Занятие "Фантастические птицы"
относится по программе 3-го класса к циклу,
посвященному форме обобщенных очертаний и
пропорциям изображений как средств передачи
узнаваемости, выразительности и гармоничности
того, что показано на рисунках. В соответствии с
концепцией развивающего обучения умение
изображать формировалось на основе принципа
"от общего – к частностям", "от целого – к
частям". На предыдущих занятиях дети
знакомились с формой и пропорциями античных
амфор, а также придумывали и рисовали свой
собственный красивый сосуд, угадывали по
пропорциям реальных животных, а затем
придумывали и изображали фантастическое
животное. Теперь все три задачи (узнаваемость,
выразительность и согласованность форм и
пропорций) объединены.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие началось с того, что учитель
напомнил детям о выполненных ими на прошлом
уроке рисунках из жизни фантастических животных.
Учитель. Почему эти животные
фантастические?
Кирилл. Таких животных не бывает в
жизни.
Никита. Они такие странные... тело
может быть ото льва, а голова человеческая... или
по-другому... человек, а голова животного...
Лида. Может быть и от разных
животных... лапы от одного, голова от другого, а
туловище – еще от кого-то...
У. Хорошо. Здесь я с вами
соглашусь. А что еще подчеркивает фантастичность
животных на рисунках?
Никита. Разные части сделаны
по-разному...
Лиза. Мы разные штриховки делали...
Голову так.., туловище – по-другому... Чем красивее
штриховка, тем животное более фантастическое
получается...
У. А почему мы решили, что эти
фантастические существа – животные?
Дети. ...
У. Есть ли какие-то особенности,
которые позволяют нам утверждать: "Это
животное"?
Лиза. У животного – четыре ноги...
Олег. У них туловище больше всего...
больше других частей...
У. А если посмотреть на рисунки?
На изображения?
Лида. А! У животных это... (делает
движения руками, показывающими форму)
такая форма... посмотришь, сразу понятно, что это
животное...
Лиза. Обобщенная форма... Она
показывает, кто это... а еще и что делает и какое
оно... доброе, злое...
У. Согласна с вами.
Гриша. Они могут быть похожи на
треугольники, на квадраты и другие фигуры.
У. Да. Обобщенные формы очень
близки к геометрическим. Это очень важное
добавление, и вы поймете сейчас, почему.
Учитель вывешивает на доске сначала
шесть картинок с изображениями различных птиц, а
потом столько же изображений обобщенных
очертаний, передающих различные формы и
пропорции основных частей их туловища.
У. Вот перед вами изображения
птиц. Вы их знаете? (Показывает по очереди.)
Никита. Это цапля.
Олег. Ворона.
Гриша. Утка.
Лида. Синица.
Кирилл. Это вот эта птичка...
маленькая...
У. Соловей. А эта птичка
называется клест.
Это обобщенные очертания птиц, но не
целиком, а только их основных частей. Попробуйте
узнать и покажите, пожалуйста, какое из
обобщенных очертаний какой птице соответствует.
Задание осложнено тем, что на
картинках птицы разной величины, а на обобщенных
очертаниях – одинаковые. Поэтому по размеру
узнать птиц нельзя.
Учащиеся по очереди выходят к доске и
прикрепляют обобщенное очертание под картинкой
той птицы, туловище которой оно изображает.
У. Хорошо. Работали быстро и
точно. А теперь внимание! Задание!
Выберите любое очертание туловища птицы из тех,
которые выставлены. Добавьте к нему такие части,
чтобы получилась фантастическая птица. Что можно
добавить?
Никита. Хвост, голову.
Кирилл. Лапы.
Лида. Клюв.
Лиза. Этот самый... как его (показывает
на голову, поднимает прядь волос).
У. Хохолок?
Лиза. Да.
У. Внимание! Слушаем задание
дальше.
Попробуйте сделать рисунок пером этой
фантастической птицы, используя разные
штриховки. Чтобы вам было легче придумывать, я
вам раздам ваши работы, где вы использовали
интересные декоративные штриховки. Раздает ученикам их учебные работы,
сделанные на прошлых уроках.
Задание понятно? Подумайте, кого и как
вы будете рисовать. Никита, ты придумал?
Никита. Да, туловище вороны, а
голову – тигра.
Артем. Туловище цапли, хвост –
крокодила.
Гоша. Туловище утки, лапы – льва,
голова и шея – жирафа.
У. Понятно. У каждого из вас
очень интересные идеи. А какое еще важное условие
необходимо соблюдать, чтобы рисунок получился
красивым?
Никита. Аккуратно делать все.
У. Ну, это само собой разумеется.
Лида. Надо хорошо расположить
рисунок на листе. Чтобы в середине... Или так,
чтобы хорошо смотрелось.
Дети выполняют рисунки. Учитель
предлагает зрителям (взрослым) тоже выполнить
задание. Несколько человек соглашаются. Им
даются такие же листы бумаги, карандаши, ластики
и гелевые ручки. Разрешается смотреть на рабочие
рисунки детей при выборе штриховок.
Во время работы учеников учитель
проходит по рядам и там, где это требуется,
"помогает” детям. Но "помощь” эта особого
рода. Он не говорит детям, что надо сделать, где
исправить и, конечно, не касается детской работы.
Он беседует с детьми об их замыслах.
Никита. Я правильно расположил
птицу?
У (рассматривая рисунок).
Мне, Никита, непонятно, что она делает.
Никита. Она так приготовилась (показывает)
и хочет прыгнуть.
У. Тогда, действительно, тебе
нужно подумать над расположением. Если она хочет
прыгнуть, то куда?
Никита. Ее сюда подвинуть надо. А
здесь ... пропасть сделать...
У. Очень интересно задумал.
Только, Андрей, мне не очень понятно, какая это
птица. Добрая, злая?
Андрей. Хитрая.
У. А как можно показать хитрость
на рисунке?
Андрей. На лице.
У. Конечно, изобразив черты лица,
это можно сделать. Но у нас птица...
Андрей. ...
У. Давай подумаем, как выглядит
человек, который хочет схитрить. Вот Тема,
например. А ты смотришь на него и думаешь: "А я
вижу, что ты хитришь”.
Андрей. А!.. голову по-другому надо...
чуть ниже... и вот так повернуть...
Лида. У меня не получается! Я хочу,
чтобы он сердился...
У. А ты вспомни, как выглядят
птицы, когда они сердятся.
Лида. Они взъерошены. Перья торчат.
У. Правильно. А теперь посмотри
на рисунок.
Лида. ... Тут... надо другую
штриховку.
По окончании занятия рисунки детей
остаются на столах для того, чтобы зрители имели
возможность их рассмотреть. Рисунки взрослых
тоже раскладываются на столе, и дети их
внимательно рассматривают, обсуждают (учитель к
столу с рисунками не подходит). Затем Гоша по
поручению товарищей оглашает мнение ребят.
Гоша. Мы решили дать... разные места.
На первое место поставили этот рисунок. Он очень
интересный. Птица волшебная... не простая... И
очень красивые штриховки. Она сказочная
получилась. На второе место вот этот рисунок.
Здесь такая толстая птица. Интересная. И
штриховки хорошие. Вот этот рисунок на третье... А
этот на четвертое место.
Зрители хлопают авторам рисунков и
экспертам-детям. |