- Организационный момент.
- Введение в тему.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в
загадочное путешествие. А куда путь-дорожка нас
приведёт, сейчас узнаете.
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова
"Садко”, демонстрация слайдов "Великий
Новгород”. Учитель читает отрывок из былины
"Садко”:
"Как на славной реке да на Волхве, что
бежит-течёт да из Ильмень-озера, широко
раскинулся славный город-господин Великий
Новгород. Из конца в конец целый день идти, а
посадов да пригородов глазом не окинуть, у
пристаней на Волхове корабли стоят, что белые
лебеди в заводи. Живут в Новгороде люди богатые,
торговые. Весело живут, пиры дают. А на Руси пир
без песни не водится, а лучше нет гусляра в
Новгороде, чем молодой Садко”.
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова
"Садко”. Появляется Садко.(Роль Садко играет
старшеклассник. На нём русская рубаха, в руках –
гусли. )
Садко. Здравствуйте, гости дорогие! Зачем
пожаловали в город наш славный?
Учитель. Хотим о городе вашем древнем,
господине Великом Новгороде, узнать побольше,
полюбоваться красотой его рукотворною.
Садко. Да, подивиться есть чему! Живут в
нашем городе вольнолюбивые и предприимчивые
люди. Ценим мы мужество, благородство и простоту,
поэтому и дома наши добротные, но не пестрят
украшениями. Вот посмотрите, наш детинец –
кремль и Софийский собор. Похож он на могучего
белоснежного богатыря . Он очень большой, поэтому
глав у него сразу пять. Покрытые
шлемами-куполами, они напоминают древних воинов,
окруживших своего полководца.
На доске появляется изображение Софийского
собора.
А хотите и другие города российские
посмотреть? Я отправляюсь за товаром во Псков.
Пойдём под парусами со мной? (Да!)
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова
"Садко”. Слайды Пскова.
Садко. А вот и славный град-крепость
Псков! На окраине русских земель стоит на реке
Великой. Часто псковичам доводилось земли свои
от немецких рыцарей защищать. Но не ожесточилась
их душа. Нравы у них человечнее и мягче, чем в
Новгороде. Ребята, а что вы знаете о Пскове?
Группа ребят, подготовленных заранее,
рассказывают об архитектурных
достопримечательностях древнего Пскова: об
округлой мягкости форм богатырских строений
псковичей, об открытых сквозных звонницах.
Садко. Молодцы, ребята! Как интересно с
вами путешествовать! Ну а теперь где хотите
побывать? (Во Владимире! В Суздале! )
Нелёгок путь до Владимира – не всюду корабли
мои пройдут. Но и я давно мечтал побывать на
княжеской земле благословенной. Говорят, соборы
там красоты неописанной! Ну что ж, во Владимир!
Звучит отрывок из оперы Н. Римского-Корсакова
"Садко”. Физкультминутка.
Слайды с видами Владимира.
Садко. А вот и земля
Владимиро-Суздальская! Знаменитые постройки
создавались для князей, чтобы прославить
княжескую власть. А что о Владимире вы слыхали,
ребята?
Вторая группа ребят рассказывает о
памятниках архитектуры Владимира: о каменных
рельефах Дмитровского собора, о великолепии
Успенского собора, о поэтичности храма Покрова
на Нерли. Рассказ детей сопровождается
демонстрацией макето, фотографий, рисунков,
слайдов с изображением соборов и храмов
Владимира.
Садко. Ребята, а я расскажу вам о Суздале.
Суздаль древнее Владимира. Там живут бояре. По их
почину построили много не больших, но нарядных
церквей. И что интересно: своим убранством они
связаны с окружающими их разукрашенными
боярскими теремами. Позже Суздаль стал городом
мастеров-ремесленников. Будто соревнуясь, по
берегам реки Каменки появлялись новые
приходские храмы. Каждая церковь украшалась
по-своему: где каменной резьбой, где цветными
изразцами (керамическими блестящими и яркими
плитками). Но мне полюбился Рождественский собор
Суздальского кремля. Представляете, его синие
купола украшены золотыми звёздами.
На доске появляется изображение
Рождественского собора, Суздальского кремля.
Садко. А теперь, ребята, в путь!
Физкультминутка. Звучит отрывок из рок-оперы
А. Рыбникова "Юнона и Авось”. Затем на экране
демонстрируются слайды с видами Ростова
Великого. Фоном звучит запись звона колоколов
Ростова Великого.
Учитель. Всмотритесь в этот могучий город
со множеством куполов. Их ритм будто отражает
перезвон колоколов.
Садко. Хорошо, ребята, с вами
путешествовать, но пора и домой возвращаться!
Давайте вспомним, в каких же городах мы побывали.
Дети называют города, о которых шла речь на
уроке, и отмечают на карте России.
Садко. Увидел я с вами многие храмы, много
нового узнал. Да позабыл я, где какой храм видел.
Помогите вспомнить названия храмов.
Учитель показывает изображения храма, дети
вспоминают название храма и его местонахождение.
Садко. Спасибо, ребятушки! Спасибо,
родимые! Хотелось бы всю эту красоту жене любимой
и деточкам малым показать, да нельзя им на
корабль - боятся они Нептуна – царя морского. Что
же делать?
Учитель. Не кручинься, дорогой Садко! Ты нам
сыграй на гуслях, а мы нарисуем всё, что видели в
нашем путешествии. Правда, ребята? Помогут вам
изображения храмов, которые вы видите на доске,
макеты, пошаговые рисунки. Помните, что у каждого
храма, как и у каждого города, свой характер.
Попытайтесь отразить его в колорите вашей
работы.
- Практическая работа.