Понедельник, 16.07.2018, 17:29                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 


НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК


ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЭСТЕТИКА

Урок эстетики "Жизнь и творческий путь Алексея Петровича Антропова (1716–1795 гг.)"
08.12.2015, 10:58

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством путем одного из самых значительных и самобытных мастеров середины XVIII столетия Алексеем Петровичем Антроповым. Расширить исторические познания. Прививать любовь к искусству.

Оборудование. П.С. Дрождин "А.П. Антропов с сыном перед портретом жены" (1776 г.); "Портрет императрицы Елизаветы Петровны" (1744–1751 гг.); "Портрет статс-дамы А.М. Измайловой" (1759 г.); "Портрет Петра III" (эскиз, 1762 г.) и "Портрет Петра III" (1762 г.); "Портрет Екатерины II" (эскиз, 1762 г.).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Друзья! На этом уроке мы совершим путешествие в середину XVIII столетия благодаря знакомству с творчеством художника Алексея Петровича Антропова (1716–1795 гг.). (Запись даты на доске.) Поговорим о руководителях нашего Российского государства в разные исторические периоды и людях, их сопровождавших.

III. Знакомство с художником А.П. Антроповым и его семьей

У. Чтобы иметь представление о художнике, предлагаю рассмотреть репродукцию картины П.С. Дрождина "А.П. Антропов с сыном перед портретом жены", 1776 г.

Дети. Антропов в центре картины.

– У него умное доброе лицо, большие темные глаза.

– На шее повязан клетчатый платок.

– Он протянул руку, хочет что-то взять у сына.

– Портрет жены так хорошо написан, что кажется будто она сидит рядом и смотрит на что-то.

– У сына светлые волосы, завиты.

– Он опустил глаза.

– Он, наверное, добрый и послушный сын.

У. Друзья! Вы так внимательно рассмотрели репродукцию художника П.С. Дрождина, ученика Антропова, который мастерски и с удивительной теплотой написал семейный портрет, что я пока ничего не добавлю. Но эта репродукция поможет вам лучше понять и познакомиться с творчеством Антропова, его жизненным путем. А.П. Антропов родился в Петербурге в 1716 г. Его дед и отец, служивший в лейб-гвардии Семеновском полку и участвовавший во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской баталии, – состояли мастерами Оружейной палаты. Слесарным и инструментальным делом занимался старший брат Алексея Петровича, средний брат стал часовым мастером, а младший был взят ко двору для рисования украшений банкетных столов, позже он стал придворным живописным мастером. Начало художественной деятельности Антропова пришлось на время правления императрицы Анны Иоановны.

В конце 1730-х годов Антропов был зачислен в штат Канцелярии от строений – учреждения, ведавшего вопросами художественной жизни России в первой половине XVIII в. Главой живописной команды Канцелярии от строений был И.Я. Вишняков, под руководством которого продолжалось художественное образование Антропова. Через несколько лет он уже получает заказы на декоративные росписи многочисленных дворцов, возводимых по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны.

IV. Знакомство с "Портретом императрицы Елизаветы Петровны"

У. С портрета императрицы Елизаветы Петровны мы начнем знакомство с манерой письма художника Антропова. Елизавета Петровна была дочерью царя Петра I.

Учитель показывает репродукцию.

Д. Портрет написан в неполный рост.

– Елизавета Петровна улыбается.

– На голове у нее украшения, в руке – скипетр, а на подушечке – держава, сзади видны книги.

– Одежда очень красивая, пышная, на плече лента.

– Сзади накинута меховая накидка.

– Портрет написан на темном фоне.

V. Знакомство с "Портретом статс-дамы А.М. Измайловой"

У. Своеобразным дополнением к портрету Елизаветы Петровны будет еще один портрет, который больше и лучше даст возможность понять художника Антропова. Вашему вниманию предлагаю "Портрет статс-дамы А.М. Измайловой".

Учитель показывает репродукцию.

– В названии портрета нам встретилось новое слово "статс-дама". Обратимся к справочной литературе. "Статс-дама" – от немецкого staat – "государство" – в России старшая придворная дама в свите императрицы или великой княгини. Ваши впечатления от портрета.

Д. Очень строгое лицо.

– Портрет тоже написан на темном фоне, у Измайловой, как и у Елизаветы Петровны, белые волосы.

– Хотя портрет и на темном фоне, но он очень яркий – сочетание ярких красок.

– На груди роза, а чуть правее большая красивая брошка, на которой чей-то портрет.

У. Друзья! А давайте попробуем догадаться, чей же это портрет?

Д. А.М. Измайлова жила приблизительно в то же время, что и Елизавета Петровна, портрет которой был написан с 1744 по 1751 годы. А портрет Измайловой – в 1759 г.

У. Вы близки к истине. Об этом поговорим чуть позже. Рассматриваем далее портрет Измайловой.

Д. Голубое платье украшено многочисленными рюшками: ворот, рукава.

– На шее и в волосах красный бантик с черными кружевами.

– Брошка тоже прикреплена на бантик.

У. Этот портрет статс-дамы А.М. Измайловой стал своеобразным экзаменом на звание портретиста и был одним из лучших произведений Антропова. Антропов уже не впервые обращался к портретному жанру. Он не раз писал заказные декоративные парадные изображения самой Елизаветы, а также портреты членов императорской фамилии. Но портрет Измайловой стал одним из первых камерных портретов, где все внимание художника было направлено не на показ высокого сана модели, а на раскрытие индивидуальных черт ее внешнего облика и характера. Анастасия Михайловна Измайлова, урожденная Нарышкина, была ближайшей подругой и дальней родственницей императрицы Елизаветы Петровны.

Так чей же портрет на броше у Измайловой? Конечно же, Елизаветы Петровны. За сильный, властный и волевой характер Измайлову при дворе называли "гренадер в фижмах". Слывшая в молодости красавицей, женщина с живым умом и насмешливым характером, она стала своего рода воплощением пышного, грубовато-веселого и патриархального набожного двора Елизаветы.

Колоритному характеру модели соответствует насыщенная интенсивная цветовая гамма портрета, построенная на сочетании ярко-голубого, розового и белого. После окончания работы над этим портретом Антропову было увеличено жалование и присвоен чин подпоручика.

VI. Знакомство с эскизом и "Портретом Петра III"

У. В начале 1760-х годов Антропов – ведущий портретист России и именно ему было поручено написать парадный портрет императора Петра III, предназначенный для Сената и Синода. Написанию большого портрета предшествовала работа над эскизом, довольно сильно отличавшимся от окончательного варианта.

Чтобы понять сложность и кропотливость работы художника, предлагаю вам оба варианта: эскиз и портрет Петра III.

Учитель показывает репродукции.

Д. На обоих портретах Петр III в красивом мундире с саблей.

– В руке он держит подзорную трубу и опирается ею на стол.

– На столе на красной подушке корона, держава и скипетр, как и у Елизаветы Петровны.

– Такая же и белая накидка.

– На эскизе на дальнем плане портрет мужчины, а за спиной стена.

– На портрете – колонна, а правее – картина какой-то битвы.

– На эскизе голова наклонена, а на портрете прямая.

– Портрет более торжественный, чем эскиз.

У. В эскизе герой предстает перед нами в своих жилых покоях с портретом предка-императора Петра I на стене. На большом портрете император изображен в обычном для такого рода произведений парадном интерьере с батальной сценой на дальнем плане. На подготовительном эскизе Петр стоит в неустойчивой, почти танцующей позе, голова его мягко и чуть манерно склоняется к плечу, на лице печальная улыбка. В окончательном варианте фигура императора распрямилась и застыла, нога вытянулась вперед, как во время прохождения церемониальным маршем, на лице появилась условная "светская маска". Художник, следуя своей манере трезво и объективно отображать натуру, достоверно и добросовестно передал все особенности внешности Петра III, поместив его несколько нелепую и совсем не величественную фигуру в пышную раму великолепного дворцового интерьера. Еще перед началом работы над портретом Петр III напутствовал живописца словами: "Смотри, чтоб был похож!" В результате высокий заказчик остался вполне доволен своим изображением и пожаловал художника драгоценным подарком.

Уже через несколько месяцев после создания портрета Петра III в России началась спешная подготовка к коронации новой государыни.

VII. Знакомство с "Портретом Екатерины II" (эскиз.)

У. Новой государыней, правительницей России стала Екатерина II. Репродукцию ее портрета я предлагаю вашему вниманию.

Учитель показывает репродукцию.

Д. У этой картины много общего с предыдущими.

– Екатерина II стоит.

– На столе все императорские принадлежности.

– Как и у предыдущих правителей, на плечах белая накидка.

– Красивое платье с кружевами.

– Фон, как и везде, темный.

У. Благодаря одному художнику мы совершили экскурс в историю России, понаблюдали за живописью того времени, бытом и одеждой правителей.

VIII. Заключительная часть

У. Помимо занятий живописью большое удовлетворение Антропову приносила педагогическая деятельность. В 1765 г. он имел восемь учеников, а позже в 1789 г. в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление Антропова об открытии художественного училища в его собственном доме. Среди многочисленных учеников Антропова двое вошли в историю отечественного искусства. Это Д.Г. Левицкий и П.С. Дрождин.

С годами творческий потенциал мастера начинает угасать. Последней работой мастера была икона, написанная в 1788 г. и предназначенная "для поднесения высочайшим особам".

В 1795 г. Антропов скончался от горячки в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре, для которой он в свое время писал иконы. Надгробная плита на могиле Антропова сохранилась до наших дней. На ней надпись: "В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней".

Всего на год пережила его Елена Васильевна Антропова – жена и верный друг художника на протяжении всей жизни.

IX. Итог урока

У. Друзья! С творчеством и жизнью какого художника вы познакомились на этом уроке? Какие картины он написал? Какая понравилась больше? Где похоронен Антропов и что написано на его могиле? Каких крупнейших художников воспитал Антропов?

Ответы детей.

Категория: ЭСТЕТИКА | Добавил: Ronaldo
Просмотров: 432 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИИ РОССИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ



ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


УРОКИ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ



Copyright MyCorp © 2018
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru