Цели. Закрепить знания учащихся о жанровых особенностях летописей,
найти признаки художественности в тексте летописи, воспитывать уважение
к отечественной истории.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель. Что такое летопись?
Дети. Летопись - письменный исторический источник, из которого люди узнают о прошлом.
У. Зачем люди записывали свое прошлое?
Д. Чтобы мы сегодня знали о том, как люди жили раньше, какие происходили события.
У. Чем отличается летоисчисление в Древней Руси от принятого сейчас?
Д. Раньше летоисчисление шло от Сотворения мира, а сейчас - от Рождества Христова.
У. Какие важные события описаны в первом фрагменте летописи?
Д. Поход князя Олега на греков.
У. Что получил Олег в результате победы над врагами?
Д. Русские купцы могли торговать на греческой земле беспошлинно. Олег получил много золота и товаров.
У. Какие города уже существовали на Руси?
Д. Киев, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любек.
У. Какой веры придерживались греки, а какой - русичи?
Д. Греки - христианства, они "целовали крест", а русичи - язычества. Они поклонялись богам Перуну, Велесу и др.
У. Что вы можете сказать о князе Олеге?
Выслушиваются ответы детей.
III. Знакомство с фрагментом летописи "И вспомнил Олег коня своего..."
У. Сегодня мы продолжим чтение летописи, рассказывающей о необычной судьбе новгородского и киевского князя Олега.
Учитель читает второй отрывок летописи "И вспомнил Олег коня своего..." .
- Что нового вы можете добавить к характеристике князя Олега, прослушав этот отрывок?
Д. Олег очень любил своего коня, вместе с которым он одерживал
победы в сражениях. Олег был очень самоуверенным человеком, не верил в
судьбу, с насмешкой отнесся к словам кудесника.
У. Как вы думаете, мог ли летописец слышать разговор кудесника и Олега?
Д. Вероятнее всего, нет.
У. Значит, он домыслил эти слова, предположил, какой разговор мог
состояться между ними. Значит, мы можем говорить о наличии вымысла в
тексте летописи.
Прослеживается ли отношение автора летописи к описываемым событиям?
Д. Автор осуждает Олега за вызов богам, насмешку над судьбой.
У. Заметили ли вы в этом отрывке особенность построения предложений?
Д. Многие предложения начинаются с союза и.
У. Приведите примеры.
Д. И жил Олег, княжа в Киеве. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего. И сказал ему кудесник один.
У. Перечитайте еще раз отрывок.
Дети читают текст.
- Почему Олег решил найти кости своего коня?
Д. Наверное, он хотел поклониться им, еще раз поблагодарить коня, который был ему верным другом во время походов против врага.
У. Сколько лет княжил князь Олег?
Д. "И было всех лет княжения его тридцать и три", то есть 33 года.
У. Как народ отнесся к смерти Олега? Почему?
Д. Все любили Олега, уважали его за смелость, мужество, были
благодарны за покровительство и защиту, поэтому когда он умер,
"оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на
горе, называемой Щековица".
IV. Знакомство с "Песнью о вещем Олеге" А.С. Пушкина
У. О случае, приведшем к смерти князя Олега, написано еще одно
художественное произведение. Это "Песнь о вещем Олеге", созданная
Пушкиным. Послушайте ее.
Учитель или заранее подготовленным учеником читает "Песнь о вещем Олеге" (Русская поэзия: Сборник. - М., 1989. С. 18).
V. Сравнительный анализ текстов
У. Какое произведение вам понравилось больше?
Д. Произведение Пушкина.
У. Почему?
Выслушиваются ответы детей.
- Чем отличаются друг от друга фрагмент летописи и стихотворение?
Д. Летопись написана прозой, а у Пушкина - в стихотворной форме. И хотя в его "Песни" много незнакомых слов, она очень красива.
- У Пушкина эта история описана более подробно. Мне понравилась
сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал
укрыть его ковром, выгуливать его, купать, кормить отборным зерном,
поить ключевой водой. Мне кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним
прощался. Он жалеет сначала, что послушался кудесника, думает, что не
надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе.
- Жалко князя Олега, что он погибает такой нелепой смертью. Всю
жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи.
Предсказание кудесника сбылось.
VI. Итог урока
У. От создания летописи до написания стихотворения прошло около 800
лет. Безусловно, за эти годы художественная литература сильно
изменилась. Тем не менее русские летописи по-прежнему остаются
уникальными литературно-историческими произведениями: ведь, описывая
исторические события, летописец не был сторонним наблюдателем, а выражал
личное отношение к ним. Таким образом летописи можно считать прообразом
зарождающейся русской художественной литературы.
VII. Домашнее задание
У. Перескажите второй фрагмент летописи, сохранив языковые особенности этого произведения.
|