Пятница, 22.11.2024, 06:43                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИСТОРИЯ РОССИИ

Жизнь в Кремле
18.07.2012, 13:21

Цели. Расширить представления учащихся об укладе жизни в Древней Руси; познакомить с жизнью царской семьи; развивать художественный вкус, логическое мышление.

Оборудование. Рисунки с изображениями одежды, головных уборов мужчин и женщин; ребусы, кроссворд; видеомагнитофон, видеозапись фильма «Московский Кремль»; книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица»; фрагменты из книги В.В. Назаревского «Из истории Москвы»; открытки с изображениями строений Кремля; карточки с заданием для проверки материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. Мы с вами постепенно знакомимся с жизнью людей в Древней Руси. О чем шла речь на прошлом уроке?

Дети. Об одежде, обуви, головных уборах людей.

У. Правильно. Для того чтобы вспомнить пройденный материал, я предлагаю выполнить следующие задания: соотнесите рисунок и название.

На доске рисунки и карточки с названиями: рубаха, порты, кафтан, шуба, лапти, кокошник, столбунец.

– Перед вами рисунки фигур мужчины и женщины. Назовем их Иваном и Марьей. Посередине располагаются вещи, которые вы должны «раздать» Ивану и Марье: порты, зипун, телогрея, сарафан, кокошник, кафтан, душегрея, сорочка, рубаха, столбунец.

Дети выполняют задание.

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

III. Постановка темы урока

У. Сегодня мы продолжаем знакомиться с укладом жизни древних славян. Чтобы узнать тему урока, вам надо разгадать ребус.

На доске вывешен плакат с ребусом.


– Что получилось?

Д. Жизнь в Кремле.

У. Правильно. Мы будем говорить о жизни царской семьи.

IV. Знакомство с новым материалом

У. В старину русские цари жили в Кремле сначала в деревянных теремах, а позже – в каменных дворцах. До наших дней сохранился Теремной дворец с парадными царскими покоями. (Учитель показывает открытки.) Давайте заглянем в царский дворец и познакомимся с его жителями.
Жизнь во дворце начиналась рано, часа в четыре утра. Пробудившись, царь отправлялся в Крестовую палату помолиться перед святыми иконами. А в это время на поклон к царю съезжались бояре. Собирались они в Передней палате.
Во всех царских палатах стены и сводчатые потолки украшены затейливым растительным орнаментом, позолоченной резьбой. Нарядные печи облицованы многоцветными изразцами.

Учитель показывает фрагмент фильма «Из истории Москвы».

– Вспомните: что значит «изразить»?

Д. Украсить.

У. Какие цвета использовали для росписи?

Д. Красный, синий, белый, желтый, зеленый.

У. Чем покрывали пол в богатых домах?

Д. Коврами.

У. Так же было и во дворце у царей. Стояли там резные, покрытые столешницами столы, лавки, покрытые бархатными и шелковыми полавочниками.
В Приемной палате царь обсуждал с боярами важные государственные дела. Иногда государь работал в своем кабинете один.
Царские терема начинались с третьего этажа и занимали два этажа: на четвертом – покои жилые, а на третьем – служебные. Совсем наверху – теремок, где играли царские дети, а вокруг – гульбище. Наверх, к государю, немногие допускались – самые ближние к нему бояре и Патриарх, конечно.
Знаете ли вы, кто такой Патриарх?

Д. Духовное лицо в Православной Церкви, обладающее высшей церковной властью.

У. Частенько возок Патриарха стоял во дворе.
Зато на боярской площадке (на уровне второго этажа) было всегда людно: там ожидали царских распоряжений.
Каждый член царской семьи имел собственные покои. Парадным залом царицы была Золотая царицына палата. Здесь по большим праздникам царица устраивала пиры, но только для знатных боярынь. И прислуживали ей только женщины. Вообще видеть лицо царицы не смел никто из посторонних. Даже когда она отправлялась в храм, слуги прикрывали ее с двух сторон длинными суконными покрывалами, неся их, как стены. А если случалось царице захворать, то и лекарь не имел права осмотреть государыню. Он вынужден был судить о болезни государыни со слов прислуги.
У каждого из царских детей были свои особые помещения, где они жили, играли, учились грамоте и другим наукам. Для их забавы на крышах дворцовых построек устраивали висячие сады. В них выращивали плодовые деревья, грецкие орехи, цветы и даже виноград.
Ни царица, ни царские дети не присутствовали на парадных царских пирах или приемах в честь иноземных послов, которые устраивали в Грановитой палате. Они могли только подглядывать в потайное окошечко над дверью палаты.
Только спустя много лет изменились эти правила и женщины стали появляться при дворе.
Сейчас мы с вами благодаря кинофильму «Московский Кремль» сможем оказаться в двух палатах дворца. Прочитайте вопросы, записанные на доске. Просмотрев кинофильм, вы должны будете найти на них ответы.

Вопросы и ответы на них после просмотра кинофильма:

У. Почему Грановитая палата так называется?

Д. Она облицована белым камнем, тесанным на четыре грани.

У. Чем являлась Грановитая палата?

Д. Тронным залом.

У. Что в ней происходило?

Д. Приемы послов, пиры.

У. Что по форме напоминают росписи палат?

Д. Книгу.

У. Для чего была нужна Золотая царицына палата?

Д. Это был парадный зал царицы.

У. Чем отличается роспись Царицыной палаты от Грановитой?

Д. В зале для мужчин на стенах изображены князья, в зале для женщин – княгини.

У. Обратили ли вы внимание на красоту убранства и росписей этих палат? Они напоминают волшебную сказку. Кстати, когда вы смотрите старые отечественные мультфильмы, обращайте внимание на сказочные дворцы. Многие из них не придуманы художниками: за основу брали палаты и залы Кремля.
Но вернемся в Древнюю Русь. Во время торжественных приемов царь восседал на троне в парадном облачении, усыпанном драгоценными камнями. По обеим сторонам от трона стояли царские стражники – рынды в белоснежных кафтанах, с золотыми цепями на груди крест-накрест, с серебряными топориками в руках и в рысьих шапках. Послы вручали русскому царю дорогие подарки, и он благодарил их по-царски, а потом приглашал на пир, который тут же и устраивали.
Подарки от послов и сейчас можно увидеть в Оружейной палате.
Как проходили эти приемы?

Подготовленный ученик читает стихотворение:

Поначалу все молчат,
Лишь посудою стучат.
Драгоценную посуду –
Золотой чеканки блюда –
Мастерили для двора
Наши деды-мастера.
Гришка, мастер знаменитый,
Кубки делал хороши.
Им из золота отлиты
Эти чарки и ковши.
Гости хвалят вина, пиво,
Морсы, вкусные на диво,
И на блюде весом в пуд
Трое стольничьих несут
Диво дивное такое:
Лебедь в перьях, как живой,
А под перьями – жаркое
Из лебедки молодой.
Гости кушали руками,
Утирались рушниками –
Полагалось это встарь.
Вилкой кушал князь да царь.

У. Какая посуда была на столе у государя?

Д. Драгоценная, из золота.

У. Что еще было на столе? Что удивило гостей? Как ели за столом?

Д. На столе были различные блюда, напитки. Ели руками. Удивило гостей блюдо с лебедем.

У. Ножи и вилки появились значительно позднее, чем остальная посуда и приборы. Так что даже царь изначально ел за столом руками, и лишь позднее на царском столе появились вилки.
Я хочу познакомить вас с описанием приема в Грановитой палате немецких послов.

Учитель зачитывает фрагмент из книги В.В. Назаревского «Из истории Москвы»:

 «Аудиенция послу в Грановитой палате происходила при самой внушительной и роскошной обстановке. После одного такого приема германское посольство получило приглашение к обеду. Когда иностранцев ввели в обеденную залу, государь и бояре в богатых золотых одеяниях уже сидели за столами, которые были расставлены вокруг залы; посередине находилась горка, обремененная золотыми и серебряными чашами и кубками искусной работы. Великий князь сидел за особым столом; ближе к нему помещалась его братия, за ними следовали бояре и другие придворные, по степени своей знатности и милости государевой. Перед началом обеда государь, если хотел кому оказать почет, посылал хлеб, а еще почетней была посылка от него соли. Посылались также блюда с кушаньями, причем надобно было вставать и кланяться государю и на все стороны. Первым блюдом подавались жареные лебеди и журавли; приправою служили сметана, моченые груши и соленые огурцы. Вначале подавали водку, а потом вино и меды. Слуги, разносившие кушанья и напитки, были одеты в изящные одежды, украшенные жемчугом и дорогими каменьями. Обед продолжался несколько часов. Таково было русское хлебосольство.
Так как есть приходилось руками, то за спиной присутствующих стояли слуги с рукомойниками. Человек, не выходя из-за стола, разворачивался, споласкивал руки, вытирал их и уже с чистыми руками принимался за другое блюдо».

У. На предыдущих уроках мы говорили, что все дни в году по церковному календарю делились на мясные и постные. Что это значит?

Д. В постные дни мясо, молоко, яйца, сыр, сливочное масло и другие продукты животного происхождения есть не полагалось.

У. Князья и цари придерживались поста, как все.
Основные продукты на царском столе были те же, что и у простого человека, но вот блюд из них готовили гораздо больше. В царском дворце в обычные дни на стол подавали около семидесяти блюд, а в большие праздники – до двухсот. По обычаю каждое блюдо сначала отведывали сам повар, ключник, стольник, дворецкий, и только потом его ставили на царский стол. Все эти предостережения были установлены для охраны здоровья государя.
Ни царица, ни царевны никогда не присутствовали на царских пирах и приемах. Они вели жизнь замкнутую, проводя время в рукоделии, молитвах, воспитании детей.
Однако вернемся к книге В.В.Назаревского «Из истории Москвы» и узнаем еще об одном времяпрепровождении русских князей и царей. Рассказали об этом те же самые немецкие гости-послы.

Учитель зачитывает фрагмент из книги:

 «Великий князь любил тешиться охотою на мокрую, или водяную, и верховую птицу с соколами и кречетами и псовою – на зайцев и другую дичь. Немецкие послы были приглашены на заячью охоту, которая происходила близ Москвы, на одной покрытой кустарником заповедной поляне, где в изобилии водились зайцы. Сюда, кроме того, приносили еще зайцев и во время охоты выпускали из мешков...
Всадников было до трехсот. По окончании охоты все отправлялись в шатры, раскинутые около какой-то деревянной башни. Князь угощал охотников вареньями и печеньями, а также миндалем, орехами, сластями и напитками...»

У. Район Сокольники в Москве своим названием напоминает нам о старой забаве. Раньше в Сокольниках устраивали царскую соколиную охоту. С соколами охотились на лебедей, журавлей, гусей, уток и зайцев.
А теперь посмотрим на окружение царской семьи – кто еще кроме нее жил в Кремле. Это глава Русской Церкви – Патриарх, многочисленные царские слуги, князья, бояре, именитые купцы. Стояли здесь монастыри, церкви, приказы, ведавшие разными делами государства (подобие нынешних министерств или департаментов). С раннего утра и до позднего вечера в Кремле шумел народ, гудели колокола, кричали дьяки, бродили нищие.
Вспомните название дворца, в котором жили царь и царица со своими детьми.

Д. Теремной.

У. Царский дворец находился раньше в другом окружении, не так, как сейчас. Рядом с ним стояли Сытный, Кормовой и Хлебный дворы. Как вы думаете, чем там занимались?

Д. Готовили пищу.

У. На Сытном дворе заготовляли разное питье к царскому столу. Здесь варили всевозможные пиво, меды, хранили заморские вина. На Кормовом дворе готовили различные блюда из мяса, рыбы и дичи. А на Хлебном дворе пекли хлеб, калачи, пироги, делали всякие сладости, засахаренные фрукты. Хранили здесь также виноград, дыни, яблоки, сливы, вишню, орехи, бруснику и клюкву.
Нужды царского двора обеспечивали слуги Истопничьей палаты, следившие за чистотой, отоплением и освещением царских хором. В Кремле находились также Конюшенный и Колыманский дворы. Как вы объясните их названия?

Дети высказывают предположения.

Здесь содержались царские лошади и стояли всевозможные повозки, сани и колымаги. А под хоромами царицы находилась Мастерская царицына палата. Искусные мастерицы расшивали здесь тончайшими шелками, золотой и серебряной нитью царские одежды, украшали жемчугом церковную утварь, изготовляли и хранили постельное убранство, плели затейливые кружева.
Царский дворец соединялся крытыми переходами с Патриаршими палатами. Кроме личных покоев Патриарха, в том же здании находилась и церковь.
На Руси среди храмовых праздников особо почитался праздник Успения Богородицы, поэтому главные храмы часто называли Успенскими. И в Кремле главный собор – Успенский. Мы с вами говорили о соборах Кремля и знаем, что Успенский собор – один из самых величественных, торжественных и красивых на Руси. Здесь венчали на царство русских царей, оглашали важные царские указы, посвящали в сан Патриархов. В этом же соборе Патриархов и хоронили. А вот цари находили свой последний приют в Архангельском соборе, который был царской усыпальницей. Сейчас здесь находятся пятьдесят четыре захоронения великих князей и царей.
Вот так и жили раньше в Кремле.

V. Закрепление пройденного материала

У. Чтобы повторить некоторые моменты урока, предлагаю вам разгадать кроссворд.


По горизонтали:

2. Главный собор Кремля.
6.
Как раньше назывался прием пищи?
7. 
Одно из любимых занятий князей и царей.
8.
 Дворец в Кремле, в котором жили великие князья и цари с семьями.

По вертикали:

1. Палата, в которой принимали послов.
3.
Глава Русской Церкви, живший раньше в Кремле.
4.
Птица, с помощью которой охотились.
5.
 Кто раньше не допускался до парадных царских пиров и приемов послов?

Ответы

По горизонтали: 2. Успенский. 6. Трапеза. 7. Охота. 8. Теремной.

По вертикали: 1. Грановитая. 3. Патриарх. 4. Сокол. 5. Женщина.

У. Прочитайте описание царского приема в Кремле. Иностранный путешественник, посетивший Кремль в XVI веке, сделал в своем описании 10 грубых ошибок. Найдите ошибки и подчеркните их в тексте карандашом.

Учитель раздает детям текст:

«Часа через два нас пригласили на прием к русскому царю. В огромной палате нас встретили царь и царица* в длинных серебряных одеждах. Царские дочери* поднесли нам хлеб и соль.
Столы были накрыты чистыми скатертями. Вокруг них на стульях* сидели князья и бояре. Нас посадили напротив самого государя. Исстари ведется, что перед обедом царь сам рассылает каждому присутствующему хлеб. В ответ все должны кланяться. Пока расставляли посуду, в зал вошли несколько стольников в блестящих одеждах и вынесли жареных лебедей. Царь сам разрезал их на куски и рассылал гостям, называя каждого по имени. По приказу государя бояре должны приходить на пир с чисто выбритыми лицами.
Все блюда, кубки, чаши, вилки, ножи были сделаны из чистого золота. Кушанья ставили на стол не все вместе, а сперва подавали одно, потом другое, третье и так до последнего.
Во время пира звучала музыка и устраивались танцы. Потом подавали чай и кофе.
Всего было вдоволь – русский царь щедр и богат. Пир закончился, когда зажгли лампы».

VI. Итог урока

У. Итак, мы с вами совершили заочное путешествие в Кремль XV–XVI веков. Что вам запомнилось и понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 1847 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru