Пятница, 19.04.2024, 07:38                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИСТОРИЯ РОССИИ

Как одевались и обувались наши предки
18.07.2012, 13:18

Цели. Познакомить учащихся с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на территории Древней Руси; проследить историю развития предметов старины до наших дней; развивать у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, память, интерес к быту людей.

Оборудование. Толковый словарь русского языка; иллюстрации одежды, обуви, головных уборов; книги русских народных сказок (с иллюстрациями); видеомагнитофон, видеозапись мультфильма «Аленький цветочек»; карточки с названиями, стихами; рабочие тетради учащихся; тесты, загадки, таблица; книги: Кончаловская Н. Наша древняя столица; Левицкая З.В. История Отечества для детей; материалы экскурсии «Палаты в Зарядье».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. Для проверки того, как вы усвоили материал предыдущих уроков, предлагаю вам тест.

На доске:

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик;
б) плотник;
в) строитель.

2. Деревянный крестьянский дом называется:

а) изба;
б) терем;
в) хоромы.

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата;
б) клеть;
в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент;
б) ров;
в) завалинка.

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама;
б) венец;
в) наличник.

Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – в.

III. Постановка темы урока

У. Мы с вами уже знаем, в каких домах жили славяне, что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени. Как вы думаете, о чем мы еще не говорили?

Дети. Как люди выглядели, во что одевались, что делали.

У. Правильно. О занятиях людей у нас разговор впереди, а об их гардеробе мы будем говорить сегодня. Прочитайте тему урока, написанную на доске.

На доске:

Как обувались и одевались наши предки

– Узнаем мы об этом на сегодняшнем и следующем уроках. По мере нашего разговора мы будем заполнять таблицу, изображенную на доске (см. Приложение). Сначала начертите заготовку таблицы у себя в тетради.

Дети выполняют задание.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

Ответы детей.

– Одежда древних славян не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.
Из чего делали ткань? Вспомните, какие растения можно было увидеть на лугах и полях? Какое из них шло на изготовление одежды?

Д. Лен.

У. Правильно. Раньше не было фабрик, поэтому люди сами выращивали лен, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Поэтому одежда называлась домотканой.
Прясть пряжу из шерсти животных или растительных волокон, ткать из этих нитей (пряжи) ткани и шить из них одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев различных растений, настоями из растертого в порошок камня.
Как одевались славяне? Ясно, что по погоде: была одежда зимняя и летняя. Вот что можно прочитать об одежде у Натальи Кончаловской.

Учитель раздает детям карточки со стихотворением:

Ой вы, гости-молодцы,
Длиннополые купцы,
И бояре, и дворяне,
Горожане и крестьяне!
Кто в сорочках и штанах,
Кто в коротких зипунах.
И такие франты были:
Длинный охабень носили,
Рукавами до земли
Пыль по улице мели.
А зимой, в мороз, в Москве
Надевали шубу-две.
А боярыня, бывало,
По три шубы надевала.
Любят в праздники рядиться
Наши русские девицы:
Ожерелья, серьги, бусы,
Ленты в косах до земли.

Возьмите в руки карандаш. Прочитайте еще раз это стихотворение и отметьте все незнакомые слова. К ним мы вернемся в конце урока, а сначала познакомимся с мужской одеждой.

Подчеркнутые понятия заносятся по ходу урока в таблицу учителем и детьми. Учитель показывает изображения данных предметов классу.

Шуба, шапка-столбунец

Охабень

Опашень


Азям

Зипун

Сермяга

– Мужская одежда состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов. Ворот рубахи вырезался по шее и имел спереди прямой разрез, который завязывался на шнурки или застегивался на пуговицу. Рубахи не заправляли в штаны, а носили навыпуск. Нарядные рубахи, обычно красного цвета, вышивали золотом и шелком.
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш». Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала». Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава».

А теперь перейдем к женской одежде.
Основой женской одежды была длинная сорочка из прямых полотнищ. «Бабьи рубашки – те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи». Рукава сорочек были в 6, 8, 10 локтей (локоть равен 50 сантиметрам). На талии завязывали пояс. Состоятельные женщины носили еще нижнюю рубаху, которая называлась сорочица. Верхнюю рубаху шили из более нарядного материала и отделывали ее, то есть украшали вышивкой. Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать: покрывала узором ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Вышитый орнамент должен был защищать хозяйку одежды от злых сил и призывать на помощь силы добрые. Рубаху обязательно подпоясывали. Считалось, что пояс тоже оберегает человека от злых духов. Славяне верили, что через все проемы, отверстия одежды могут проникнуть к человеку всевозможные злыдни. В верхней рубахе женщина не могла появиться на людях. Поэтому поверх сорочки она обычно надевала сарафан – длинную одежду без рукавов, с пуговицами сверху донизу. Богатые шили сарафан из дорогих заморских материй, простые – из домотканого холста. Сверху на сарафан надевали душегрею – короткую, чуть ниже талии, и очень широкую сборчатую одежду на лямках. В холодные дни она согревала не только душу, но и тело.
Из плотной материи шили телогрею – женскую одежду, длинные рукава которой застегивали или завязывали. Руки продевали в прорехи, а рукава свисали свободно.
Самой нарядной женской одеждой был летник. Шили его из яркой материи, надевали через голову, не подпоясывали, рукава сшивали только до локтя. Рукава были очень широкими, из-за чего приходилось держать руки согнутыми, прижатыми к груди. Концы рукавов и ворот украшали более дорогими тканями, иногда обшивали мехом. Женская шуба по пошиву отличалась от мужской. Часто она была как летник – без разреза, с длинными висячими рукавами.
Знатные люди носили платья из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата. Ткани эти проделывали долгий путь, прежде чем попадали в русские города из далеких стран – Персии, Китая, Италии и Англии. Простые горожане одевались в основном в одежду из ткани, вытканной дома или купленной на торге у крестьян.


Душегрея


Летник

Сарафан

Переходим к головным уборам и прическам.
В древности и мужчины, и женщины носили головные уборы. Показаться на людях с непокрытой головой, то есть простоволосым, считалось неприличным.
Головные уборы на Руси были разнообразны. Зимой мужчины носили меховые остроконечные шапки-колпаки. Выходя из дому в остальное время, они надевали кожаный, войлочный или тканый колпак. Обязательным головным убором бояр была высокая, похожая на трубу меховая шапка-столбунец.


Кокошник

Зимняя шапка

Волосник

Повязка

Сорока

Сборник

Кика

Кичка

А какая была мода на прически? Мужчины простого звания стригли волосы «под горшок» (на голову надевали горшок и по его краю обрезали волосы). Бояре и богатые купцы носили более короткие волосы. Усы и бороду никто не стриг. Их носили и старые, и молодые.
Женские головные уборы и прически были разными для девушек и замужних женщин. Девушки могли оставлять волосы распущенными или заплетать их в косу. Косы украшали лентами, к концам кос подвешивали косник – плотный треугольник из кожи или бересты. Вокруг головы повязывали ленту, иногда венец. Венец расшивали бусами, речным жемчугом, каменьями. Замужние женщины заплетали волосы в две косы и обязательно должны были их закрывать от людских глаз. Снять головной убор с замужней женщины значило нанести ей большое оскорбление, «опростоволосить».
Разница в головных уборах заключалась и в том, что у женщин они обязательно скрывали волосы, у девушек оставляли их открытыми. Женщины носили на голове кокошники, жемчужные и бисерные подвески, украшенные драгоценными камнями.
Зимой женщины носили меховую шапку-каптур, или капор. Каптур закрывал голову и шею. Женщины любили шапки с меховой опушкой. В холод прятали руки в рукавицы перщатые (перчатки). Названия происходят от слов «рука» и «перст» (палец). Богатые шили рукавицы из дорогого меха, кто победнее – носил кожаные, подбитые бараньим мехом. Боярыни носили зимой рукава-муфты на меху.

Во что раньше обувались?


Распространенной обувью были плетенные из бересты, лыка или веревки лапти. Надевали их на онучи (подобие портянок). Носили люди и кожаную обувь. Это были сапоги – сначала на мягкой, а затем на жесткой подошве. Шили их сапожники на заказ по ноге заказчика. Носили также поршни – обувь из кожи, наподобие тапочек. Поршни были с одним швом на носке или пятке. К ноге их привязывали ремнями или веревками. Все перечисленные виды обуви носили как мужчины, так и женщины.

Так же как и сейчас, в те далекие времена люди пытались как-то себя украсить.
Первоначально разделения украшений на мужские и женские не существовало. Браслеты, перстни, кольца, бусы и гривны (украшения в виде обруча на шее), серьги были предметами убранства как мужского, так и женского одеяния. Украшения делали из меди, бронзы, серебра и золота. Бусы были из горного хрусталя, янтаря, стекла. Форму и орнамент украшений старались разнообразить. Руки в запястьях перехватывали браслетами, на пальцы надевали кольца. На груди или поясе носили различные амулеты.
Кто-нибудь из вас знает, что такое амулет?


Женские украшения — амулеты-обереги с символами защиты и благополучия

Д. Это предмет, который оберегает своего владельца от разных бедствий.

У. Если посмотреть различные гороскопы, которых особенно много выпускается перед Новым годом, то можно узнать, что у каждого знака Зодиака есть свой амулет. Вот такие амулеты были у людей раньше. Отгадайте загадки:

Я копытами стучу, стучу,
Я скачу, скачу, скачу,
Грива вьется на ветру.

Д. Конь.

У.

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.

Д. Ложка.

У.

Пролежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь –
В дом не попадешь.

Д. Ключ.

У. Все эти предметы являлись славянскими амулетами. Конь был символом добра, счастья, ложка – сытости и благополучия, ключ – символом богатства. Зубы и когти хищников ограждали от зла, гребни оберегали от болезней.
Давайте закончим заполнять нашу таблицу. Рассмотрите иллюстрации, прочитайте названия одежды, обуви, головных уборов. Что-то нами не упоминалось. Впишите эти названия в таблицу в нужную графу. Сравните, какие предметы гардероба были одинаковыми у мужчин и женщин.

V. Работа с художественными произведениями

У. Вернемся еще раз к фрагменту стихотворения Кончаловской, прозвучавшему в начале урока. В нем было много слов, неизвестных вам раньше. Прочитаем его еще раз.

Дети читают.

– Как сейчас, после этих двух уроков, вы восприняли текст? Смогли ли вы представить себе людей того времени? Почему?

Д. Смогли, так как теперь эти слова нам понятны.

У. Я предлагаю вам посмотреть фрагменты из мультфильма «Аленький цветочек». Я буду останавливать некоторые кадры. Ваша задача – назвать те виды одежды, обуви, головных уборов, с которыми вы познакомились.

VI. Практическая работа

У детей на партах лежат рисунки с изображениями одежды, обуви, головных уборов. У учителя то же самое – на доске.

У. Посмотрите на наши рисунки. Назовите изображенные на них предметы. Прочитайте названия современных видов одежды и обуви. Соотнесите то, что было раньше, с тем, что носят сегодня.

На доске в два столбика прикреплены карточки. Учащиеся составляют пары.

На доске:

рубаха
порты
кафтан
шуба
телогрея
летник
колпак
лапти

рубашка
брюки
пальто
шуба
кофта
плащ
шапка
ботинки

VII. Словарная работа

У. Объясните происхождение слов «перстень», «перчатки».

Д. От слова «перст» – палец.
– Перстень и перчатки – то, что носится на пальцах.

У. От какого слова взяли начало слова «портной» и «портянки»?

Д. От слова порты – штаны. Портной – человек, который шьет штаны и другую одежду. Портянки – обмотки из хлопчатобумажной ткани на ноги.

У. Как вы понимаете выражения: «работать спустя рукава» и «работать засучив рукава»?

Д. Рукава у одежды были длинные: не засучив их, нельзя было хорошо работать.

У. Что значит «опростоволоситься»?

Д. Попасть в неловкое положение, сделать что-то неприличное.

VIII. Фронтальный опрос

У. Какая была одежда у древних славян?

Д. Домотканая, свободного покроя, из натуральных тканей – льна, шерсти. Шили ее люди для себя сами.

У. Для чего древние славяне носили амулеты?

Д. Они защищали себя от злых сил.

У. Что еще делали для предохранения от злых сил?

Д. Вышивали орнаменты, подпоясывались.

У. Как отличали замужнюю женщину от незамужней?

Д. У замужней волосы спрятаны под головной убор.

У. Посмотрите еще раз в нашу таблицу. Какие из записанных слов сохранились в современной речи и обозначают названия тех вещей, которые мы носим?

Д. Шуба, рубаха, сорочка.

У. Какие слова, имеющие отношение к одежде, немного изменились?

Д. Порты – часто в обиходе брюки мы называем портками. Телогрея – телогрейка, но обозначает она сейчас другой вид одежды.

У. Какие слова вам уже были знакомы по книгам, фильмам?

Д. Кафтан, кокошник, сарафан, лапти.

У. Какие вы услышали впервые?

Д. Летник, опашень, поршни, столбунец.

IX. Проверка знаний

У. Чтобы проверить, как вы ориентируетесь в предметах гардероба, предлагаю поработать с тестом. Перед вами остается таблица, составленная на уроке. В тесте пять групп предметов. Вы должны найти в каждой «лишний» предмет. На листочках с ответами записывайте номера вопросов и выбранную вами «лишнюю» вещь.

1. Телогрея, повязка, сарафан, летник, сорочка.
2.
 Душегрея, зипун, кафтан, опашень.
3.
 Перстень, кольцо, гривна, бусы, волосник.
4.
 Столбунец, кокошник, обруч, опашень, сорока.
5.
 Сапоги, порты, лапти, поршни.

Ответы: 1. Повязка. 2. Душегрея. 3. Волосник. 4. Опашень. 5. Порты.

Для проверки знаний можно использовать кроссворд (см. Приложение).

X. Итог урока

У. Видите, прошли столетия, многое изменилось, но слова, называвшие предметы обуви и одежды, дошли до нас. Мы употребляем их в речи, даже не подозревая о том, какая у них история. Конечно, не надо выучивать наизусть все эти старинные названия. Просто мы должны иметь некоторое представление не только об истории страны, но и об истории одежды, обуви, головных уборов наших предков.

Кроссворд


По горизонтали:

3. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.
4.
 Женская одежда, которая грела не только душу.
7.
 Зимняя верхняя одежда, которую носили не только мужчины, но и женщины.
8.
 Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.
9. 
Украшение, которое могло быть величиной с яйцо.
10. 
Обувь, плетенная из лыка.

По вертикали:

1. Чем подвязывали одежду на талии?
2.
 Как раньше назывались брюки?
5.
 Верхняя мужская одежда, которую в холодную погоду надевали по нескольку штук – одна на другую.
6.
 Что носили зимой на руках?
8.
 Кожаная обувь.

Ответы

По горизонтали: 3. Волосник. 4. Телогрея. 7. Шуба. 8. Сарафан. 9. Пуговица. 10. Лапти.

По вертикали: 1. Пояс. 2. Порты. 5. Рубаха. 6. Рукавицы. 8. Сапоги.

Таблица

Как одевались и обувались наши предки

Одежда

Обувь

Головные уборы

Украшения

мужская

женская

мужские

женские

рубашка
пояс
безрукавка
шуба
рукавицы
ремень
порты
кафтан
зипун
однорядка
охабень
ферязь
опашень
азям
сермяга

рубашка
пояс
безрукавка
шуба
рукавицы
ремень
сорочка
сарафан
душегрея
телогрея
летник
муфта

лапти
онучи
поршни
сапоги

шапка
колпак
столбунец

шапка
венец
волосник
каптур
кика
сорока
кичка
сборник
повязка
кокошник

перстни
кольца
бусы
гривны
браслеты
пуговицы
ленты
косник

Игра «Поле чудес»
по теме «Как обувались и одевались наши предки»

Тур 1

Верхняя парадная одежда, которую носили внакидку, застегивавшаяся сверху донизу на пуговицы. Эта одежда, подбитая мехом, становилась шубой. (Опашень)

Тур 2

Короткая, чуть ниже талии, и очень широкая сборчатая женская одежда на лямках. (Душегрея)

Тур 3

Доходившая до пят одежда с длинными, очень широкими рукавами (в названии есть созвучие с одним из времен года). (Летник)

Игра со зрителями

Женская нижняя рубашка. (Сорочица)

Плетенная из лыка липы обувь. (Лапти)

Женский головной убор. (Кокошник)

Головной убор бояр. (Столбунец)

Финал

Портянки – обмотки под сапоги и лапти. (Онучи)

Суперигра

Повторяющийся узор, состоящий из различных фигур (служил для украшения одежды). (Орнамент)

Резерв

Предмет, оберегавший своего владельца от разных бедствий. (Амулет)

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 7615 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru