Цель: показать, что такие человеческие качества, как честность и
правдивость – основа нравственного поведения человека.
Задачи:
сформировать представление о понятии честности и правдивости;
показать значимость честности в учебной деятельности, как личностного
качества необходимого в процессе обучения;
развивать cпособность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые
знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса.
Этапы урока.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте. Урок "Азбуки нравственности”.
Я подойду
к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. А
теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите ее в кулачке, закройте глаза,
улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего
есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки.)
Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в комнате стало
светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Пробное действие.
Вывесить на доску изображение
Пиноккио.
– Определите, что исчезло с этой картинки. (Мы не можем точно
сказать.)
– Почему? (Мы не знаем, что было на картинке.)
– Что вам нужно, чтобы определить? (Нам нужна картинка, которая была.)
– А иначе у вас нет образца.
– Для чего вам необходим образец. (Чтобы сравнить рисунки и найти чего
не хватает.)
– Найдите.
Вывесить на доску образец.
– Чего не хватает? (Не хватает пера, ленточки на шляпе и бантика.)
– Посмотрите еще раз на картинку. Кто знает, как зовут этого героя? (Его
зовут Пиноккио.)
– Какая у него есть особенность? (У Пиноккио может удлиняться нос.)
Вывесить на доску картинку.
– Когда у него нос становился длиннее? (Когда он обманывал.)
– Это положительное или отрицательное качество? (Отрицательное.)
– Как называют людей, которые обманывают? (Обманщиками.)
– А тех, которые не обманывают? (Их называют честными людьми.)
– Скажите легко или трудно определить обманывает человек или нет?
– Действительно непросто.
– Как вы думаете, а кого может обидеть ложью обманщик? (Учителя,
одноклассника, маму…)
– Что вы повторили? (Что такое ложь, кого можно обидеть ложью, проверка
по образцу…)
– Ну вот, вы повторили все, что вам понадобится. И сейчас я вам предложу
задание, которое вы попробуете выполнить.
Задание для пробного действия.
– Я вам расскажу случай, который произошел на уроке. Сначала вам надо
определить честно поступил ученик или нет. – Как это бывает на уроке, ребята писали самостоятельную работу.
Когда время закончилось, учитель раздал всем образец для проверки. Один
ученик увидел в своей работе ошибку и решил быстренько ее исправить,
будто ошибки вовсе не было. – Честно поступил ученик или нет?
– Не честно по отношении к кому? Кого он обманул?
– Поднимите руку те, у кого нет ответа.
– А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.
– Ты как считаешь? (…)
– У кого другое мнение? (…)
Выслушать все варианты ответов, почему он так думает.
Если правильных ответов нет
– Никто из вас не смог правильно определить, кого обманул
ученик.
– Значит, вы, как настоящие ученики, испытали трудность. В чем
же ваша трудность, что вы не смогли определить? (Мы не смогли
определить, кого обманул ученик.)
Если правильные ответы есть
– Встаньте те, кто абсолютно уверен в своем
предположении.
– А ведь некоторые из вас правильно определили, кого обманул
ученик. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что
правильно определили, кого обманул ученик.)
Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Вам необходимо выяснить,
почему эта трудность возникла.
3. Выявление причины затруднения.
– Давайте разбираться. Что вам надо было определить?
(Нам надо было определить, кого обманул ученик.)
– Почему вы не смогли определить? (Мы не знаем, какой ответ правильный.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
– Какую цель вы перед собой поставите? (Нам надо было
определить, кого обманывает человек, если он поступает нечестно.)
– Тема нашего урока: Что значит быть честным?
– Какому важному качеству человека будет посвящен наш урок? (Честности.)
– Какое самое главное правило ученика? (Ученик должен делать все сам.)
– А почему он должен делать все сам? (Только так он получит новые
знания, получит результат.)
– Значит, для кого он учится? (Для себя.)
– Поэтому, скрыв свою ошибку, кого он обманул в первую очередь? (Себя.)
– Как вы думаете, как это ему может навредить дальше? (…)
Кто из вас разобрался, зачем нужна ученику честность? Поднимите руку.
Учитель составляет на доске эталон.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Работа в группе
– Мы часто говорим, что мир держится на справедливости
и правде. Честность и правдивость – слова, которые очень близки к слову
"честь”.
– Что такое честность и правдивость?
(Честный – проникнутый
искренностью и прямотой, добросовестный.
Честность – это соответствие дела данным обещаниям.
Правдивость – справедливость, честность.
Правдивый – любящий говорить правду, стремящийся к правде.)
– Кого мы называем честным человеком? (Честный человек не обманывает,
не лжет. Если что – то случится то он честно все расскажет…)
Давайте, используя наш эталон, разберем еще один случай.
Работать будем в группе.
Распределите роли и прикрепите бейджи.
– Прочитайте текст и обсудите вопрос: кто из них обманул и кого?
"В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали
их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже,
особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался,
как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике была
контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети
начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не
решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку,
быстро поднял ее, прочитал – вся задача была решена….”
"Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме
поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь.
– Что он сделал? (Списал.)
– Как вы думаете почему?
– Как нужно было поступить?
– Если Гена списал у Вити то, что сделал Витя? (Дал списать.)
– В какой роли должен был выступить Витя? (учитель-помощник.)
– Как нужно было поступить Вите?
– Получается, что Витя не помог, а Гена нуждался в помощи.
– Какой можно сделать вывод? (Не важно, списываешь ты или даешь списать,
– ты обманываешь.)
Обсудите в группе. – Как вы считаете, что же могло произойти дальше?
– Что же произошло дальше?
Чтение текста учителем до конца.
Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын
ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять
оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно
она была довольна Геной: "Ты очень порадовал меня, Гена”, – сказала
учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в
глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо
плакала Катя, она получила за контрольную "2”.Урок уже почти кончался,
Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: " Ольга Николаевна,
поставьте мне "2”, пятерка не моя оценка, я работу списал”. Учительница
посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: "За правду спасибо
Гена, это очень хорошо, что ты понял все”.
– Что понял Гена?
– Как вы оцениваете поступок Гены?
– Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?
– Почему?
6. Закрепление.
Работа в группах.
– Ребята, а кому проще давать совет себе или другим?
– Обсудите в группе. – Какой совет вы дали бы мальчикам?
Перед вами лежат карточки с
советами. Обсудите и скажите: какие советы вы дадите себе, а какие
другим.
Честно относитесь к своим обязанностям. Не трать попусту время
на капризы и ненужные дела.
Честный человек не возьмет без разрешения чужую вещь.
Честный человек не перекладывает свою вину на другого.
Никогда не обманывай своих друзей и взрослых.
7. Включение в систему знаний.
Работа в группах.
– Как вы думаете, зачем люди обманывают? (Они хотят,
чтобы другие не узнали, хотят, чтобы о них думали лучше.)
– А почему они хотят что-то скрыть от других? (Они боятся сказать
правду.)
– Вы хотите сказать, что обманывают люди не смелые? Так, я правильно вас
поняла? (Да, обманывают трусы.)
– А кто же говорит правду? (Правду говорят смелые люди.)
– Вы сейчас сделали еще одно открытие!
– Какие качества присущи честному человеку? (Правдивый, смелый,
достойный, добросовестный, прямой…)
– А зачем нужна честность и правдивость? (Если воспитывать в себе эти
качества, то станешь человеком с сильным и твердым характером.)
– Приведите примеры честного и правдивого поведения. (Если ты идешь в
гости, то нельзя опаздывать. Если не можешь прийти вовремя, то должен
предупредить об опоздании. Если взял чьи-то книги, то возврати их
чистыми и не мятыми.
Перед вами лежит конверт. В нем находятся
слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их.
(Без правды люди не живут, а только маются.
За правду стой горой.
Кто правдой живет, тот добро наживет.)
Дискуссия.
8. Самостоятельная работа.
Раздать карточки.
–
Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить
"+”, если ученик поступил честно, и " – ”, если обманул.
1-я ситуация: Учительница посоветовала ребятам дома
потренироваться в чтении стихотворения. Вася заигрался и забыл про
задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто
читал. Вася вместе со всеми поднял руку. 2-я ситуация: На уроке Гриша засмотрелся в окно и
не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и
прослушал вопрос. 3-я ситуация: Маша стояла у доски и долго
вспоминала правило. Даша стала ей подсказывать. Честно ли поступила
Даша?
– Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять.
9. Рефлексия деятельности.
– Давайте подведем итог урока. Какие новые качества вы
сегодня открыли? (Честность, правдивость.)
– А вы сами их открыли? (Да.)
– На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат
смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое
показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.
"Нельзя быть
справедливым, не будучи человечным” Л. Вовенарг
"Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго
"Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь” А. Дюма (сын)
Возьмите бусинки, сожмите в кулачок, приложите к сердцу, и возьмите с
собой в жизнь качества, о которых мы говорили, которые так необходимы
нам.