Цели. Учить рисовать различных
животных по предложенным схемам, передавать их
характер; развивать ассоциативное мышление;
воспитывать любовь к природе.
Оборудование. Аудиозапись
произведения Сен Санса «Карнавал животных»;
репродукции работ В. Ватагина (животные);
фотографии наскальных рисунков первобытных
людей (животные); книги о животных Е.И. Чарушина;
видеокассеты с записями о животных,
видеоаппаратура; тонированная бумага, карандаши,
пастельные мелки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
материала
Учитель. Прежде чем обозначить
тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие
виды изобразительного искусства в зависимости
от материалов, которые использует художник, нам
известны.
Дети. Если художник работает
краской – живопись.
– Если художник рисует линии и цвет не важен –
графика.
– Если художник лепит и высекает из камня
объемные изображения – скульптура.
– Если художник украшает разные предметы –
декоративно-прикладное искусство.
– Если художник придумывает различные дома и
постройки – архитектура.
У. Сколько всего получилось
видов искусства?
Д. Пять.
У. Теперь давайте подумаем: что
может изображать художник? Какие жанры нам
известны?
Д. Природу – пейзаж; человека –
портрет; предметы – натюрморт; сцены из жизни
людей – жанровые сцены; сказку – сказочный жанр;
животных – анималистика.
III. Сообщение темы урока
У. Итак, тема сегодняшнего урока
– анималистическое искусство.
IV. Работа по теме урока
У. Но животных можно не только
рисовать. Поэты, режиссеры и музыканты часто
обращаются к этому замечательному и всеми
любимому жанру.
Еще с древних времен первобытные люди изображали
животных на стенах и потолках пещер. Для удачной
охоты первобытному художнику необходимо было
как можно более похоже изобразить различных
зверей.
Учитель демонстрирует фотографии с
изображениями животных, выполненными
первобытными людьми.
– А теперь послушаем, как поэты
отразили эту тему в своих произведениях.
Дети по очереди читают стихи о
животных.
– А теперь давайте посмотрим, как
животные снимаются в кино.
Просмотр видеофрагментов.
– Как же отражается эта тема в
музыке? Давайте послушаем «Карнавал животных»
известного композитора Сен-Санса и угадаем,
каких животных изобразил композитор.
Прослушивание музыки Сен Санса
«Карнавал животных» (слон, черепаха, лебедь,
кенгуру и др.).
V. Самостоятельная работа
У. Осталось самое главное –
попробовать самим нарисовать зверей. Но прежде
посмотрим, как это выполнил замечательный
художник-анималист В. Ватагин.
Показ репродукций работ
В. Ватагина.
– Обратите внимание, с какой
любовью нарисовал художник тигра, козленка, лису.
А мы с вами будем рисовать слона.
Учитель
показывает на доске, как рисовать слона. Учащиеся
выполняют работу одновременно с учителем.
Звучит музыка Сен-Санса «Слон».
Этапы работы учащихся
Этап 1. Намечаем карандашом
туловище (овал) и голову (круг).
Этап 2. Рисуем ноги (столбики) и
соединяем голову и туловище с шеей.
Этап 3. Дорисовываем
недостающие детали пастельными мелками: хобот,
уши, бивни, глаза, хвост.
У. У всех зверей есть туловище,
голова, шея, лапы (ноги) и т.д. Любое животное можно
нарисовать, пользуясь подобными схемами.
Возьмите второй лист и попробуйте нарисовать еще
одно животное, какое захотите.
На втором листе бумаги учащиеся
самостоятельно рисуют выбранное ими животное.
VI. Итог урока
Учитель вывешивает работы учащихся
на доске, обсуждает с детьми наиболее удачные и
проставляет оценки. |