Четверг, 02.05.2024, 01:04                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИСТОРИЯ РОССИИ

Государственные символы России
20.12.2012, 19:45

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о государственных символах РФ;
  • развивать у обучающихся умение самостоятельно пополнять свои знания через дополнительные источники: книги, журналы, телевидение, рассказы взрослых, очевидцев; расширить кругозор детей;
  • развивать навыки связного рассказа, навыки сотрудничества друг с другом, навыки работы с коллективом;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ее истории.

Ход урока

I Вступительное слово учителя.

- Начать урок мне бы хотелось стихотворением нашего русского поэта С.Д.Дрожжина.

Как мне не гордиться тобой,
О, Родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою, недвижим я,

Когда молитвенно свой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На темные леса…

Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой!

- Как называется наша Родина? (Российская Федерация)
- Каждое государство имеет свои государственные символы. Есть они и у нас.
- Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн)
- О них мы сегодня и поговорим.

II. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

1) История появления гербов.

- Что предшествовало появлению гербов? (Предшественниками гербов можно считать изображение первобытными людьми священного животного, растения, предмета на скалах, которому поклонялось все племя. Первые гербы появились позднее, во времена рыцарей.)_
-  Давайте перенесемся в те далекие времена, когда существовали рыцари и выясним, каковы были причины появления первых гербов.

  • Сценка. Бой рыцарей без условных знаков. Рыцари не узнают своих на поле боя.
  • Сценка. Бой рыцарей с условными знаками. Рыцари узнают своих товарищей на поле боя.

- В первобытном обществе люди рисовали символы рода на скале, а в средние века рыцарь не мог взять такой громоздкий символ с собой в бой, чтобы его узнавали товарищи в бою. Какой выход нашли рыцари? (изображали эти  символы на щитах)
- Как составлялись первые гербы? (рыцари сами составляли, используя символы своих родов)
- Как составлялись потом? (Появилась наука о гербах и эмблемах – геральдика, были выработаны правила, по которым составлялись гербы.)
- Кто занимается геральдикой и что вы о них знаете? ( Герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением.)
- Появляется множество гербов. Герб становится признаком знатного происхождения. Каждый знатный человек должен был разбираться в геральдике. История знает такие примеры, когда знание геральдики играло большую роль в жизни людей и даже целых государств. Например, Англия IV века, начало Столетней войны.

Сообщение ученика.

Король Англии Эдуард Ш был в бешенстве. Трон Франции, свободный после смерти в 1328 г. Карла IV, последнего сына Филиппа IV, достался не ему. Французские сеньоры не пожелали видеть своим правителем англичанина, хотя и родного внука Филиппа IV, и предпочли ему Филиппа Валуа из династии Капетингов. Тогда Эдуард Ш решил сделать на бумаге то, чего не смог добиться на деле. Он изменил свой герб: теперь рядом с оскалившимися английскими леопардами поле щита украшали нежные французские лилии. Это означало, что Эдуарду подчинена не только Англия, но и Франция, за которую отныне он станет бороться. Это было дерзостью даже для короля. На самом деле война назревала давно, но это был повод к войне между Англией и Францией.

- Постепенно разнообразие гербов и их форм привело к появлению правил составления гербов. Какие существовали правила составления гербов?

1. Форма.
2. Цвет.
3. Рисунок.

Ответы учеников. Гербы помещались на боевом щите, имевшем разную форму: итальянский – овальную, норманнский – треугольную, французский – прямоугольную с закруглением или выступом вниз, немецкий – вырезную. Использовалось также и деление щита, чтобы в нем можно было поместить несколько изображений. Щит мог быть разделен: вертикально, горизонтально, диагонально. Деления могли сочетаться друг с другом. (Рисунки на доске).

Цвета тоже имели свое значение: красный подчеркивал страсть (цвет огня), голубой – честь, возвышенность (цвет воздуха), пурпурный – власть, зеленый означал свободу (вода), черный – постоянство (земля), золотой (желтый) подчеркивал знатность, серебряный (белый) – благородство.
На гербах помещали различные рисунки, которые имели четкое значение: лев – отвага, великодушие, гнев; роза – чистота, святость, лилия – расцвет, гриф – свирепость, единорог – непобедимость, ключ – открытость. (Рисунки на доске)

- Мы познакомились с правилами составления гербов и попробовали составить свои семейные гербы. В классе мы провели конкурс на лучшую защиту своего семейного герба. Послушаем его победителей. (Выступления детей, рисунки семейных гербов)

2) История государственного герба РФ.

- В средние века появилось множество семейных гербов. Семейные гербы легли в основу государственных гербов. В том числе и Российского герба.
- Расскажите, какие два символа легли в основу Российского герба и откуда они появились? ( Двуглавый орел, по одной из версий историков, пришел к нам из Византии, когда Иван Ш женился на племяннице последнего византийского императора. У их династии двуглавый орел был родовой эмблемой. Изображение вооруженного конного всадника, которое постепенно превратилось в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змея, сначала появился на первых печатях русских князей, как родовая эмблема.)

- Проверим, хорошо ли вы знаете историю нашего герба.

Игра «Бой знатоков истории герба РФ» (ребята задают друг другу вопросы)
(См. литературу : Ю.А.Алексеев и др. Государственные символы России. Моя Родина – Россия, Б.Н.Серов. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»)

- В 1917 году произошло вооруженное восстание под руководством большевиков. Народы, жившие на территории Российской империи, создали свои самостоятельные государства – республики.  В 1922 году они объединились в Союз Советских Социалистических Республик (СССР).
- Новому государству нужен был новый герб. Впервые в истории герб появился не на основе семейных гербов, а был объявлен конкурс. В 1923 году был утвержден герб СССР.
- Послушайте рассказ, что же символизируют рисунки на этом гербе.

Ученик. На гербе СССР мы видим скрещенные серп и молот на фоне земного шара, снизу освещенного лучами восходящего солнца. Серп и молот символизировали союз рабочих и крестьян, а земной шар в лучах восходящего солнца – начало новой эры. Композиция обрамлена спелыми колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте девиз на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Эти элементы герба символизируют единство республик в своей борьбе. Наверху герба между колосьев изображена красная пятиконечная звезда. Ее пять лучей символизировали союз трудящихся пяти континентов в борьбе против капитализма, красный цвет – цвет революции, цвет знамен восставших трудящихся.

В 1991 году Советский Союз распался на несколько государств. Государство, в котором мы сейчас живем, стало называться  Российская Федерация. Встал вопрос о новых символах государства. В 1993 году президент Б.Н.Ельцин подписал Указ о временном использовании старого герба России. А в 2000 году принят Закон «О Государственном гербе Российской Федерации», который содержит описание  герба.
- Послушайте, что же символизируют рисунки на  гербе в наши дни.

Ученик. Герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный посередине внизу красный щит с золотым двуглавым орлом. Крылья орла подняты вверх и распущены. Орел – символ единения народов России. Над его головами находятся три короны – символ трех ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава в его лапах подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, -  эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовность всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.

- Где можно встретить изображение герба РФ? (паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, правительственные награды, космические корабли, денежные знаки, почтовые марки, открытки, значки)

3) Герб  Курганской области.

- Наряду с государственными гербами в средние века появляются и городские гербы.
- В основе рисунка городского герба лежит то, чем славится этот город, чем он знаменит или его история.

Игра «Чей герб?»  Определить город, расшифровать рисунок герба.

- Мы живем в городе Кургане. Посмотрите первый герб города Кургана  и современный герб нашего города.
- В декабре 1997 года Областная Дума утвердила герб Курганской области. Еще в 1996 году был объявлен конкурс, было представлено более 400 работ. Победителем стал студент КГУ Дмитрий Иванов.
- Расскажите, что вы знаете о гербе Курганской области?
Ученик. Два серебряных кургана (холма) в изумрудном (зеленом) поле в верхней части герба Курганской области заимствованы из исторического герба города Кургана, утвержденного императрицей Екатериной II. Серебряная крепостная стена -  это символ, указывающий на пограничное положение Курганской области, а также оборонительный символ, повествующий о древней истории Зауралья: в ХVII веке большинство поселений первопроходцев являлись крепостями. Серебряная стена стилизована под  белые стены древнейшей каменной крепости на территории южного Зауралья – Далматовского монастыря. Бегущая куница  на серебряном поле щита взята из герба города Шадринска -  второго по величине и значению города Курганской области.

4) Флаг РФ.

- Какой еще государственный символ вы знаете? (флаг)
- В Советском Союзе государственным флагом было красное полотнище с золотым серпом и молотом в левом верхнем углу. Много славного связано с этим знаменем в нашей истории. Во время Великой Отечественной войны бойцы шли в бой со знаменем, стремились сохранить знамя в бою, освобождая населенные пункты, в знак освобождения от фашистов, водружали красное знамя над дминистративным зданием.
- Сейчас нашим государственным флагом является трехцветное полотнище (с1991 г.). Но история у этого флага не менее богатая и славная.
- Что вы знаете о флаге РФ?

Ученик. Основными цветами власти великих князей московских и царей были красный, золотой, белый. На белых или алых знаменах в ХVII веке изображался золотой (реже черный) двуглавый орел – герб царства. Любимыми цветами народа были красный, синий и белый. Белый цвет является символом чистоты, красный – символом жизни, а синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое. В конце ХVII века Петр I  дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. В 1705 году Петр I дал военно-морскому флоту Андреевский флаг (синий косой крест на белом поле), флаг бело-сине-красный был теперь только у торговых судов. После Петра I  в государственной символике  появились черный и желтый цвета. С 1858 по 1883 г. государственным флагом Российской империи был черно-желто-белый флаг.
21 августа 1991 г. Верховный Совет России постановил: «…считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации.»

- Где можно увидеть флаг РФ?

5) Гимн РФ.

- Что такое гимн? (это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях)
- Когда исполняют гимн?
- Как слушают гимн? (люди встают, мужчины снимают головные уборы, так проявляется  уважение к стране, чей гимн звучит)
-Закончим наш урок исполнением гимна нашей страны. (дети встают и поют)

III. Итог.

- Какой праздник мы недавно отмечали? (23 Февраля)
- Наши воины и милиция – наши защитники. Когда мы видим человека в форме, то как мы определяем, что это именно российский воин? (на форме тоже есть гос. Символы РФ)

Выходят три мальчика в форме разных родов войск.

IV. Рефлексия.

–Закончите фразу:

Мне понравилось…                                        Я  узнал(а)…
Я думаю, что …                                               Мне запомнилось…

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 3519 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru