Ученик 1.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Ученик 2.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод
И первый Кремль, и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой.
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие
гости! Мы рады вас приветствовать и просим
принять активное участие в сегодняшнем
разговоре. Тема нашего занятия: «Нашему роду нет
переводу». Давайте вспомним, что такое род. Как вы
можете объяснить это понятие?
Выслушиваются ответы.
Ведущий 2. Род – это ряд поколений,
происходящих от одного корня. Как мы yзнаем об
истории старинных родов, о том, как они жили, чем
занимались, в какие игры играли дети тех времен?
Выслушиваются ответы детей.
– Давайте вспомним, что мы узнали о
роде, о семье из устного народного творчества.
Конкурс 1. «Соберите пословицы и
поговорки»
Где любовь и совет...
Своя семья – ...
Дома и стены...
Дом вести – ...
Вся семья вместе – ...
На что и клад, когда... |
... самые верные друзья.
... помогают.
... не лапоть плести.
... душа на месте.
... в семье лад.
... там и горя нет. |
|
Ведущий 1. А какие вы еще
знаете пословицы и поговорки о семье?
Дети. Какие родители, такие и дети.
– Какое дерево, такие у него и листочки.
– Яблоко от яблони недалеко падает.
Ведущий 1. Вы составили
родословную своей семьи. А что такое родословная?
Выслушиваются ответы.
Ведущий 2. Родословная –
перечень поколений одного рода, устанавливающий
происхождение и степень родства. Расскажите о
своих родословных.
Выслушиваются рассказы детей.
– Какие слова часто встречаются в
родословной?
Прочитайте внимательно слова.
Подумайте, все ли они будут родственными.
«Лишние» слова подчеркните.
1-й класс – род, рожь, родня,
Родина.
2-й класс – род, родня, родич,
родимый, родинка, рожь, родина.
3-й класс – родня, родимый,
родинка, родник, родич, родство, родильный,
родина.
4-й класс – родня, родимый,
родинка, родина, родич, природа, родильный,
родство.
Ученик 3.
Природа, Родина, народ...
Слова в сознаньи оживают,
Их не случайно корень род
В единую семью объединяет.
Я к влаге бережно приник,
Я пью студеными глотками,
И слово звонкое родник
Одними вспоено корнями!
Ведущий 1. В этом стихотворении
встречаются слова природа, народ, родник. Они
близки по происхождению, но не являются
однокоренными. Слово природа возглавляет
группу родственных слов, куда входят слова природный,
природоведение. Слово родник является
родственным словам родничок, родниковый.
Ведущий 2. Род – это не только
родные, родственники, это и весь народ. Род к роду
– народ. Мы все вместе – народ, который состоит
из маленьких и больших родов, дружных и
работящих. Как могучая река берет силу из
маленьких ручейков, так и наша культура
обогащается семьями, родами.
А хочется ли вам, ребята, чтобы эта речка была
полноводной, чтобы огромная наша Родина была
красивой и счастливой?
Ведущий 1. Нам всем нужно изучать
традиции своего народа, дорожить ими, беречь свою
землю, родной край, потому что мы – частичка
всего этого, родного и близкого нам. Все члены
вашей семьи имеют свою историю. Но ваши семьи не
живут обособленно от других: они связаны со
многими семьями, со знакомыми, с другими людьми,
каждый из которых, в свою очередь, имеет
собственную историю. Значит, история вашей семьи
является частью истории страны.
Вы знаете, что обозначает слово фамилия?
Ученик 4. Такое привычное для нас
слово – фамилия попало в наш язык из латыни и
в переводе означает семья. Фамилия –
наследственное имя семьи. Фамилии на Руси
появились довольно поздно, лишь в XVI веке.
Распространение фамилий началось с людей
знатного происхождения. У сельского населения
фамилии появились позднее.
Ведущий 2. Живет человек, имеющий
кузницу. Естественно, что среди своих
односельчан он получает прозвище Кузнец.
Проходят годы, и потомки кузнеца получают
фамилию Кузнецовы, которая передается по
наследству. Становятся эти Кузнецовы людьми
разных профессий – агрономами, сапожниками, но
фамилия остается. Попробуйте объяснить
происхождение своей фамилии.
Дети отвечают.
Ученик 5.
В фамилиях различных лиц,
Порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
Ведущий 1. Подумайте над
следующими вопросами и выберите правильные
ответы:
1. Можно ли жить без фамилии?
а) Да; б)
нет.
2. Можно ли жить без имени?
а) Да; б)
нет.
3. Можно ли жить без отчества?
а) Да; б)
нет.
Ученик 6.
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Пускай совсем я маленький,
Но Родину люблю,
Свой дом на тихой улице
И всю страну мою!
Люблю я речку быструю
И дальний лес за ней.
Пусть будет небо чистое
Над Родиной моей!
Ведущий 2. Какое счастье –
прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать ее,
свой род, свою историю! А история начинается уже с
вашего имени. Мы привыкли называть каждого по
имени и фамилии. Но ведь имя возникло у человека
не случайно. Прошли годы, прежде чем древние люди
придумали способ выделять человека из толпы,
обращаясь к нему по имени.
Ведущий 1. Наши предки считали имя
важной частью личности каждого человека. Оно
имело таинственный смысл и во многом определяло
дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и
неудачи, достоинства и пороки.
Знаете ли вы, что означает ваше имя?
Дети отвечают.
– Соедините линиями имя и его
значение.
Галина
Ольга
Татьяна
Анастасия
Галина
Екатерина
Ольга
Татьяна
Андрей
Евгений
Тихон
Анатолий
Александр |
устроительница
спокойная
священная
устроительница
священная
спокойная
чистая
воскресение
защитник
счастливый
восточный
мужественный
благородный |
– Почему тебя так назвали?
Знаете ли вы, как и почему выбирали вам имя?
Расскажите.
Дети отвечают.
Ведущий 2. Но чтобы роду не было
переводу, он должен жить много-много лет, даже
столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести...
Поэтому обязательно надо беречь
родовые корни. А кто же считается хранителем
рода?
Ведущий 1. Старики говорили, что дом
и все, что в нем есть, – и песни, и вышивка, и
доброе слово – делают семью богатой. А самой
главной в доме была печь, потому что хлеб пекла. А
хлеб – это жизнь. Главной хранительницей всего
этого была мать. Недаром ее называли святой.
Семьи тогда были очень большими, поэтому
хранительницами рода считались старшие женщины
– бабушки. Они и сейчас хранят историю своих
родов.
Ученик 7.
У мамы – работа,
У папы – работа.
У них для меня
Остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
– Да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя?
Расскажи.
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит собирает...
Нам хорошо вот так вдвоем.
Без бабушки какой же дом?
Ведущий 2. Давайте вспомним, какими
вещами и как пользовались люди раньше.
Конкурс 2. «Как использовались эти
предметы в старину?»
Кочерга
Прялка
Пяльцы
Скалка
Рубель и валик
Валек
Ухват
Короб |
для раскатывания теста
для перемешивания топлива в печи
для получения шерстяной нити
для вышивания
для вынимания посуды из печи
для хранения и перевозки продуктов
для глажения белья
для выколачивания белья при полоскании |
|
Дети отвечают и показывают,
как использовали предметы.
Ведущий 1. Жаль, что сейчас наши
семьи стали маленькими. Но зато хранительницей
рода стала мама.
Ученик 8.
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете!
Бывает, что мы и не слушаем мам,
А мамы нас учат хорошим делам.
А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как Родину нашу беречь и любить!
Ведущий 2. Наши родители очень
многое умеют делать своими руками: мамы шьют,
вышивают, делают всю работу по дому, а папы
мастерят.
Ученик 9.
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работы.
Ведущий 2. В каком месте у славян не
принято ставить дома?
Д. Нельзя строить дома на
перекрестках дорог, на окраинах, на болотах.
Считалось, что эти места облюбованы нечистой
силой. Хорошо ставить дом на возвышенности и на
берегу чистого водоема. Нежелательно ставить дом
воротами и окнами на север.
Ведущий 1. Какие реальные существа
– обязательные атрибуты «чистого» дома?
Д. Кошка, петух.
Ведущий 2. Кто «оберегал» жилище
древних славян?
Д. Дух дома – домовой, во дворе
хозяин – дворовой, в овине – овинник, а в бане –
банник.
Ведущий 1. Назовите предмет, по
которому нельзя стучать.
Д. Стол.
Ведущий 2. Русский издатель Новиков
писал: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды
древних чужеземных народов, но гораздо полезнее
иметь сведения о своих прародителях; похвально
любить и отдавать справедливость достоинствам
иностранным, но стыдно презирать своих
соотечественников, а еще паче гнушаться оными».
Ученик 10.
Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна славные люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные песни поют.
Дети исполняют русскую народную
песню.
Ведущий 1. Спасибо вам, люди добрые,
за ваше участие в нашем празднике.
Ведущий 2. Пусть беда и горе обходят
ваш дом. Доброго здоровья желаем вам и всем вашим
родным!
Д (хором). Будьте здоровы! |