Оборудование. Фотографии или
репродукции наскальных изображений в пещерах
Испании и Франции; фотографии современных
животных; свеча в безопасном подсвечнике;
акварель, толстые кисти, банки с водой, клей ПВА;
соленое тесто (мука и соль в равных пропорциях,
вода); аудиозапись звучания ударных инструментов
(африканских барабанов и т. п.).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Сообщение темы и целей занятия
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами
отправимся в то время, когда искусство живописи и
графики только зарождалось.
II. Вступительная беседа
Звучат барабаны, класс затемняется,
учитель зажигает свечу.
У. Чуть более ста лет назад в
Испании обнаружили пещеру, в глубине которой при
свете факелов удалось разглядеть удивительные
изображения животных.
Учитель показывает изображения
рисунков. (Рис. 1.)
Рис. 1
– Ученые задались вопросами: чьи
это рисунки? Неужели древнего человека? Многие
современники сочли это подделкой, но теперь уже с
уверенностью можно сказать, что этим
изображениям больше 30 тысяч лет.
Дети работают с «лентой времени».
– Что изобразил древний художник?
Кого мы можем узнать?
Дети. Здесь изображены древние
животные: зубры, дикие лошади, олени, дикие
коровы.
У. Вас не удивляет, что вы так
легко их узнали?
Д. Древний художник очень
правдиво изобразил их: видны рога, копыта, даже
шерсть.
У. Как вы думаете, для чего, с
какой целью древний художник рисовал окружающих
его животных?
Ответы детей могут быть самыми
разными, но их надо подвести к тому, что
изображены лишь те животные, которые имели для
человека промысловое значение, обеспечивали его
едой и одеждой. Важно отметить, что от добычи того
или иного животного зависела жизнь всех членов
племени.
– Древний человек уже в те далекие
времена начал осмысливать все то, что его
окружает, изображать значимые для него объекты,
устанавливать между ними связь. Что необходимо
человеку для успешной охоты?
Д. Надо найти зверя, выследить
его, поразить копьем или стрелой.
У. Древний художник не просто
рисовал то, что видел, – он совершал важное для
жизни всего племени магическое действие: он
рисовал предполагаемую добычу и «пронзал» ее
изображение оружием, надеясь, что это поможет ему
проделать то же самое на настоящей охоте.
Что еще могли проделывать древние люди, дабы
«обеспечить» себе удачную охоту?
Д. Они могли произносить
различные заклинания, устраивать пляски,
повторяющие сцены охоты, изображающие поведение
животных.
У. Древний художник в своем
искусстве достиг большого мастерства: он умел
наблюдать, что позволяло ему создавать
правдоподобные изображения.
Чем мог рисовать древний художник?
Д. Он мог растирать сухую глину
или сам делал краски. Рисовать могли голой рукой
или использовать палочки, а затем и кисти.
У. Первые краски имели землистый
цвет, так как делались из разведенной глины,
затем, для того чтобы они не осыпались, в них
стали добавлять мед, яйцо и даже кровь животных.
Художник сначала изображал пятном обобщенную
форму животного, затем черным цветом (возможно,
углем) прорисовывал детали: ноги и копыта, рога,
хвосты и гривы.
Учитель показывает этапы работы на
доске. (Рис. 2.)
Рис. 2
– Обратите внимание на позы, в
которых запечатлены животные. Что вы можете о них
сказать? Почему выбраны именно они?
Д. Одни животные мирно пасутся,
другие изображены в движении. Возможно, этим
художник хотел помочь охотникам незаметно
подкрасться к добыче или точно и быстро ее
настигнуть.
У. Интересно, что все животные
изображены с боку. Так легче передать все их
внешние особенности.
Сегодня мы с вами попробуем себя в роли
первобытных художников.
III. Творческая работа детей
1. Подготовка материала
Из куска соленого теста на куске
полиэтилена дети лепят осколок скалы, лучше
неправильной округлой формы. Затем выбирают два
любых цвета акварели, кроме черного и красной
гаммы. По мокрому тесту тонируют фон, вливая один
цвет в другой.
Пока фон подсыхает, ребята рассматривают
фотографии (реальные изображения) тех животных,
которых они собираются рисовать.
2. Самостоятельная работа учащихся
Ребята начинают работу от пятна,
используя для этого красно-коричневые оттенки,
затем дорабатывают изображение черным цветом.
3. Оформление работ
Готовые «скалы» с рисунками сохнут при
комнатной температуре, при необходимости их
оправляют в рамочки и используют для оформления
кабинетов истории и биологии.
IV. Подведение итогов занятия |