. Делают они в основном игрушки,
грибки-копилки, птички-свистульки. Но особенно
эти умельцы любят делать одну замечательную,
всеми любимую игрушку, которую знает весь мир.
Отгадайте, что это за игрушка?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка. Мастера из Полховского
Майдана.)
Вопрос 6
Эти игрушки любимы всеми. Они очень
яркие и нарядные. Про них народ написал немало
прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки:
– Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица-красавица пешком.
(Дымковская барыня.)
– Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.
(Баран с мальчиком.)
У. Где делают эти изделия? Какие
элементы есть в росписи?
(Дымково. Элементы геометрического
характера.)
Вопрос 7
Вьется ниточка льняная –
Не простая:
Образует она
Кружева.
Где делают кружева?
(В Вологде.)
Вопрос 8
Здесь издавна лепят народные игрушки
из глины. Это игрушки-свистульки. Звери, птицы,
люди – любимые персонажи мастеров. Фигурки
они лепят из красной глины. После обжига в печах
их не забеливают, как в Дымково, а наносят роспись
на естественный цвет глины.
Орнамент очень прост: это поперечные и
продольные полосы желтого, зеленого и красного
цветов. Где делали эти игрушки?
(В Филимоново.)
Каждая игрушка – неповторимое
произведение искусства. Смешные придумывали
свистульки, очень смешные.
Раньше на всех праздниках непременно свистели.
Ах, как засвищут и млад и стар! Бывало, улица
шатается, как засвищут все... И назывался этот
праздник?..
(Свистунья!)
IV. Практическая работа
У. Возьмите лист бумаги, краски и
нарисуйте изделие того промысла, которое
нравится вам больше всего.
Дети выполняют задание. На работу
дается 15–20 минут. Подводятся итоги.
V. Обобщение
У. Ребята, а хотели бы вы
побывать в гостях у мастеров, чьими руками
создаются эти замечательные предметы, которые по
праву называют произведениями
декоративно-прикладного искусства?
Д. Да!
У. А поможет нам в этом кинофильм
«Декоративно-прикладное искусство России».
Дети смотрят кинофильм.
– Умельцев каких промыслов вы
увидели? Что вас удивило?
Выслушиваются ответы детей.
VI. Итог урока
У. Декоративно-прикладное
искусство живет уже несколько веков. Старшие
поколения умельцев старались, чтобы народное
искусство передавалось из поколения в поколение.
До сих пор ваши родители хранят дома предметы,
которые делали своими руками бабушки и
дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.
Ребята, что нужно делать, чтобы
декоративно-прикладное искусство развивалось,
процветало?
Выслушиваются ответы детей.
– Правильно, ребята: нужно всем
стараться что-то делать своими руками, украшать
наш быт. |