Цели. Обобщить и систематизировать
знания о Петре I и Петровской эпохе; развивать
познавательную активность, пополнять словарный
запас учащихся, развивать устную речь; повышать
интерес к изучаемому предмету, создать
эмоциональный настрой, прививать интерес к
истории родного государства.
Оборудование. Листы с
историческими синонимами и заданиями-тестами;
иллюстрации: «Корона», «Сабля», «Корабль»,
«Бритье бороды», «Медный всадник».
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Послушайте отрывок из
стихотворения Александра Сергеевича Пушкина. О
ком в нем говорится?
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Дети. Это Петр Первый.
У. Сегодня мы с вами поговорим о
Петре Первом. Посмотрите на даты, записанные
на доске. Что они означают?
На доске:
30 мая 1672 года |
1682–1725 годы |
|
Д. Дата
рождения Петра Первого, годы правления Петра
Первого.
У. К каким векам относятся эти
даты?
Д. Это ХVII–ХVIII века.
У. Назовите имя, отчество и
фамилию этого преобразователя России.
Д. Петр Алексеевич Романов.
III. Работа над изученным материалом, его
систематизация
У. Прежде чем продолжить беседу о
Петре I, выполним задание на контрольных
листах. Подберите к словам левого столбика
синонимы из правого столбика. Соедините их
стрелками.
На доске:
Реформа
Цивилизация
Титул
Хроника
Империя
Виктория
Духовенство |
уровень развития
большое государство
преобразование
звание
победа
служители церкви
летопись |
|
– Проверим, что у нас
получилось.
Дети называют пары.
– Повторив исторические термины, мы
сможем продолжить беседу по теме нашего урока.
Давайте вспомним, как описывают и характеризуют
историки Петра Первого. Нарисуйте словесный
портрет этого человека и докажите, что он был
физически очень сильным.
Дети для выполнения этого задания
пользовались дополнительной справочной
литературой.
Примерное содержание описания
Одиннадцатилетний Петр был
живым, красивым мальчиком. Он был чрезвычайно
любознательным ребенком, тянущимся ко всему
новому, хотел узнать и усвоить всякое новое дело.
Петр Первый в совершенстве знал 14 ремесел.
Руки его были вечно в работе и с них не сходили
мозоли. Петр Первый любил говорить: «Я царь, а у
меня мозоли на руках». Действительно, безделья он
не терпел, и день его заполнен был до предела.
Он был прост в обращении с людьми. Петр Первый
поступал во всем прямо и просто и от других
требовал того же – простоты и откровенности, не
мог терпеть уверток.
Петр был великан – без малого трех аршин
ростом, целой головой выше любой толпы. От
природы он был силач, постоянное обращение с
топором и молотком еще более развило его
мускульную силу и сноровку. Он мог не только
свернуть в трубку серебряную тарелку, но и
перерезать рулон сукна одним ударом.
У. Вы описали Петра Первого.
Давайте докажем, что «много потрудился Петр
Великий для славы России».
Класс делится на четыре группы
смешанного состава.Каждая группа получает
иллюстрацию на обратной стороне которой дан план
рассказа об определенном периоде жизни Петра
Первого. Группа должна подготовить рассказ по
предложенному плану.
1-я группа. «Сабля»
ПЛАН
1. Любимая игрушка.
2. Потешные войска.
3. Преображенский и Семеновский полки.
4. Регулярная (постоянная) армия.
5. Сражения и победы.
Примерный ответ учащихся
Уже с ранних лет в Петре начала
обнаруживаться склонность к воинским забавам…
Когда же он подрос, он завел игру в солдаты со
сверстниками. Он составил из них «потешные
полки», учился с ними солдатскому строю,
командовал ими, сооружал земляные крепости и
штурмом брал их.
По мере того как вырастал Петр, игры его
принимали более и более широкий размах и
становились все серьезнее и серьезнее. На
царскую службу он принимал всех. Со временем эта
игра превратилась во всестороннюю воинскую
подготовку с освоением оружия и приемов боя. С
них началась регулярная (постоянная) русская
армия.
2-я группа. «Корона»
ПЛАН
1. Десятилетний царь.
2. Начало самостоятельного правления.
3. Присвоение титула.
4. Признание России Европой.
Примерный ответ учащихся
В 1721 году Петр Первый принял титул
императора. Гений Петра как государственного
деятеля, дипломата (политика) и полководца
признан всеми поколениями, и новый титул,
принятый им, – император – вполне обоснован.
Именно с этого времени Россию во всем мире стали
называть Российской империей.
3-я группа. «Корабль»
ПЛАН
1. Ботик.
2. Зарождение славы будущего флота.
3. Царь-плотник.
4. Учение Петра корабельному делу.
5. Образование первой верфи.
6. Российский Военно-морской флот.
Примерный ответ учащихся
Сколько себя помнил царь Петр, его
всегда интересовали корабли. Сначала он с
интересом рассматривал картинки, модели
кораблей.
На прудах в Преображенском селе, где он жил, Петр
впервые плавал на лодках. Потом в сарае нашли
старый ботик и отремонтировали его.
Много времени прошло, пока освоил царь все
премудрости парусной науки. Потом и сам строить
корабли научился.
Понял Петр, что нужен России свой военно-морской
флот, нужны офицеры и матросы, нужны
кораблестроители.
Так, в Воронежской губернии была образована
первая верфь, где строили и спускали на воду
корабли.
Благодаря Военно-морскому флоту Россия одержала
победу над воинственной Швецией.
4-я группа. «Бритье бороды»
ПЛАН
1. Новые порядки царя.
2. Преобразования, осуществляемые для улучшения
жизни.
3. Петровские реформы в образовании.
Примерный ответ учащихся
С именем Петра Первого, великого
преобразователя России, мы связываем
грандиозные успехи страны. Это были настоящие
преобразования во всех областях: науке, технике,
экономике. Россия наконец-то воспряла ото сна и
на весь мир властно заявила о себе.
У. Мы доказали, что Петр Первый
внес коренные изменения в историю России, во все
сферы ее жизни. Почему говорят, что Петр
«прорубил окно в Европу»?
Выслушиваются ответы детей.
– Его преобразования имели большое
значение для России и Европы. Европа узнала о
сильной, мощной и обновленной России.
Выход в Балтийское море открыл экономические
(торговые) пути сообщения.
IV. Обобщение знаний
У. Обобщим наши знания по данной
теме. Для этого ответьте на вопросы теста.
1. Какую страну отучил воевать
Петр Первый?
а) Швецию;
б) Англию;
в) Польшу.
2. Крепость, у которой русские войска
под командованием Петра Первого потерпели
крупное поражение в борьбе со шведами:
а) Азов;
б) Нарва;
в) Измаил.
3. Как называется крепость на
острове, основанная Петром Первым с
известной целью: «Отсель грозить мы будем
шведу»?
а) Измаил;
б) Кронштадт;
в) Петропавловская.
4. Как названа война со шведами,
продолжавшаяся 21 год?
а) Балтийская;
б) Западная;
в) Северная.
5. Как называлась первая газета,
выпущенная Петром Первым?
а) «Ведомости»;
б) «Новости»;
в) «Гудок».
6. Кому или чему посвящены
пушкинские строки: «Люблю тебя, Петра
творенье...»?
а) Российскому флоту;
б) Санкт-Петербургу;
в) Императрице Елизавете.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – а;
6 – б.
– Соотнесите каждую иллюстрацию, с
которой работали группы с помощью ассоциации, со
словами из первого задания.
Д. Сабля – победа, виктория;
корона – титул, империя; корабль – цивилизация;
бритье бороды – реформа, преобразование.
У. Какие вы знаете произведения
искусства, посвященные Петру Первому?
Д. Медный всадник. Одним из
символов Санкт-Петербурга является памятник
основателю города русскому царю Петру Первому,
который изображен скачущим на вздыбленном коне.
Эта статуя сделана из бронзы и установлена на
гранитной скале.
V. Итог урока
У. Что вы узнали об истории
России в период правления Петра I? Какой это был
человек? Что при нем изменилось? Что появилось
нового? |