Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах РФ;
- развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои
знания через дополнительные источники: книги, журналы, телевидение,
рассказы взрослых, очевидцев; расширить кругозор детей;
- развивать навыки связного рассказа, навыки сотрудничества друг с другом, навыки работы с коллективом;
- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ее истории.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
- Начать урок мне бы хотелось стихотворением нашего русского поэта С.Д.Дрожжина.
Как мне не гордиться тобой,
О, Родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим я,
Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На темные леса…
Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой!
- Как называется наша Родина? (Российская Федерация)
- Каждое государство имеет свои государственные символы. Есть они и у нас.
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
- О них мы сегодня и поговорим.
II. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
1) История появления гербов.
- Что предшествовало появлению гербов? (Предшественниками гербов
можно считать изображение первобытными людьми священного животного,
растения, предмета на скалах, которому поклонялось все племя. Первые
гербы появились позднее, во времена рыцарей.)_
- Давайте перенесемся в те далекие времена, когда существовали рыцари и выясним, каковы были причины появления первых гербов.
- Сценка. Бой рыцарей без условных знаков. Рыцари не узнают своих на поле боя.
- Сценка. Бой рыцарей с условными знаками. Рыцари узнают своих товарищей на поле боя.
- В первобытном обществе люди рисовали символы рода на скале, а в
средние века рыцарь не мог взять такой громоздкий символ с собой в бой,
чтобы его узнавали товарищи в бою. Какой выход нашли рыцари?
(изображали эти символы на щитах)
- Как составлялись первые гербы? (рыцари сами составляли, используя символы своих родов)
- Как составлялись потом? (Появилась наука о гербах и эмблемах –
геральдика, были выработаны правила, по которым составлялись гербы.)
- Кто занимается геральдикой и что вы о них знаете? ( Герольды давали
описание гербов, следили за их правильным составлением.)
- Появляется множество гербов. Герб становится признаком знатного
происхождения. Каждый знатный человек должен был разбираться в
геральдике. История знает такие примеры, когда знание геральдики играло
большую роль в жизни людей и даже целых государств. Например, Англия
IV века, начало Столетней войны.
Сообщение ученика.
Король Англии Эдуард Ш был в бешенстве. Трон Франции, свободный после
смерти в 1328 г. Карла IV, последнего сына Филиппа IV, достался не ему.
Французские сеньоры не пожелали видеть своим правителем англичанина,
хотя и родного внука Филиппа IV, и предпочли ему Филиппа Валуа из
династии Капетингов. Тогда Эдуард Ш решил сделать на бумаге то, чего не
смог добиться на деле. Он изменил свой герб: теперь рядом с
оскалившимися английскими леопардами поле щита украшали нежные
французские лилии. Это означало, что Эдуарду подчинена не только Англия,
но и Франция, за которую отныне он станет бороться. Это было дерзостью
даже для короля. На самом деле война назревала давно, но это был повод
к войне между Англией и Францией.
- Постепенно разнообразие гербов и их форм привело к появлению
правил составления гербов. Какие существовали правила составления
гербов?
1. Форма.
2. Цвет.
3. Рисунок.
Ответы учеников. Гербы помещались на боевом щите, имевшем
разную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную,
французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий –
вырезную. Использовалось также и деление щита, чтобы в нем можно было
поместить несколько изображений. Щит мог быть разделен: вертикально,
горизонтально, диагонально. Деления могли сочетаться друг с другом. (Рисунки на доске).
Цвета тоже имели свое значение: красный подчеркивал страсть (цвет
огня), голубой – честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный –
власть, зеленый означал свободу (вода), черный – постоянство (земля),
золотой (желтый) подчеркивал знатность, серебряный (белый) –
благородство.
На гербах помещали различные рисунки, которые имели четкое значение:
лев – отвага, великодушие, гнев; роза – чистота, святость, лилия –
расцвет, гриф – свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость.
(Рисунки на доске)
- Мы познакомились с правилами составления гербов и попробовали
составить свои семейные гербы. В классе мы провели конкурс на лучшую
защиту своего семейного герба. Послушаем его победителей. (Выступления детей, рисунки семейных гербов)
2) История государственного герба РФ.
- В средние века появилось множество семейных гербов. Семейные
гербы легли в основу государственных гербов. В том числе и Российского
герба.
- Расскажите, какие два символа легли в основу Российского герба и
откуда они появились? ( Двуглавый орел, по одной из версий историков,
пришел к нам из Византии, когда Иван Ш женился на племяннице последнего
византийского императора. У их династии двуглавый орел был родовой
эмблемой. Изображение вооруженного конного всадника, которое постепенно
превратилось в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем
змея, сначала появился на первых печатях русских князей, как родовая
эмблема.)
- Проверим, хорошо ли вы знаете историю нашего герба.
Игра «Бой знатоков истории герба РФ» (ребята задают друг другу вопросы)
(См. литературу : Ю.А.Алексеев и др. Государственные символы России.
Моя Родина – Россия, Б.Н.Серов. Поурочные разработки по курсу
«Государственная символика»)
- В 1917 году произошло вооруженное восстание под руководством
большевиков. Народы, жившие на территории Российской империи, создали
свои самостоятельные государства – республики. В 1922 году они
объединились в Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
- Новому государству нужен был новый герб. Впервые в истории герб
появился не на основе семейных гербов, а был объявлен конкурс. В 1923
году был утвержден герб СССР.
- Послушайте рассказ, что же символизируют рисунки на этом гербе.
Ученик. На гербе СССР мы видим скрещенные серп и молот на
фоне земного шара, снизу освещенного лучами восходящего солнца. Серп и
молот символизировали союз рабочих и крестьян, а земной шар в лучах
восходящего солнца – начало новой эры. Композиция обрамлена спелыми
колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте девиз на языках союзных
республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Эти элементы герба
символизируют единство республик в своей борьбе. Наверху герба между
колосьев изображена красная пятиконечная звезда. Ее пять лучей
символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против
капитализма, красный цвет – цвет революции, цвет знамен восставших
трудящихся.
В 1991 году Советский Союз распался на несколько государств.
Государство, в котором мы сейчас живем, стало называться Российская
Федерация. Встал вопрос о новых символах государства. В 1993 году
президент Б.Н.Ельцин подписал Указ о временном использовании старого
герба России. А в 2000 году принят Закон «О Государственном гербе
Российской Федерации», который содержит описание герба.
- Послушайте, что же символизируют рисунки на гербе в наши дни.
Ученик. Герб РФ представляет собой четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный посередине внизу красный щит с
золотым двуглавым орлом. Крылья орла подняты вверх и распущены. Орел –
символ единения народов России. Над его головами находятся три короны –
символ трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Скипетр и держава в его лапах подразумевают сильную власть и защиту
государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, -
эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над
злом, готовность всего народа отстаивать и защищать свою свободу и
независимость от врага.
- Где можно встретить изображение герба РФ? (паспорт гражданина РФ,
свидетельство о рождении, правительственные награды, космические
корабли, денежные знаки, почтовые марки, открытки, значки)
3) Герб Курганской области.
- Наряду с государственными гербами в средние века появляются и городские гербы.
- В основе рисунка городского герба лежит то, чем славится этот город, чем он знаменит или его история.
Игра «Чей герб?» Определить город, расшифровать рисунок герба.
- Мы живем в городе Кургане. Посмотрите первый герб города Кургана и современный герб нашего города.
- В декабре 1997 года Областная Дума утвердила герб
Курганской области. Еще в 1996 году был объявлен конкурс, было
представлено более 400 работ. Победителем стал студент КГУ Дмитрий
Иванов.
- Расскажите, что вы знаете о гербе Курганской области?
Ученик. Два серебряных кургана (холма) в изумрудном
(зеленом) поле в верхней части герба Курганской области заимствованы из
исторического герба города Кургана, утвержденного императрицей
Екатериной II. Серебряная крепостная стена - это символ, указывающий
на пограничное положение Курганской области, а также оборонительный
символ, повествующий о древней истории Зауралья: в ХVII веке
большинство поселений первопроходцев являлись крепостями. Серебряная
стена стилизована под белые стены древнейшей каменной крепости на
территории южного Зауралья – Далматовского монастыря. Бегущая куница
на серебряном поле щита взята из герба города Шадринска - второго по
величине и значению города Курганской области.
4) Флаг РФ.
- Какой еще государственный символ вы знаете? (флаг)
- В Советском Союзе государственным флагом было красное полотнище с
золотым серпом и молотом в левом верхнем углу. Много славного связано с
этим знаменем в нашей истории. Во время Великой Отечественной войны
бойцы шли в бой со знаменем, стремились сохранить знамя в бою,
освобождая населенные пункты, в знак освобождения от фашистов,
водружали красное знамя над дминистративным зданием.
- Сейчас нашим государственным флагом является трехцветное полотнище
(с1991 г.). Но история у этого флага не менее богатая и славная.
- Что вы знаете о флаге РФ?
Ученик. Основными цветами власти великих князей московских и
царей были красный, золотой, белый. На белых или алых знаменах в ХVII
веке изображался золотой (реже черный) двуглавый орел – герб царства.
Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Белый цвет
является символом чистоты, красный – символом жизни, а синий цвет
напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. В конце
ХVII века Петр I дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. В
1705 году Петр I дал военно-морскому флоту Андреевский флаг (синий
косой крест на белом поле), флаг бело-сине-красный был теперь только у
торговых судов. После Петра I в государственной символике появились
черный и желтый цвета. С 1858 по 1883 г. государственным флагом
Российской империи был черно-желто-белый флаг.
21 августа 1991 г. Верховный Совет России постановил: «…считать
исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных
белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом
Российской Федерации.»
- Где можно увидеть флаг РФ?
5) Гимн РФ.
- Что такое гимн? (это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)
- Когда исполняют гимн?
- Как слушают гимн? (люди встают, мужчины снимают головные уборы, так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит)
-Закончим наш урок исполнением гимна нашей страны. (дети встают и поют)
III. Итог.
- Какой праздник мы недавно отмечали? (23 Февраля)
- Наши воины и милиция – наши защитники. Когда мы видим человека в
форме, то как мы определяем, что это именно российский воин? (на форме
тоже есть гос. Символы РФ)
Выходят три мальчика в форме разных родов войск.
IV. Рефлексия.
–Закончите фразу:
Мне понравилось… Я узнал(а)…
Я думаю, что … Мне запомнилось… |