Пятница, 22.11.2024, 06:03                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ИСТОРИЯ РОССИИ

Деревянное строительство на Руси (2 часа)
18.07.2012, 13:05

Цели. Познакомить учащихся с деревянным строительством на Руси, видами, внутренним устройством и внешней отделкой жилых помещений славян; выявить преемственность в строительстве с древнейших времен; учить детей работать с различными историческими источниками; расширять словарный запас учащихся, дать толкование архаизмов, встречающихся при описании жилища; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, русской литературе.

Оборудование. Толковый словарь; рисунки с изображениями жилых построек; кроссворд; инструменты плотника, рулетка; фрагменты летописей, книги со сказками; карточки с терминами; диафильм «По щучьему веленью», диапроектор, репродукция картины А. Васнецова «Лубяной торг на Трубе».

Толковый словарь

Археология – наука, изучающая прошлое человеческого общества по сохранившимся памятникам материальной культуры.
Боярин –
крупный землевладелец в Древней Руси.
Бычий пузырь
– высушенный, обработанный бычий желудок, пропускающий свет.
Венец –
каждый горизонтальный ряд бревен в срубе.
Горница –
комната в верхнем этаже.
Гульбище –
балкон с перилами вокруг терема.
Дворец
– здание, являющееся жилищем, постоянным местопребыванием царской особы, главы государства, а также членов царской семьи.
Завалинка –
невысокая, обычно земляная насыпь, образующая выступ вдоль наружных стен дома, сделанная для утепления дома и часто используемая для сидения.
Землянка –
жилье, вырытое в земле, иногда выступающее над ее поверхностью.
Зодчество –
искусство проектировать и строить здания; архитектура.
Изба –
деревянный крестьянский дом.
Клеть –
помещение при избе или отдельная нежилая постройка для хранения имущества.
Князь –
предводитель войска и правитель какой-нибудь области в Древней Руси.
Кровля –
крыша.
Летопись –
запись по годам исторических событий, происходящих в стране, городе, местности.
Лучина –
тонкая длинная щепка от сухого дерева, используемая как источник света.
Наличник –
накладная планка вокруг окна, двери.
Очи –
глаза.
Пакля –
грубое короткое волокно, получающееся из льна или конопли.
Палаты –
большое богатое здание с множеством комнат.
Партизаны
– люди, которые самостоятельно вели вооруженную борьбу действующими отрядами в тылу противника.
Передовая –
ближайшая к неприятелю линия обороны.
Плотник
– рабочий, занимающийся грубой обработкой древесины, постройкой деревянных зданий, изготовлением простой деревянной мебели.
Погреб
– углубленное в землю помещение для хранения скоропортящихся продуктов.
Подклет –
нижний нежилой этаж старинного русского дома, избы, служащий для хранения чего-либо.
Ров –
глубокая канава, длинное углубление, вырытое в земле.
Сени
– пространство между клетями сруба, огороженное стенками и крышей.
Слюда –
слоистое, в чистом виде прозрачное полезное ископаемое.
Сруб
– деревянное сооружение из нескольких венцов, скрепленных в форме четырехугольника; бревенчатая постройка.
Терем –
жилое помещение в верхней части богатых хором или дом в виде башни в Древней Руси.
Утварь –
предметы, необходимые в быту.
Фундамент
основание (из камня, бетона и т.д.), служащее опорой для стен здания.
Хлев –
специальное помещение для домашнего скота.
Хоромы –
большой жилой деревянный дом, обычно состоявший из отдельных строений, объединенных сенями или переходами.
Частокол –
забор, изгородь из кольев, жердей и т.п., вбитых в землю близко друг к другу, часто, один подле другого.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. На нескольких уроках истории нам предстоит познакомиться с жизнью древних славян: их жильем, хозяйством, родом занятий. С чего мы начнем разговор, вы определите, расставив книги на полке.

На доске:

с т д р е о р и е т в е я л н ь н с о т е в о

– О чем же мы будем говорить?

Дети. О деревянном строительстве.

У. Правильно. Эта тема рассчитана на два урока.

III. Подготовительная беседа

У. Опишите, пожалуйста, дома, квартиры, в которых вы живете.

Д. Дома панельные или кирпичные. С одним или несколькими подъездами. Этажей – от пяти до шестнадцати, есть лифты. В квартирах – комнаты, кухни, ванные, туалеты, большие окна.

У. Мы с вами живем в хороших современных домах со всеми удобствами. Как вы думаете, давно ли строят именно такие дома?

Д. Не знаем.

У. Дома в районе, в котором мы живем, построены около пятидесяти лет назад.
А вообще каменное строительство на Руси существует около двухсот лет. Первые, единичные, постройки появились еще раньше. Что же было до этого?

Д. Строили дома из дерева.

У. Правильно. Какие же были дома у древних славян? Откуда можно получить информацию об этом?

Д. Из летописей, старинных книг, археологических раскопок, песен, сказок.

У. Давайте возьмем доступный нам источник информации: сказки. А еще я подготовила для вас фрагменты летописей и изображения археологических находок.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются?

Д. «Теремок» – терем; «Василиса Премудрая» – палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке» – землянка; «По щучьему веленью» – изба, дворец.
Далее на доску по ходу разговора учитель прикрепляет карточки с терминами: терем, палаты, изба, дворец, землянка.

У. Давайте попробуем определить, какие из перечисленных строений появились раньше других. Для этого я зачитаю вам фрагменты из летописей VI–IX веков. В них описывается, что видели иностранцы, попавшие на русские земли в те далекие времена.

«Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей».

Маврикий Стратег,
византийский император и писатель VI века

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга».

Прокопий Кесарийский,
византийский писатель VI века

«Каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, на крышу накладывают землю».

Ибн Русте,
арабский писатель XIX века

– Какое жилье подходит под эти описания?

Д. Землянка.

Учитель прикрепляет на доску карточку с термином землянка.

У. Почему славяне селились по берегам водоемов?

Д. Потому что вода нужна для питья, рыба – для еды, река – для передвижения на лодках.

У. Для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов?

Д. Чтобы можно было скрыться от врагов.

У. Действительно, славян окружали леса и степи, везде было много опасностей: дикие звери, «чужие» люди, стремящиеся поживиться их добром. Вот и селились славяне таким образом, чтобы на местности была естественная защита: реки, озера, болота, овраги, холмы. Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.
Как же выглядела землянка?

Учитель прикрепляет на доску рисунок землянки.


Землянка в разрезе

– Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри ее поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по которым уходил бы дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находиться внутри помещения.
Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной.
Было это около тысячи лет назад. Но совсем недавно, шестьдесят лет назад, в разговорах у русских людей снова появилось слово землянка. Можете ли вы догадаться, почему?

Д. Нет.

У. Сейчас я запишу на доске два числа, а вы скажете, что они обозначают.

На доске:

1941–1945 гг.

Д. Это годы начала и окончания Великой Отечественной войны.

У. Правильно. Именно в это время на территории нашей страны, в лесах, снова появились землянки. Кто в них жил?

Д. Партизаны.

У. С фашистскими войсками велась борьба и на фронте, и в тылу. Те люди, которые не попали на передовую, уходили в леса, создавали партизанские отряды и воевали с врагами в тылу. И строились ими для быстроты и для того, чтобы не привлекать внимания врага, именно землянки, похожие на жилища древних славян. Вот так история может повторяться.
Какое слово мы поставим в цепочку после слова землянка?

Д. Слово изба.

Учитель прикрепляет на доску карточку с термином изба.

– Из какого материала строили избы?

Д. Из дерева.

У. Почему именно из дерева?

Д. Кругом было много лесов.

У. Правильно. Вплоть до XVIII века все постройки – жилые дома, мостовые, хозяйственные помещения, церкви – рубились, то есть строились из дерева, которое было главным строительным материалом. Так что в деревянном зодчестве Древняя Русь добилась больших успехов, создавая шедевры строительного искусства.
Достаточно было срубить любое ровное дерево, очистить его от коры, обрубить сучья, распилить на бревна нужной длины – и строительный материал готов! Доступность, легкость обработки, удобство транспортировки водными путями, а главное – обилие его – стимулировали широкое применение дерева. Важны также были два его особых качества: сухость и теплоемкость. А еще дерево было дешевым.
Какими же были избы? Без помощи археологов, производивших раскопки, трудно было бы ответить на этот вопрос. Начнем с размеров изб.
Чтобы лучше себе их представить, измерим наш класс. Рулеткой измеряем длину, ширину, находим площадь.

Дети выполняют задание.

– Сенсационные сведения открылись археологам при раскопках, когда в Москве для строительства гостиницы «Россия» был снесен район Зарядье. Археологи не обнаружили там огромных рубленых домов. В Китай-городе существовал стандарт площади дома 4 х 4 м, а в Зарядье – и вовсе 4 х 3 м. И это при том, что в каждом доме была большая печь, занимавшая 4 квадратных метра.

Производится сравнение площади класса с отсеченной площадью печки для наглядного представления размеров избы.

– Лишь в далеких воспоминаниях остались дома начала XVI столетия. Ведь тогда, случалось, рубились они размером 30 квадратных метров с почти такой же пристройкой для скота.

Учитель прикрепляет на доску рисунок избы.


Изба

– Дома строили легко и быстро. Копали яму, в которую на 20–25 сантиметров углубляли сруб. Песком – для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго.
Вспомните, где нам с вами встречалось выражение «избушка на курьих ножках»?

Д. В сказках. В такой избушке жила Баба-Яга.

У. Вот видите, мы с вами еще раз убедились, что сказки могут быть источником исторической информации. Какие деревья растут в нашей местности?

Д. Сосны, клены, березы, дубы, осины.

У. Жилой сруб делали из хвойных пород дерева. Уточните: какие деревья являются хвойными?

Д. Ель, сосна, лиственница.

У. Хлев для животных делали из дуба. Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, а дуб сохранял выделяемое скотиной тепло. Как вы думаете, каждый ли человек мог сам срубить себе дом?

Д. Нет.

У. Как же быть? Что делать? Ведь каждая семья должна где-то жить.

Д. Помогали соседи. Люди обращались к мастерам.

У. Правильно. Все это могло быть. Но можно было и купить готовый сруб на особом торге.

Учитель показывает репродукцию картины А.Васнецова «Лубяной торг на Трубе».

– Как сегодня строят дома?

Д. Из кирпичей или панелей, производимых на заводе.

У. Вот и раньше существовали сборно-разборные дома. Строились они из заранее изготовленных и пронумерованных деревянных элементов.
После доставки всех элементов к месту строительства дом оставалось только собрать. Не нужны были даже инструменты.
Но если в наши дни все элементы для строительства дома изготавливают на заводах, то кто же делал все, что нужно, для срубов в Древней Руси?

Д. Плотники.

У. Послушайте загадку и определите главный рабочий инструмент плотника:

Замечательный дружище –
Деревянная ручища,
Да железный обушок,
Да каменный гребешок.
Он у плотника в почете,
Каждый день с ним на работе.

Д. Топор.

У. Топор (тесло) главный инструмент древоделов. Набор инструментов древнего плотника был очень скуден: кроме топора, в нем числились бурав, лопата, нож и веревка. В конце XIV начале XV веков к этим инструментам добавились долото, сверла.

Учитель показывает инструменты.

– Плотничье дело с годами совершенствовалось и превращалось в сложное строительное искусство.
План сооружения размечали прямо на земле с помощью мерного шнура. Плотники заранее могли рассчитать, сколько для дома потребуется бревен, какими будут все помещения.
Сначала делали четырехугольный венец (периметр строения) – четырехугольник из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу бревен.

Учитель показывает рисунок.


Образцы деревянных креплений венца

– Бревна соединяли без гвоздей. Недалеко от концов бревен вырубали круглые чашки. При складывании бревен их укладывали друг в друга, и при таком соединении невозможно было вытащить ни один элемент из венца.
Несколько венцов, положенных друг на друга, формировали четырехугольный сруб – четверик. Для тепла отверстия между венцами затыкали паклей или мхом – это зависело от достатка хозяина. Затем в срубе прорубали двери и невысокие окна. Четырехугольник из бревен назывался клеть. В длину он был около 4 метров и столько же в ширину. Сейчас такое помещение мы называем комнатой. Клеть сверху покрывали кровлей. Пол делали из досок. Необходимость избежать холода и сырости заставляла высоко поднимать уровень пола. Сруб вытягивался в высоту так, что между землей и деревянным полом образовывался лишенный окон глухой подклет. Эта часть сруба имела важное значение для хозяйства: там хранили продукты.
Окошки были маленькие, без рам. Вместо стекол их затягивали бычьим пузырем или слюдой, а для тепла закрывали деревянными задвижками.
Обычный русский дом не был нарядно украшен, так как людям из-за частых пожаров в течение жизни приходилось несколько раз менять свое жилище. И сами дома, и домашняя утварь были просты.
В избах стояли лавки, скамьи, на которых и спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. В каждом доме на самом видном месте висела икона. Когда в дом входил гость, он прежде всего искал глазами икону, крестился, а уж потом здоровался с хозяином.
Вот так выглядела изба простого человека 400 лет назад. О жилье богатых людей мы будем говорить на следующем уроке.

V. Итог урока

У. Давайте вспомним все то, с чем мы познакомились сегодня. Из каких источников мы получали информацию о жилье древних славян?

Д. Из летописей, археологических раскопок, книг, сказок.

У. Что являлось первым жильем славян?

Д. Землянки.

У. Как они выглядели и где строились?

Д. Они находились почти полностью под землей. В них не было окон.

У. Что значит «топить по-черному»?

Д. В землянке не было трубы, дым выходил через дверь.

У. Кто и когда в XX веке жил в землянках?

Д. Партизаны во время Великой Отечественной войны.

У. Что стали строить после землянок?

Д. Избы.

У. Из чего их строили? Почему?

Д. Из дерева, так как его было много вокруг.

У. Какие породы дерева использовали для этого?

Д. Хвойные.

У. Как звали мастера-древодела?

Д. Плотник.

У. Какими инструментами он пользовался?

Д. Топором, долотом, лопатой, ножом.

У. Покажите на рисунке те элементы сруба, о которых мы говорили: фундамент, завалинку, венец, сруб, подклет, клеть, кровлю, окно.

Дети выполняют задание.

– Все это нам с вами надо будет вспомнить на уроке труда, так как мы будем бригадами «возводить» избы. Вы должны будете по этапам воспроизвести работу плотника, но только используя вместо дерева пластилин.
Что вам показалось наиболее интересным на уроке? Что удивило, запомнилось?

VI. Домашнее задание

У. Дома с помощью родителей измерьте площадь вашей комнаты, чтобы мы могли сравнить ее с площадью русской избы. По расчетам статистики, в избе на 12 м2 жило 5 человек.

Урок 2

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала

Учитель. На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, как выглядело жилье древних славян. Давайте вспомним, где селились славяне и каким было их жилище.

Дети. Славяне селились рядом с реками, чтобы с их помощью можно было оградить себя от врагов. Первым жильем были землянки, которые выкапывали в земле.

У. Что можно было увидеть внутри таких землянок?

Д. Окон не было, свет в жилище попадал через дверь. Внутри стояли лавки и стол. Обязательно была печь.

У. Что стали строить после землянок?

Д. Избы.

У. Из чего их строили?

Д. Из дерева.

У. Можете ли вы назвать основные инструменты плотников?

Д. Топор, нож, лопата, веревка, долото.

У. Вспомним, как рубили избы, из каких элементов они состояли. Для этого разгадаем кроссворд.


По горизонтали:

3. Основание постройки.

6. Название крыши в старину.

7. Мастер, занимавшийся постройкой деревянных зданий.

9. Прозрачное полезное ископаемое, используемое в древности вместо стекла.

10. Строение для домашнего скота.

По вертикали:

1. Каждый горизонтальный ряд бревен в срубе.

2. Земляная насыпь для утепления вдоль стен дома, на которой часто сидели.

4. Нижний нежилой этаж дома, служащий для хранения чего-либо.

5. Основное орудие труда плотника.

7. Волокно, которым затыкали щели между бревнами сруба.

8. Отдельное помещение в избе, которое сейчас мы называем комнатой.

Ответы

По горизонтали: 3. Фундамент. 6. Кровля. 7. Плотник. 9. Слюда. 10. Хлев.

По вертикали: 1. Венец. 2. Завалинка. 4. Подклет. 5. Топор. 7. Пакля. 8. Клеть.

– Молодцы! Давайте еще раз найдем и покажем все эти элементы на рисунках.
Я просила вас дома определить размеры ваших комнат. Каковы они?

Д. 8 квадратных метров.
– 12 квадратных метров.
– 16, 18, 20 квадратных метров.

У. Сколько человек живет в такой комнате?

Ответы детей.

У. А теперь вспомните размер сруба, возводимого для семьи в Древней Руси.

Д. 4 х 4 = 16  квадратных метров.

У. Приблизительно 4 квадратных метра занимала печь. Сколько квадратных метров оставалось для размещения людей?

Д. 12 квадратных метров.

У. На этой площади в среднем жили пять человек, и никто не жаловался на тесноту. А зимой, в лютые морозы, хозяева брали в избу молодых животных, чтобы те не замерзли. Вот так и жили.

III. Знакомство с новым материалом

У. На прошлом уроке мы говорили о жилье простых людей. Те, кто был богаче, имели дом гораздо больших размеров. В нем было несколько клетей-комнат, а то и несколько этажей. Вот о таких домах мы с вами и поговорим сегодня.

Подготовленный ученик читает стихотворение:

В теремах бояре жили –
Пили, ели, не тужили.
Был боярин сыт, здоров,
Жил трудом своих рабов.

На него весь век трудились
Землепашцы, как рабы,
Умирали и родились
В нищете курной избы.

В этих избах печи были
Без трубы, не как теперь.
Их по-черному топили:
Дым клубился в окна, в дверь.

У. Вспомните, что значит «топить по-черному»?

Д. Печь не имела трубы, и весь дым шел внутрь, выходя постепенно через щели в стенах и через дверь. Таким образом тепло дольше сохранялось, тратилось меньше дров, но дышать было трудно.

У. Это было в бедных избах. О печах бояр мы поговорим сегодня. Жилье человека более обеспеченного отличалось от жилья бедного тем, что для кухни, спальни, гостиной строились отдельные клети (комнаты). Между клетями оставалось расстояние, которое огораживалось стенками и крышей. Это пространство называлось сени. В сенях гуляли и играли дети. В наших современных городских квартирах сени заменили коридоры. Про сени была даже сложена песня:

Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые!
Уж и знать, что мне
По сенечкам не хаживати,
Мне мила дружка за ручку
И не важивати...

Самые богатые люди – бояре, князья – строили высокие дома, в несколько этажей. Для этого клети ставили друг на друга.

Учитель прикрепляет на доску рисунок хором.

Клеть первого этажа – подклет. Комнаты второго этажа – горницы. Такой высокий дом назывался хоромы.

Учитель прикрепляет на доску карточку с термином хоромы.

– Над сенями также строили второй этаж – светлое помещение с окнами на все четыре стороны – терем. Иногда вокруг терема устраивался балкон с перилами – гульбище. Как вы думаете, почему он так назывался?

Д. Там можно было гулять.

У. Иногда возводили третий этаж.

Терем, терем, теремок –
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше – петушки
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.

Какие части дома упоминаются в этом фрагменте стихотворения?

Д. Окна, наличники, крыша, крыльцо.

У. А теперь давайте рассмотрим крыльцо.

(Иллюстрации могут быть взяты из различных книг, сказок.)

Крыльцо – крыло строения. Даже самое нарядное, в богатых домах, оно никогда не выходило непосредственно на улицу. Более того, его и не было видно с улицы. Дома отступали в глубину двора, а впереди размещались хозяйственные постройки, огород, колодец. Таким образом люди прятались от любопытных глаз.
На крыльце обычно встречали дорогих гостей. Оно состояло из широких лестниц с площадками. Так как дорогому гостю устраивали три встречи, то и на крыльце было три площадки.
Богатые хоромы всегда состояли из нескольких построек. Каждая отличалась особой красотой, которую придавала им кровля (крыша). Самые красивые кровли строили над теремом, сенями, крыльцом. Вспомните: какие деревья шли на строительство сруба?

Д. Сосна, лиственница.

У. А вот на крыши шла осина, которая не портилась от влаги.
Рассмотрите изображения старых русских хором и найдите все те элементы построек, о которых мы сегодня говорили: подклет, горницу, терем, крыльцо, кровлю.

Ученики работают с иллюстрациями к русским народным сказкам.

– Мы упоминали в разговоре окна. Они являлись как бы глазами дома. Как они выглядели?
Мы помним, что в землянках окон не было вообще. Почему?

Д. Землянка вырыта в земле, поэтому окон там нет.

У. В старинной маленькой избе и оконца были маленькие, без рам. Что было вставлено в окна?

Д. Бычий пузырь, слюда.

У. Через эти окошки наружу выходил дым, а с улицы попадал свет. Но его было мало, поэтому даже днем в избе было темно.
Хоромы смотрели на мир «очами» разной величины. В горницах, где хозяева отдыхали, окошки были поменьше, в приемных и сенях – побольше, так как там требовалось больше света. Окошки украшали резными рамами и расписными наличниками.
Покажите на рисунках рамы и наличники.

Дети выполняют задание.

– Кровли были тоже сказочно красивы, украшены различными фигурами.

Дети показывают на рисунках различные кровли.

– А теперь послушайте, какие хоромы были у царской семьи.
Более трехсот лет тому назад в селе Коломенское (сейчас это район Москвы) были построены царские деревянные хоромы – дворец. Был он необыкновенно красив. Посмотрите на этот рисунок. (Учитель показывает иллюстрацию.) Вот как он выглядел. Простояли эти хоромы около ста лет. Потом их разобрали, так как они уже не использовались. Сейчас в Коломенском можно увидеть только фрагменты оставшихся построек.

Учитель прикрепляет на доску карточку с термином дворец.

– Дворец имел 270 помещений. До наших дней он не дожил, но его изображение можно увидеть почти во всех исторических книгах.

Учитель показывает иллюстрации.

– Я хочу вам предложить взглянуть еще на одно изображение этого дворца.

Учитель показывает кадры из диафильма «По щучьему веленью».

– Царский дворец художник рисовал по изображениям строений в Коломенском. К этому дворцу мы с вами вернемся на уроке рисования, где вам предстоит выполнить творческую работу. А сейчас подведем итог нашему знакомству с деревянным строительством.

IV. Практическая работа

На доске:

изба, дворец,
хоромы, землянка

У. Расположите эти понятия по порядку начиная с самых ранних построек к более поздним.

Д. Землянка – изба – хоромы – дворец.

У. На прошлом уроке мы перечисляли исторические источники, дающие нам различную информацию. Вспомните их.

Д. Книги, летописи, археологические раскопки, сказки, песни...

У. Одним из источников являются сказки. Я предлагаю вам поработать с известной с детства сказкой Александра Сергеевича Пушкина – «Сказкой о рыбаке и рыбке». Найдите отрывки, в которых упоминаются жилые здания, появляющиеся у старухи по мере роста ее запросов.

Д. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

– Они жили в ветхой землянке...

– Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами…

– Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха...

– Что ж? Пред ним царские палаты.

У. Выстроим получившуюся цепочку: землянка – изба – терем – палаты. Сравним с той, что у нас на доске. В чем между ними сходство и различие?

Д. Последние два названия.

У. Прочитайте толкование слов хоромы, терем, дворец, палаты. Что вы можете сказать о значении этих слов?

Д. Слова разные, но называют одни и те же предметы.

У. Как называются такие слова?

Д. Синонимы.

У. Назовите получившиеся пары синонимов.

Д. Хоромы – терем, дворец – палаты.

У. В сказках часто вместо слова дворец используется выражение царские палаты.
Какой материал использовался для строительства всех этих сооружений?

Д. Дерево.

У. Какие деревья на что шли?

Д. На сруб – хвойные породы дерева: ель, сосна, лиственница; на хлев – дуб; на кровлю – осина.

У. Кто возводил эти дома?

Д. Плотник.

У. Рассмотрим строения и их элементы. Какие части дома присутствуют у всех строений?

Д. Фундамент, клеть, крыша, дверь.

У. Чем отличается землянка от всех этих построек?

Д. Она вкопана в землю. У нее нет окон.

У. Чем отличаются хоромы от избы?

Д. Несколько клетей. Может быть несколько этажей.

У. Кто жил во дворцах?

Д. Царь и его семья.

У. Молодцы! Давайте сравним эти старые русские постройки с теми домами, которые можно увидеть сейчас в деревне. Кто бывал в деревенских домах, поднимите руки. Поможем представить все это тем из вас, кто ни разу не был в деревне. Итак, что сохранилось в избах до наших дней? Что изменилось?

Д. Дома рубят из бревен. В них несколько комнат, есть сени и помещение для скотины. Сейчас в них не подклеты, а подвалы, погреба. Отапливаются дома или старыми русскими печами, или паровым отоплением – это более современно. Вход в дом – через крыльцо. Правда, не такое, как раньше в хоромах, – с тремя площадками. Сохранились и некоторые украшения домов.

У. Таким образом, мы с вами можем убедиться, что основные правила деревянного строительства на Руси дожили до наших дней.

V. Домашнее задание

У. Найдите сказки, в которых есть упоминание о домах и о том, что в них находилось внутри. Нарисуйте любое строение из тех, о которых мы говорили на уроке.

Категория: ИСТОРИЯ РОССИИ | Добавил: admin | Теги: конспекты уроков в начальной школе, открытый урок, методическая страничка, учителю начальных кл, начальные классы, поурочные планы уроков, иду на урок
Просмотров: 2984 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru