Цели. Познакомить детей с
понятиями "эстетика”,
"художники-передвижники”; рассказать о
Государственной Третьяковской галерее,
художнике В.М. Васнецове – авторе здания, П.М.
Третьякове – собирателе и хранителе картин
русских художников.
Оборудование. Энциклопедия;
фотография здания Третьяковской галереи;
портрет П.М. Третьякова (репродукция).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Учитель. Начнем наш первый
урок эстетики с разбора значения слова
"эстетика”. Как вы думаете, о чем мы будем
говорить на этих уроках?
Дети. О картинах и
художниках. О красоте.
У. Вы правы. И не только об
этом. Мы поговорим еще и о музыке, поэзии, об
истории, будем учиться пользоваться
энциклопедиями, справочниками, узнаем много
новых, ранее вам не знакомых слов. Вот послушайте,
что говорится в энциклопедии о слове
"эстетика”.
"Эстетика – наука, изучающая общие
закономерности и принципы художественного
творчества, сущность, происхождение и развитие
искусства: литературы, живописи, музыки,
скульптуры. Эстетика раскрывает роль искусства в
жизни общества”.
Родоначальником эстетики является
древнегреческий философ Аристотель. Запишите
это имя в тетрадях, а я – на доске.
Дети выполняют задание.
– Кто из вас видел картины?
Где?
Д. Видели картины на Арбате.
– Ходили с родителями в
музей.
– В художественных альбомах.
У. Назовите фамилии
художников, которые запомнили.
Д. Левитан, Шишкин.
У. Все увиденные вами
картины или репродукции с них можно объединить
одним словом – "живопись”.
Живопись – одно из направлений эстетики.
Живопись и поэзия тесно связаны, живопись – это
поэзия в красках. В то же время поэтов часто
называют художниками, так как в стихах о природе
настолько передается то или иное состояние
времени года, что... Закройте глаза и представьте
себе то, о чем писал Александр Сегреевич Пушкин.
Отрывок из его стихотворения прочитает... (имя
ученика).
Д.
Унылая пора. Очей
очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
У. Какие картины
предстали перед вами? Какие краски использовал
поэт? Какое настроение навевает это
стихотворение?
Д. Немного грустно, немного
радостно.
– Деревья стоят в
разноцветном уборе: и красном, и зеленом, и
желтом.
У. А теперь представьте
себе зимнее морозное утро, сказочные узоры на
стекле, скрипящий под ногами снег, жемчужный иней
на кустах и деревьях.
Алеша дополнит мои слова и ваши представления о
зиме отрывком из стихотворения Сергея Есенина.
Д.
...Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты,
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой,
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
У. Как сказано у поэта о
снеге и об инее?
Д. Снег лег на землю, накрыл
ее, как белой простыней.
– А от инея глаза жмурятся.
У. Перенесемся из
холодной зимы в жаркое лето. Описание поэтами
летнего дня вызывает воспоминания о душистом
воздухе, наполненном запахами цветов, о звоне
кузнечиков, жужжании пчел и стрекоз в тихой
дрожащей дымке, разливающейся над желто-зеленым
лугом или полем, излучающим аромат поспевающих
хлебов.
О каком времени года мы забыли сказать?
Д. О весне.
У. Какую картину ранней
весны вы могли бы описать?
Д. Голубое небо. Редкие
облака.
– Дети сняли зимнюю одежду.
Почки на деревьях начали набухать.
У. Верно. Поэты в своих
стихах о весне описывали треск ломающихся
льдинок, звонкое журчание проснувшихся ручейков,
улыбку теплого нежного солнышка в бесконечно
голубом небе. Слушая стихи, невольно можно
представить набухшие почки и липкие ароматные
листочки, робко раскрывающиеся и манящие к себе
первой блестящей благоухающей зеленью.
Итак, живопись – это поэзия в красках.
II. Знакомство с
Государственной Третьяковской галереей
У. Друзья! Скажите,
пожалуйста, где в Москве собрано наибольшее
количество живописных полотен художников.
Д. На выставках.
– В Третьяковской галерее.
У. Вы правы. Сегодня мне
хотелось бы познакомить вас с одним из
красивейших зданий, памятником архитектуры –
Государственной Третьяковской галереей.
Учитель показывает
фотографию здания Третьяковской галереи и
портрет П.М. Третьякова.
– Государственная
Третьяковская галерея – крупнейший, всемирно
известный музей русского искусства. Ее собрания
включают сорок семь тысяч произведений (запись
на доске: 47 000) живописи, графики, скульптуры.
В залах этого музея широко отражена история
отечественного искусства на всех основных
этапах его развития – с XI века (запись на доске)
до новейших работ последних лет.
Основы этого блестящего
собрания были заложены более чем сорокалетними
усилиями крупнейшего во второй половине XIX века (запись
на доске) собирателя произведений русского
искусства, видного деятеля русской культуры
Павла Михайловича Третьякова.
На доске записываются годы
жизни П.М. Третьякова: 1832 – 1898.
– Давайте повнимательнее
рассмотрим его портрет. Какое он производит на
вас впечатление?
Д. Грустное лицо.
– Умный взгляд.
– Такое впечатление, что он о чем-то думает, на
какой-то мысли сосредоточился.
У. Портрет Третьякова
будет нас сопровождать с его, как вы сказали,
умным, грустным лицом и на последующих уроках.
Хотите узнать о нем поподробнее?
Д. Конечно, хотим!
У. Он происходил из
купеческой семьи, получил по наследству большое
состояние и впоследствии увеличил его торговой и
промышленной деятельностью. Во время поездок в
Петербург Третьяков познакомился не только с
сокровищами мирового искусства, хранившимися в
Эрмитаже, но и с частной коллекцией директора
почтового департамента Прянишникова, состоявшей
из произведений русских художников.
С этого времени Павел Михайлович Третьяков
твердо решил собирать работы "русской школы” и
поставил перед собой цель положить начало
общедоступной галерее национального искусства,
которая могла бы принести "многим пользу, всем
удовольствие”.
Друзья! Как вы понимаете выражение работы
"русской школы”?
Д. Работы русских
художников.
У. А "общедоступная
галерея национального искусства”?
Д. В такой музей могут
ходить все, кто пожелает.
У. Знакома ли вам фамилия
художника Васнецова? С какими его произведениями
вы встречались?
Д. Видели картину "Три
богатыря”.
У. С искусством этого
художника-сказочника мы познакомимся позже. А
сейчас мне хотелось бы вновь обратить ваше
внимание на здание Третьяковской галереи. Ведь
именно по проекту и эскизам Васнецова в 1901–1902
годах было построено здание-терем в Лаврушинском
переулке Москвы.
Вернемся вновь к портрету Третьякова. Отдавая
главному делу жизни весь жар души, действуя
обдуманно, твердо и целенаправленно, он сумел с
поразительной объективностью отобрать для
галереи лучшие произведения Перова, Верещагина,
Крамского, Ге, Репина, Сурикова, Васнецова,
Левитана и других крупнейших мастеров. Не
случайно к концу деятельности Третьякова шире
всего в его собрании было представлено
творчество передвижников, художников-реалистов.
III. Знакомство с
художниками-передвижниками
У. Друзья! Как вы думаете,
почему художников называли передвижниками?
Д. Вероятно, это связано со
значением передвигать что-либо.
У. А что могут передвигать
художники?
Д. Картины.
У. Правильно. Сейчас я вам
расскажу о передвижниках, и вы узнаете, почему их
так называли.
29 ноября 1871 года в залах
Академии художеств Петербурга открылась первая
передвижная выставка художников. Они поставили
перед собой важные задачи: создавать картины,
показывающие историю русского народа,
современную жизнь России, ее природу; знакомить
общество с русским искусством, прививать любовь
к нему не только у жителей Петербурга или Москвы,
но и у тех, кто жил в провинциальных городах.
Художников-передвижников было 14.
Им всем пришлось уйти из Академии, они потеряли
материальную поддержку, лишились жилья. Но их
спасали дружба и вера в общее дело. Молодые
художники стали жить вместе. Душой и вожаком этой
артели был Иван Крамской.
Товарищество передвижников просуществовало
более 50 лет. Последняя выставка состоялась в 1923
году (запись даты на доске).
Теперь вы поняли, кто такие передвижники? Почему
их так называли?
Д. Они перевозили свои
картины из города в город, потому что хотели,
чтобы их картины увидело как можно больше людей.
У. А сколько человек было
в артели и кто был "душой” этой артели?
Д. Их было 14 человек.
Душой артели был Иван Крамской.
На доске вывешивается портрет
И.Н. Крамского.
У. Сколько лет
просуществовало товарищество передвижников?
Д. Более 50 лет.
У. Эти люди несли
культуру в народ, народ за это был им благодарен и
не забыл их. На следующих уроках я познакомлю вас
с творчеством этих прекрасных художников.
В 1870-е годы Третьяков стал систематически
приобретать и специально заказывать художникам
портреты тех, кто внес выдающийся вклад в русскую
культуру и науку, – писателей, композиторов,
артистов, ученых. В результате в Третьяковской
галерее сложилась замечательная коллекция
портретов "лиц, дорогих нации”, была заложена
традиция, которую музей развивает и по сей день.
IV. Итог урока
У. Друзья! Сегодня вы много
узнали на уроке. С какими новыми словами вы
познакомились и что они обозначают?
Д. "Эстетика”, "живопись”,
"художники-передвижники”.
Дети поясняют услышанное, как
запомнили.
У. Кто был собирателем
картин?
Д. Павел Михайлович
Третьяков.
У. Кто автор здания
Третьяковской галереи?
Д. Виктор Михайлович
Васнецов.
У. С творчеством
Васнецова мы познакомимся на следующих уроках. |