Цели. Познакомить детей с
назначением и украшением прялки; развивать
воображение детей; формировать умение
передавать в рисунке праздничное настроение.
Оборудование. Иллюстрации с
прялками; выставка предметов, сделанных из
дерева.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Ребята, сегодня вы
принесли из дома предметы, сделанные из дерева.
Давайте определим, для каких целей они
предназначены.
Работа с выставкой предметов.
– А теперь скажите, что это за
предмет и с какой целью его использовали люди.
Учитель показывает иллюстрацию
прялки.
Дети. Это прялка.
У. Да, это прялка. Об этом предмете и
пойдет речь сегодня на уроке.
III. Знакомство с новым материалом
У. Прялка была верной спутницей
русской крестьянки на протяжении всей ее жизни.
Ручное прядение было очень медленным.
Обработанное льняное волокно – кудель –
привязывалось к верхней части прялки, донце
устанавливалось на лавке. Садилась пряха и левой
рукой осторожно вытягивала из кудели нить,
скручивая ее пальцами. Вытянув нить достаточной
длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла
всю операцию сначала.
Веретено!
Жужжит и кружится оно,
Нитку сучит,
Об пол стучит.
(Э. Котляр)
– Веретена с напряденными нитками –
мочками – пряхи складывали в специальную
коробку – мочесник. Стенки ее были расписаны
так же нарядно, как и сами прялки. С мочесниками и
прялками девушки ходили на посиделки. Красивая
прялка была гордостью владелицы. Она несла ее на
вечеринку, держа за ножку так, чтобы все видели
резной или расписной наряд прялки. На посиделках
девушки усаживались на лавки, начинали прясть,
затягивали песни, частушки.
В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней.
(А.С. Пушкин)
– Вскоре в избу приходили парни. Изба
быстро заполнялась народом. Работа чередовалась
с пением, играми и плясками.
На доске я записала одну частушку. Давайте ее
прочитаем и попробуем спеть:
Пряла лен, пряла лен,
Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно.
– Прялка была не только орудием труда,
но и произведением искусства. Посмотрите, какой
резьбой и росписью их украшали.
Учитель показывает роспись прялок.
– Часто прялка была ценным
подарком. Жених дарил прялку невесте, отец –
дочери, муж – жене. Красивая прялка передавалась
по наследству от матери к дочери, от бабушки к
внучке.
В некоторых местах по обычаю жених должен был
изготовить прялку собственноручно, а старую
родительскую сломать в знак помолвки.
Многие прялки в добавление к росписям содержали
советы, дарственные надписи типа: «Кого люблю,
тому дарю», поучения: «Пряди, прялку береги, за
отца Бога моли».
IV. Самостоятельная работа
У. А теперь вы попробуете
нарисовать прялку и раскрасить по своему замыслу
(показ образца рисунка). Выбор украшений и
цветов свободный.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Расположите лист вертикально.
Проведите вертикальную черту. Отметьте высоту и
ширину элементов прялки. 2.
Легкими линиями наметьте контуры прялки. 3.
Прорисуйте мелкие элементы прялки. 4.
Нанесите придуманный вами рисунок и
раскрасьте прялку яркими красками.
Дети поэтапно выполняют работу.
V. Итог урока |