Четверг, 28.03.2024, 22:24                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИСТОРИЯ РОССИИ

Хозяйство в Древней Руси
18.07.2012, 13:29

Цели. Познакомить учащихся с хозяйством и кухней Древней Руси; закреплять знания о быте наших предков; развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать любовь к русскому языку, истории страны, традициям.

Оборудование. Кроссворд; рисунки с изображениями транспортных средств, овощей; загадки, карточки для творческой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня мы продолжим знакомство с бытом наших предков. А о чем именно пойдет разговор на этом уроке, вы узнаете, выполнив это задание.

На доске:


(Хозяйство в Древней Руси.)

– О чем же мы будем говорить?

Дети. О хозяйстве.

У. Правильно. Но сначала вспомним материал прошлого урока.

III. Повторение изученного материала

У. Какая мебель находилась в домах наших предков?

Д. Лавки, печи, столы, сундуки, комоды.

У. На чем тогда спали люди?

Д. На лавках, печах, полатях.

У. Чем покрывали пол?

Д. Рогожей, войлоком, коврами.

У. С помощью чего освещали помещения?

Д. С помощью лучины, свечей.

У. Чтобы проверить, как вы запомнили материал, я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором вам встретятся уже изученные понятия.


По горизонтали:

5. Возвышение для головы во время сна на широкой скамье.
6.
 Предмет, который висел в каждом доме в красном углу.
7.
 Как в старину называлась кухня?
9.
 Тонкая длинная щепка сухого дерева, зажигаемая для освещения дома.
10. 
Керамическая плитка для облицовки стен и печей.
11.
 Помещение в избе – комната.

По вертикали:

1. Предмет обстановки, на котором и сидели, и спали.
2.
Невысокий шкаф с выдвижными ящиками.
3.
Настил из досок для сна в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной.
4.
 Большой ящик для хранения вещей с крышкой и с замком.
5.
 Набитый пухом или пером продолговатый мешок, который клали на кровать.
8. 
Предмет в каждом доме, служащий для отопления и приготовления пищи.

Ответы

По горизонтали: 5. Приголовник. 6. Икона. 7. Поварня. 9. Лучина. 10. Изразец. 11. Клеть.

По вертикали: 1. Лавка. 2. Комод. 3. Полати. 4. Сундук. 5. Перина. 8. Печь.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Скажите, на каком транспорте мы с вами передвигаемся по городу и за его пределами?

Д. На автомобилях, автобусах, метро, по железной дороге.

Учитель показывает рисунки с изображениями называемых транспортных средств.

У. А на чем ездили раньше, когда еще не было автомобилей и автобусов, метро и электричек?

Выслушиваются ответы детей.

– Знатные люди никогда не ходили пешком. Летом ездили верхом или в колымагах (старинный закрытый четырехколесный экипаж, повозка), а зимой в санях. Сани обивали атласом, на спинку вешали персидский или турецкий ковер, сверху клали медвежью шкуру. Путешествовать предпочитали зимой, потому что лучшими дорогами были замерзшие реки.
Кто из вас был в деревне? Знаете ли вы, каких животных держат деревенские жители?

Ответы детей.

– Практически ту же скотину держали и раньше в большом количестве. Больше всего держали коров, затем свиней, лошадей, овец, коз. Молоко перерабатывали дома вручную. Из него сбивали масло, делали творог и сыр.
Что люди получали от коров, свиней, коз?

Д. Корова давала молоко, мясо, кожу.
– Свинья – сало, мясо, кожу, щетину.
– Коза – молоко, мясо, шерсть, кожу.

У. Как использовали лошадей?

Д. На них ездили, пахали.

У. Прежде чем я начну рассказывать о кухне наших предков, вспомните русские народные сказки, в которых упоминаются те или иные продукты.

Д. «Каша из топора», «Колосок», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Как мужик гусей делил», «Василиса Прекрасная».

У. Какие продукты упоминаются в этих сказках?

Д. Каша, хлеб, кисель, яблоки, пироги...

У. Молодцы! А теперь перейдем к историческим источникам.
Все дни в году по церковным правилам делились на мясные и постные, когда мяса, молока, яиц, сыра, сливочного масла есть не полагалось. В Древней Руси все придерживались этих правил. Постных дней было большинство в году. Поэтому мясо ели сравнительно редко. Однако русская кухня отличалась обилием всевозможных кушаний, хотя они были просты. Во время постов животные жиры не употребляли. Их полностью заменяло льняное, конопляное, маковое и ореховое масло. На столе всегда было много рыбы, а по берегам рек располагались многочисленные рыбокоптильни. Зато ни дичи, ни вообще продуктов охоты в обиходе простых людей не водилось. Погреба были заполнены разнообразными соленьями.
Сегодня трудно представить себе, как обходилась русская кухня без картофеля, свеклы и моркови, ставших известными на Руси гораздо позже. Между тем их место занимали три вида овощей. Отгадайте, какие?

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые.

Д. Огурцы.

У. Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня ищи.

Д. Капуста.

У. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.

Д. Тыква.

У. Огурцы запасали в огромных количествах, их ели, как яблоки. Так же было с тыквой и капустой. По капустному духу узнавали русские селения и города. С тарелки капустных щей начинался день и тем более не обходился ни один обед. Очень много шло к столу чеснока, хрена, репы во всех видах.
«Хлеб да соль!» – говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место. Недаром существует пословица: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска».
«Каша – мать наша», – говорили в старину, потому что это было блюдо ежедневное. Любили славяне и кисель. «Киселем брюха не испортишь», – гласит поговорка. Картошки тогда не знали, ее заменяла репа. Готовили ее, запекая в печке; ели и сырой. В пищу шло много лука. «Лук – от семи недуг». Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д. Употребляя в пищу лук, люди лечились от многих болезней.

У. Многие дикие растения ели сырыми – это щавель, дикий лук, различные ягоды, грибы, орехи. Из напитков в то время существовали соки, квас, вареный мед. Недаром многие сказки имели такую концовку: «И я там был, мед-пиво пил – по усам текло, а в рот не попало».
Сахара тогда вовсе не знали, поэтому мед шел к блинам, кашам. Соль в древности ценили на вес золота. Ее берегли, и поэтому пищу, как правило, заранее не солили. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по своему вкусу. А если гость оказывался нежеланным, то солонку ему не предлагали. Так он и уходил «несолоно хлебавши».
Кроме соли, на стол ставили горчицу и уксус.
Вот так велось хозяйство в Древней Руси.

V. Творческая работа

У. Сейчас я вам предложу перечень продуктов, которые можно было встретить у славян на столе. Вы должны составить меню для мясного и постного дней. Вспомните, что значит «постный день»?

Д. Это такой день, когда в пищу не употребляются продукты животного происхождения.

Учитель раздает карточки с названиями блюд, дети выполняют задание в тетрадях:

Примерное меню

Мясной день

Заяц запеченный
Сыр    Молоко
Пироги с курицей
Оладьи со сметаной

Постный день

Репа вареная  
Орехи грецкие
Сок
Кисель клюквенный
Огурцы соленые
Каша
Грибы
Пироги с изюмом
Щука паровая
Уха

VI. Итог урока

У. Что вы узнали о хозяйстве в Древней Руси? Каких домашних животных и с какой целью держали древние славяне? Какой из продуктов считался самым почетным? Какие продукты и блюда появлялись на столах? Какие дикие растения ели люди? Что вы узнали о соли?

Ответы детей.

VII. Домашнее задание

У. Предлагаю вам найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки о хлебе, a также о других продуктах питания, о хозяйстве людей.

По желанию можно составить меню летнего и зимнего месяцев.

Приложение

Пословицы к теме «Хозяйство в Древней Руси»

* Дома и стены помогают. * Всяк дом хозяйкой хорош. * Всякий дом хозяином держится. * Дом хозяйку ждет, а хозяйка – хозяина. * Дома – как хочу, а в людях – как велят. * Домой и кони веселей бегут. * Не дом хозяина красит, а хозяин – дом. * Домашний теленок лучше заморской коровы. * Животину водить – не разиня рот ходить. * Корова в тепле – молоко на столе. * Крестьянин скотинкой жив. * У сытого коня восемь ног. * На лошадь не плеть покупают, а овес. * Овцу не шуба греет, а корм. * Огород – бабий доход. * Плохие пчелы – плохой и мед. * Путная хозяйка каждую курочку знает. * Руном с овцы одевались и отцы. * Сытый конь воду возит, тощего на подпругах поить водят. * Хороший ленок – денег закромок. * Паси сено не для зимы – для отзимки. * Кошка да баба – в избе, мужик да собака – на дворе.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 2188 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru