Цели. Ввести учащихся в мир
образного языка искусства, показать взаимосвязь
природы и музыки; показать многомерность и
гармоничность окружающего мира, силу природы;
помочь учащимся почувствовать музыку природы,
внутренним зрением увидеть природу в музыке.
Оборудование. Видеоаппаратура,
видеокассета «Времена года» П.И. Чайковского;
проигрыватель; грампластинки с записями
произведений: «Симфония № 40» В. Моцарта,
«Лесной марш» Ю. Чичкова; фортепиано; портреты
В. Моцарта, П.И. Чайковского; рисунки
растений: ветреница, медуница, мать-и-мачеха.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети заходят в класс под музыку Ю.
Чичкова «Лесной марш» и садятся за парты.
II. Сообщение темы урока
Учитель музыки (далее – Учитель 1).
Знакомо ли вам это произведение?
Дети. Да, знакомо.
Учитель 1. О чем в нем говорится?
Д. О связи людей и природы.
Учитель 1. Какой характер у этого
произведения?
Д. Песенно-маршевый.
Учитель 1. Композитор Юрий Чичков
сумел создать особое настроение – настрой на
мажорный лад. Музыку создает композитор. Какие
условия необходимы для того, чтобы ему
захотелось поделиться с нами своими мыслями и
чувствами?
Д. Доброжелательность, хорошее
настроение, стремление поделиться этим
настроением с окружающими.
Учитель 1. Музыка, рождаясь из
жизни, являясь частью жизни, песней жизни и
природы, воздействует на человеческую душу,
облагораживает ее, пробуждает чувство
ответственности за жизнь, природу.
Сегодня на уроке мы будем говорить о связи
природы и музыки.
III. Работа по теме урока
Учитель природоведения (далее –
Учитель 2). Какие явления природы нам
знакомы?
Д. Дождь, снег, гроза, ураган,
сильный ветер.
Учитель 2. Мы так привыкли к ветру –
то ласковому и нежному, то пронизывающему до
костей, – что не задумываемся о том, как он влияет
на растения.
Ветер раскачивает растения, как было замечено в
ходе наблюдений, и урожай становится больше.
В старом русском календаре был день Лукьяна
Ветреника, приходившийся на 16 июня: «На Лукьяна, в
канун Митрофана, не ложись спать рано, а
приглядывайся, откуда ветер дует». Южный гость
радовал сердце крестьянина – яровые будут
хорошо расти.
А вот северо-восточный ветер считался вредным
для налива ржи. Вера в примету была так велика,
что вечером на Лукьяна люди выходили в поле
окликать ветер. При этом просили его: «Ты подуй-ка
теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на
рожь-матушку, на яровину яровую, на поле, да ко
времечку».
Учитель 1. Давайте вспомним
музыкальные примеры, рассказывающие о природных
явлениях, известных нам.
Д. «Утро» и «Заход солнца»
Эдварда Грига, украинская народная песня
«Веснянка», попевка «Ветер».
Учитель 1 проигрывает фрагменты этих
произведений, затем учащиеся исполняют попевку
«Ветер».
Учитель 1. Какие вам известны
средства музыкальной выразительности?
Д. Лад, тембр, темп, динамика,
ритм.
Учитель 1 исполняет музыкальные
примеры с элементами пластического
интонирования.
Учитель 2. Классическая музыка
положительно сказывается на росте и урожайности
растений.
В 1979 году американский
исследователь Дон Карлсон изучил законы роста
растений и изобрел систему, названную им
«Озвученный цветок». Она включает в себя кассету
с записью классической музыки: скрипичных
произведений Баха и Вивальди, а также музыки,
напоминающей щебетание птиц. Ему удалось
получить растение томата высотой 4,5 метра, на
котором было 835 плодов.
Эксперименты (опыты) проводились и над другими
растениями, и везде результат был тот же:
количество цветков на растении, урожай,
питательность его плодов была выше, чем на
растениях, не «обработанных» музыкой.
Учитель 1. В какой стране
проводились опыты?
Д. В Америке.
Учитель 1. Есть ли в науке границы
для государств по использованию научных
открытий?
Д. В науке таких границ нет.
Учитель 1. В каких странах мы с вами
побывали благодаря музыке?
Д. В странах ближнего и дальнего
зарубежья.
Учитель 1. Музыка воздействует на
растения. А как же она воздействует на нас,
слушателей?
Д. Музыка делает нас добрее,
внимательнее друг к другу.
Дети слушают фрагмент из симфонии
№ 40 Моцарта.
Учитель 1. Знакома ли вам эта
музыка?
Д. Да, знакома.
Учитель 1. Красивая мелодия? Какое
впечатление она на вас производит?
Д. Музыка светлая, яркая.
Учитель 1. Какая группа
инструментов исполняет это произведение?
Д. Струнно-смычковая группа.
Учитель 1. Какая интонация у этого
произведения?
Д. Интонация света.
Учитель 1. Какой композитор из
известных нам мог написать такую музыку?
Д. Моцарт.
Учитель 1. Да, Вольфганг Амадей
Моцарт. Как мы можем охарактеризовать творчество
этого композитора?
Д. В музыке Моцарта есть и
печаль, и свет, и солнечность, и красота.
Учитель 1. Вечный свет в музыке –
имя тебе Моцарт.
Учитель 2. Японец Хара несколько
лет потратил на эксперименты, результаты которых
пробудили интерес к незримым связям растений и
музыки.
«Музыкальная» редиска у него была толще и слаще
обычной, декоративные цветы – ярче, а салат
вырастал быстрее.
Как вы думаете, почему эти растения были ярче и
давали больший урожай?
Д. Растения росли под музыку, и
под ее воздействием они вырастали больше,
становились слаще и крупнее.
Учитель 2. Хара «обрабатывал» цветы
аудиозаписью скрипичного концерта Моцарта.
Цветы откликнулись на заботу благодарностью,
порадовав цветовода яркими окрасками и хорошим
ростом. Музыкальная классика оказывает на
рассаду положительный эффект. Как называют
людей, которые делают научные открытия?
Д. Ученые.
Учитель 2. Ученые-теоретики
используют данные науки и помогают практикам
получать большие урожаи различных культур.
Учитель 1. Музыка – один из самых
проникновенных видов искусств, она способна
передать тончайшие оттенки человеческих чувств
и переживаний, делая человека мягче, добрее,
душевнее.
Какие мы знаем музыкальные произведения о
животных?
Д. «Скворушка прощается»,
«Котенок и щенок», «Почему медведь зимой спит?».
Учитель 1. Давайте по интонации
вспомним песню, которую мы начали учить. (Наигрывает
мелодию.)
Д. Это «Паучок».
Учитель 1. Мы часто мечтаем о лете.
Можно ли сделать так, чтобы оно наступило сейчас?
Д. Нет, так как нарушится связь
времен года.
Учитель 1. Да, прежде чем наступит
лето, должна быть весна.
Учитель 2. Какие вам известны
признаки весны?
Д. Небо становится голубее. Снег
идет реже, иногда идет дождь. Воздух становится
теплее. Дует теплый ветер. Набухают почки на
деревьях, трава зеленеет. Прилетают птицы.
Учитель 2. О каком растении идет
речь?
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
Д. Подснежник.
Учитель 2. Да, это подснежник. Какие
вы знаете стихи о подснежниках?
Дети читают известные им стихи.
– Какие еще вы знаете первоцветы?
Д. Ветреницу, медуницу,
мать-и-мачеху.
Учитель 2. За что этим растениям
даны такие названия?
Д. Ветреница расцветает до
распускания листьев на деревьях, когда ветер
может свободно проходить между стволами и
опылять цветы. Мать-и-мачеха имеет необычные
листья: сверху – жесткие и гладкие, холодные,
как мачеха, а снизу – мягкие, пушистые, теплые,
как мать. Медуницу в народе называют «легочница»
– ее применяют при лечении легочных заболеваний.
Весной это первые цветы, в которых есть нектар
для пчел.
Учитель 1. Кто из композиторов
посвятил свое творчество описанию картин
природы?
Д. Петр Ильич Чайковский.
Картины природы можно представить себе, слушая
его альбом «Времена года».
Учитель 1. Какую пьесу этого
композитора мы слушали?
Д. «Осень».
Учитель 1. Наверняка в этом цикле
есть произведения, посвященные тому времени
года, о котором мы сегодня говорили.
Д. Это произведения «Весна»,
«Подснежник».
Учитель включает фрагмент
«Подснежник» из видеофильма «Времена года».
Учитель 1. Когда кончаются слова,
начинается музыка.
Здесь надо всмотреться, здесь
вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Какое волшебство наша весна своей
внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю
момент, когда по улицам начинают течь потоки
тающего снега и в воздухе чувствуется что-то
живительное, бодрящее!
IV. Итог урока
Учитель 2. Вот и подошла к концу
наша встреча с прекрасным. Какие понятия вы
закрепили сегодня на уроке?
Д. «Эксперимент», «наблюдение»,
«теоретик», «практик», «характер музыки»,
«средства музыкальной выразительности».
Учитель 2. О чем шла речь на уроке?
Д. О природе, которая нас
окружает.
Учитель 2. Что является частью
природы?
Д. Растения, человек, животные.
Учитель 2. Все в природе
взаимосвязано. Что произойдет, если хоть одно из
звеньев исчезнет?
Д. Все живое начнет гибнуть.
Учитель 1. Мы говорим о состоянии
души, о природе, о нашем отношении к природе, к
тому, что нас окружает, к братьям нашим меньшим. У
кого из вас есть домашние животные и какие?
Д. Кошки, собаки.
Учитель 1. В подарок мы дарим всем
песню.
Дети исполняют песню о домашней
собаке или кошке (по выбору педагога). |