Пятница, 22.11.2024, 06:11                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИСТОРИЯ РОССИИ

Кулинария Древней Руси
18.07.2012, 13:32

Цели. Расширить представления учащихся о продуктах питания славян; познакомить с правилами приема пищи; познакомить с посудой того времени.

Оборудование. Кроссворд, пословицы, открытки с иллюстрациями из сказок, рисунки с изображениями посуды, тест.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Учитель. На прошлом уроке мы начали разговор о хозяйстве Древней Руси. Дома вы должны были подобрать пословицы о хозяйстве людей. Что удалось найти?

(См. Приложение.)

– Вы прослушали эти пословицы и теперь ответьте на вопрос: кто отвечал за ведение хозяйства?

Дети. И мужчина, и женщина.

У. Каких животных держали в хозяйстве?

Д. Коров, лошадей, овец, свиней, кур, пчел, кошек, собак...

У. О пользе крупного скота мы говорили. Для чего держали собак и кошек?

Д. Кошки ловили мышей, собаки охраняли жилье, с ними ходили на охоту.

У. Для чего разводили пчел?

Д. Раньше не было сахара, поэтому в пищу шло много меда, который получали от пчел.

III. Постановка темы урока

У. Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, надо разгадать кроссворд. Если вы правильно отгадаете все слова, то по вертикали в выделенных клетках откроется тема урока.

По горизонтали:

1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.

2. В воде купался,
А сух остался.

3. Всем нам пригодится
Белая водица.
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Сыр и масло в кашу,
Творожок на пирожок –
Кушай, Ванюшка, дружок!

4. Землю пробуравил,
Корешок оставил;
Сам на свет явился,
Шапочкой покрылся.

5. Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают?

6. В воде она живет –
Нет клюва, а клюет,
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

7. Маленький Иван –
Костяной кафтан.

8. У кого короткий хвост крючком?
Кто копает землю пятачком?

9. Висит шар – на боку пожар.

Ответы

По горизонтали: 1. Морковь. 2. Гусь. 3. Молоко. 4. Гриб. 5. Блин. 6. Рыба. 7. Орех. 8. Свинья. 9. Яблоко.

По вертикали (в выделенных клетках) кулинария.

У. Что у нас получилось?

Д. «Кулинария».

У. Правильно, речь пойдет о кулинарии. Что это такое?

Д. Искусство приготовления пищи.

IV. Знакомство с новым материалом

У. В русских народных сказках, пословицах, поговорках часто упоминаются названия продуктов, встречающихся на столе. Послушайте отрывки из нескольких сказок, назовите их, а потом мы назовем продукты из этих произведений:

«Увидел Емеля в проруби щуку, изловчился и ухватил щуку в руку.
– Вот уха будет сладка!»

Д. «По щучьему веленью».

У. «Наварила каши, размазала по тарелке, потчует журавля...»

Д. «Лиса и журавль».

У. «Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко
испечет да сам и облупит».

Д.  «Сказка о попе и о работнике его Балде».

У. «–Поешь моего простого киселька с молочком!
–У моего батюшки и сливочки не едятся...»

Д. «Гуси-лебеди».

У. «Я, Колобок, Колобок, на сметане мешен да в масле пряжен...»

Д. «Колобок».

У. «И я там был, мед-пиво пил...»

Д. Концовка многих сказок.

У. Какие же продукты упоминаются в этих отрывках?

Дети перечисляют.

– Что такое уха?

Д. Рыбный суп.

У. Что такое мед-пиво?

Д. Не знаем.

У. Хмельной напиток, изготовленный из сваренного меда.
Что такое колобок?

Выслушиваются ответы детей.

– Колобки – небольшие круглые хлебцы или толстые лепешки. Их обычно пекли из остатков муки от пирогов или хлебов. Поэтому бабка и мела «по сусекам», чтобы намести остатки муки.
На прошлом уроке мы говорили о хлебе. Что вы запомнили?

Д. Хлеб был самым важным продуктом, его ставили на почетное место на столе. Хлебом-солью встречали дорогих гостей.

У. Хлеб у славян был разный. Некоторые пекли его без соли, так как соль была очень дорогой. Из муки, просеянной через решето, пекли решетный хлеб, из просеянной через сито – ситный.

Хлеб черный был тяжел и липок:
Ржаной муки был груб помол,
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Ржаной был хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный он был неплох с кваском,
Хоть прилипал порою к деснам,
Когда его месили языком.

– По праздникам пекли пироги с различными начинками: с рыбой, курицей, говядиной, капустой, грибами, ягодами. Вспомните русскую пословицу: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Как вы понимаете ее смысл?

Ответы детей.

– Древним блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь да плясать, Масленицу провожать.
Выручала людей и тюря – кусочки черного хлеба, размоченные в квасе или воде, иногда с добавлением чеснока или конопляного масла.
Варили и мучные супы из ржаной, ячменной, овсяной, гречишной, гороховой и бобовой муки с солью.
Что еще можно было увидеть на столах? Послушаем пословицы, подобранные вами к этому уроку, в которых упоминаются продукты питания.
О каких продуктах в них говорится? (См. Приложение.)

Какого рода была пища? Откуда она приходила?

Д. С огорода, сада, поля, леса.

У. Как одним словом можно назвать овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи?

Д. Это растительная пища, то есть она вырастала, ее дали растения.

У. У нас в кроссворде упоминаются гусь, рыба, свинья. Как можно назвать такую пищу?

Д. Пища животного происхождения, то есть от животных.

У. Что можно было сделать из молока?

Д. Сметану, масло, творог, сливки...

У. Вы видите, что на столе было большое количество разнообразной пищи. В какое время года преобладала растительная пища?

Д. Летом и осенью.

У. А когда – пища животного происхождения?

Д. Зимой, весной.

У. Какие напитки готовили в Древней Руси?

Д. Соки, мед, квас.

У. Привычных для нас чая и кофе раньше не было. Гораздо позже их завезли в Россию из других стран. На какие дни делился кулинарный год?

Д. На мясные и постные.

У. Что это значит?

Д. В постные дни не ели пищу животного происхождения.

У. Каких дней в году было больше?

Д. Постных.

У. В это время ели много овощей и фруктов. Какие овощи употребляли в пищу?

Д. Огурцы, капусту, тыкву, щавель, лук, чеснок, морковь, репу.

У. Фрукты выращивали сами или привозили из других мест. Одним из вещественных исторических источников являются археологические раскопки, во время которых находили остатки еды и предметы, в которых ее готовили и хранили.
Раскопки показывают, что славяне любили мясо свиней, коров, телят и рыбу. На дичь охотились мало. Что относится к дичи?

Д. Утки, журавли, лебеди.

У. Дичь подавали за княжеским столом и у знатных бояр. За княжеским столом на обед подавалось до семидесяти различных кушаний. Как же проходил прием пищи (трапеза)?
Во время приема пищи в прошлые времена сидели чинно. За столом не разговаривали. Во время обеда вставать было нельзя, даже если вошел старший по возрасту или почетный гость. Ему кланялись, сидя за столом, и продолжали есть не спеша.


На обеденный стол ставили большую чашу – одну на всю семью. Размеры ее порой доходили до полуметра в диаметре. Хозяин дома сидел на почетном месте. Он первым начинал трапезу, и только после него все остальные могли начать есть.
Ели деревянными ложками. В центре стола ставили ковши, солонку. Ковшами-черпаками разливали напитки по малым ковшам.
Хозяйственные припасы хранили в подвалах: в бочках, кадках, лукошках. Пищу варили в горшках, в них же подавали ее на стол. Для кваса, молока и масла использовали кувшины и кружки. Тарелками пользовались редко, а ножи и вилки появились значительно позже.
Посуду делали, как правило, из дерева или глины, лишь в домах знати можно было встретить серебряные и позолоченные блюда, ковши, чаши.


V. Закрепление пройденного материала

У. Выберите правильные ответы и подчеркните нужные слова в тексте.

Учитель раздает детям карточки с текстами.

1. Что стояло (лежало) на столах?

Миски, самовар, стеклянные бокалы, горшки, вилки, ножи, салфетки, ложки.

2. Что ели в древности?

Пироги, картофель, щи, кисель, чай, плов, квас, огурцы, репу, виноград, грибы, мед, курагу, капусту, молоко, хлеб, кофе.

(Курсивом выделены правильные ответы.)

VI. Домашнее задание

У. Если какие-то продукты люди не выращивали, не добывали сами, то им приходилось все это покупать на базаре. На особую дешевизну продуктов рассчитывать не приходилось.

Дома с помощью родителей подсчитайте, сколько времени должны были отработать плотник и печник, чтобы купить некоторые из перечисленных продуктов, если плотник в то время зарабатывал 3 копейки в день (1-й вариант), а печник – 4 копейки (2-й вариант).

На доске:

  • 1000 штук огурцов стоили 27 копеек.

  • Кадка соленых огурцов – 30 копеек.

  • Чан кислой капусты – 60 копеек.

  • Ведро рыжиков – 27 копеек.

  • Корова обычной породы – 2 рубля (цена за другие породы доходила до 15 рублей).

  • Русская пашенная лошадь – 3 рубля.

Приложение

Подборка пословиц к теме «Кулинария Древней Руси»

О хлебе

  • В дороге хлеб не помеха.

  • В Москве недорода хлебу не бывает.

  • Живот без хлеба не проживет.

  • Не будет хлеба – не будет и обеда.

  • Не хлебом единым жив человек.

  • Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб – всему голова.

  • Хлеб – всему голова.

  • Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска.

  • Без соли, без хлеба – половина обеда.

  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

  • Без хлеба и медом сыт не будешь.

  • Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

  • Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

  • Как хлеба край – так и под елью рай, а хлеба ни куска – так везде тоска.

  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.

  • Хлеб наш насущный, хоть черный, да вкусный.

О продуктах питания

  • Щи да каша – пища наша.

  • Без каши обед не в обед.

  • Борщ без каши – вдовец, каша без борща – вдова.

  • Воду жалеть – и каши не сварить.

  • Горе наше – гречневая каша: есть не хочется, а оставить – жаль.

  • Гречневая каша сама себя хвалит: я-де с маслом хороша.

  • Каши не перемаслишь.

  • Любо брюху, что глаза кашу видят.

  • Русского мужика без каши не накормишь.

  • Хороша кашка, да мала чашка.

  • Без блина – не Масленица, без пирога – не именины.

  • Блин брюху не порча.

  • Из водицы да из мучицы баба пироги печет.

  • Изба красна углами, а стол – пирогами.

  • В меду и подметку съешь.

  • Если много съешь, то и мед горьким покажется.

  • С медом и долото проглотишь.

  • У кого медок, у того весь год сладок.

  • Без капусты щи не густы.

  • Щей поел – словно шубу надел.

  • Щей бы с мясом, а нет – так хлеб с квасом.

  • Щи да каша – пища наша.

  • Выпей чайку – забудешь тоску.

  • От чая лиха не бывает.

  • Чаем на Руси никто не подавился.

  • Чай не хмельное – не разберет.

  • Чай пить – не дрова рубить.

  • Не дорог квас – дорога изюминка в квасу.

  • Киселем брюха не испортишь.

  • Кисель досыта – бабья еда.

  • Кисель зубам не порча.

  • Киселю да царю всегда есть место.

  • Горох да репа – животу не укрепа.

  • Репу есть – не велика честь.

  • Гриб да огурец в животе не жилец.

  • Поел бы редьки, да зубы редки.

  • С маслом да со сметаной бабушкин лапоть съешь.

  • Съешь и морковку, коли яблочка нет.

Подборка загадок к теме «Кулинария Древней Руси»

Грибы, орехи, ягоды

См. выше.

Блин

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают?

Капуста

Как надела сто рубах –
Захрустела на зубах.

Лук

Сидит дед – в шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Морковь

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса – на улице.

Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Огурец

Без окон, без дверей
Полна горница людей.

Зеленый теленочек
Привязан веревочкой,
Лежит на боку и зреет, толстеет.

Пирог

Он бывает с толокном,
С рисом, с мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.

Подсолнух

Черная макушка,
Желтая опушка.

В поле из зернышка
Выросло солнышко –
Круглое, яркое,
Только не жаркое.

Золотое решето
Черных домиков полно,
Сколько черненьких домков –
Столько беленьких жильцов.

Редис

Щеки розовые, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена –
Вся на солнышке она.

Тыква

Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Велика, тяжела,
Голова велика,
Золотая голова
Только шея тонка.

Яйцо

Может и разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 2197 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru