Цели:
Обучающая: содействовать развитию у
обучающихся интереса к истории России;
Развивающая: развивать интеллект,
творческое мышление, находчивость,
сообразительность.
Воспитательная: воспитание
патриотизма и гордости за свою Родину.
Форма: историческая игра
Оборудование: электронная
презентация, проектор, компьютер, карта "Российская
империя в XVIII в”.
Ход игры.
Ведущий: Цицерон говорил: " История –
свидетельница веков, факел истины, душа
памяти, наставница жизни”.
Знать историю необходимо, чтобы лучше
понимать общество, в котором живешь, и
предвидеть возможные изменения в будущем,
чтобы уметь разбираться в текущих событиях,
не становясь заложником предвзятых
суждений и скороспелых выводов.
Сегодня мы отправимся в XVIII век, именно в
этот период жил и творил наш герой, имя
которого вы должны назвать в конце нашей
игры. Вспомним наиболее важные и интересные
события того времени, увидим мир глазами
нашего героя.
Ребята, вы сейчас покажите, насколько
хорошо изучили историю этого периода.
Оценивать ваши знания и быть мне
помощниками будет наше строгое, но
справедливое жюри. (Представление жюри)
Ведущий: В нашей игре многое зависит
от быстроты вашей реакции. Команда, первая
подняла табличку с соответствующим знаком,
получает права ответа. В случае
неправильного ответа у ее соперницы
появляется шанс заработать балл.
За каждое правильное выполнение задания
вы получаете подсказку, с помощью которых
вы должны будите определить героя нашей
игры. Капитан команды выбирает печать, и вся
команда выполняет задания. В нашей игре
есть бонус (призы) жюри и преподавателя.
Печать 1 "Великолепная пятерка” .
Подсказка: "Он вырос и возмужал на дороге
и на работе под открытым небом”.
- Основание Московского университета (1755
г.)
- Открытие Академии наук (1725 г)
- Правление Екатерины Великой (1762
- 1792)
- Крестьянская война под
предводительством Е.Пугачева (1773-1775 гг.)
- Год окончания, правления Петра Первого.
(1725 г.)
Печать 2 " Бонус - жюри”
Подсказка: "Он вечно и во всем спешил”
Печать 3 "Третий лишний”
Определить в логическом ряду третьего
лишнего.
- Е. Пугачев, В. Булавин, Д.Давыдов
- Екатерина, Анна Иоановна, М.Ломоносов
- Сословная реформа, губернская реформа, табель
о рангах
- Русско-шведская война (1741-1743 гг.), Русско-турецкая
война (1783-1791 гг.), Отечественная война 1812
г
- М.Ломоносов, Н.Карамзин, М.Булгаков
Подсказка: "Он был обычным и веселым
гостем”
Печать 4 "Историческая мозаика”
Ответьте на вопросы и выполните задания,
каждое правильный ответ вы получаете слово
подсказки.
1. Что объединяет эти фотографии?
2. Проведите соответствие между
писателями и их произведениями.
М. Ломоносов (Ода…), Н.Карамзин (Бедная
Лиза), Д. Фонвизин (Недоросль)
3. Расставьте в порядке правления царей XVIII
века:
- Петр Первый
- Екатерина I
- Петр II
- Анна Иоанновна
- Иоанн IV
- Елизавета Петровна
- Петр III
- Екатерина Великая
4. С каких картин Третьяков
начал собирать коллекцию? (Искушения,
стычка с контрабандистами)
5. Что объединяет эти картины.
Подсказка: "он непременно что-нибудь
строил”
Печать 5 Работа с картой
Обозначьте на контурной карте:
- Обведите границы Российской империи в VXIII
веке.
- Раскрасьте районы крестьянской войны
под предводительством Емельяна Пугачева.
- Закрасьте территории, вошедшие в состав
Российской империи в II
половине VIII века.
- Обозначьте на карте: г. Москва, г. Санкт –
Петербург, место пленения Пугачева.
Подсказка: "он хотел узнать и усвоить
всякое новое дело”
Печать 6.
Свяжите исторические факты и
деятельность исторических личностей с
датами
Годы
События |
1762-1796 гг. |
1783-1791 гг. |
1767-1774 гг. |
1725-1762 гг. |
1772-1775 гг. |
1730-1740 гг. |
1705 г. |
Эпоха дворцовых переворотов |
|
|
|
|
|
|
|
Елизавета Петровна (годы
правления)
|
|
|
|
|
|
|
|
Уложенная комиссия |
|
|
|
|
|
|
|
Русско-турецкая война |
|
|
|
|
|
|
|
Екатерина Великая
(годы правления)
|
|
|
|
|
|
|
|
Крестьянская война под
предводительством Е.Пугачева |
|
|
|
|
|
|
|
Астраханское восстание |
|
|
|
|
|
|
|
"Биронщина” |
|
|
|
|
|
|
|
Подсказка "С годами ……. приобрел
необъятную массу технических познаний”
Печать 7 Бонус – преподавателя.
Подсказка: "он считал себя и опытным
хирургом, и хорошим зубным врачом”
Ведущий: Вот и подошла с финалу наша игра.
Сейчас ваша задача определить, о какой
исторической личности идет речь с помощью
ваших подсказок или поработать с текстом М.Костомарова
" Он вырос и возмужал на дороге и на
работе под открытым небом. В продолжение
своего царствования он исколесил широкую
Русь из конца в конец - от Архангельска и
Невы до Прута, Азова, Астрахани и Дербента.
Многолетнее безустанное движение развило в
нем подвижность, потребность в постоянной
перемене мест, в быстрой смене впечатлений.
Торопливость стала его привычкой. Он вечно
и во всем спешил. Его обычная походка,
особенно при понятном размере его шага,
была такова, что спутник с трудом поспевал
за ним вприпрыжку.
Он был обычным и веселым гостем на
домашних праздниках вельмож, купцов,
мастеров, много и недурно танцевал, хотя не
проходил методически курса танцевального
искусства, а перенимал его "с одной
практики" на вечерах у Лефорта. Если ……..
не спал, не ехал, не пировал или не
осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь
строил.
Руки его были вечно в работе, и с них не
сходили мозоли. За ручной труд он брался при
всяком представлявшемся к тому случае. В
молодости, когда он еще многого не знал,
осматривая фабрику или завод, он постоянно
хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно
было оставаться простым зрителем чужой
работы, особенно для него новой: рука
инстинктивно просилась за инструмент; ему
все хотелось сработать самому. Ранняя
наклонность к ремесленным занятиям, к
технической работе обратилась у него в
простую привычку, в безотчетный позыв: он
хотел узнать и усвоить всякое новое дело,
прежде чем успевал сообразить, на что оно
ему понадобится.
С годами ……. приобрел необъятную массу
технических познаний. Впоследствии он был
как дома в любой мастерской, на какой угодно
фабрике. По смерти его чуть не везде, где он
бывал, рассеяны были вещицы его
собственного изделия, шлюпки, стулья,
посуда, табакерки. Дивиться можно, откуда
только брался у него досуг на все эти
бесчисленные изделия. Успехи в рукомесле
поселили в нем большую уверенность в
ловкости своей руки: он считал себя и
опытным хирургом, и хорошим зубным врачом.
Говорят, после него остался целый мешок с
выдернутыми им зубами - памятник его
зубоврачебной практики
М.Костомаров
Подведение итогов, объявление
победителей |