Цели. Развивать эстетические
чувства; закреплять графические умения и навыки
в рисовании сложного объекта.
Оборудование. Матрешки,
богородские игрушки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
Учитель. Отгадайте загадку:
Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?
Дети. Матрешки.
Показ матрешек.
У. Из чего делали матрешек?
Д. Из дерева.
У. А теперь послушайте историю о
том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет
назад, а может, и больше, в селе Богородском, что
под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в
крестьянской избе ребятам. И вот однажды
захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А
купить не на что. Стала она думать: если из соломы
сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она
полено из-под печки, топором и ножиком вырезала
куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали:
«Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили
свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку,
взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и
кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе
зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей
удаче рассказывать, мастерство свое показывать.
Односельчане стали вслед за ней разные игрушки
делать и купцам продавать.
III. Знакомство с новым материалом
У. Лохматые ели, дубы, березы,
липы плотным кольцом окружали село Богородское
со всех сторон. В одних соседних селах плели на
продажу кузовки и лапти, в других – делали
деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали
игрушки. Они считались лучшими игрушечниками.
Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не
корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки
недорого, но разве в цене дело? Главное – это
радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских
мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?
Д. Они не раскрашены.
У. У мастеров выработалась своя
художественная манера, свой стиль резьбы. Они
увидели, что из неокрашенного дерева игрушки
могут быть даже интереснее, и перестали их
красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне,
охотники, звери и птицы, сценки из повседневной
жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?
Д. Богатыря Илью Муромца на коне,
Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой
петушок»…
У. В Богородском научились
мастерить игрушки с движением. Потянешь за две
планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко
бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и
медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку,
и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата
играют на балалайках. Героем многих композиций
является медведь, поэтому его мы и будем учиться
сегодня рисовать.
IV. Самостоятельная работа
ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ
1. Расположите лист вертикально.
Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами
наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько
раз высота головы укладывается в высоте всей
фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение
лап. Обратите внимание на симметричный характер
фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите
уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.
Дети поэтапно выполняют работу.
V. Итог урока |