Цель: формирование устойчивого навыка
владения культурой речи через продуктивную
речевую и изобразительную деятельность.
Задачи:
- продолжить работу по развитию умения применять
полученные знания по русскому языку при работе
над текстом, развитию орфографической зоркости,
формированию культуры речи через активизацию
словаря, закрепить навыки этикета: разговор по
телефону;
- закрепить умение заканчивать начатую работу,
детально прорисовывать;
- обучать основам работы с графическими
материалами;
- закрепить навыки работы с изобразительными
материалами;
- создать условия для воспитания эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, чувства красоты.
- систематизировать имеющиеся у детей знания о
правилах (словах) этикета при разговоре по
телефону;
- способствовать формированию умения
иллюстрировать литературное произведение и
передавать сказочный сюжет;
- упражнять в использовании элементов
компьютерных технологий;
- создать иллюстрированную книгу в подарок
воспитанникам детского сада.
Оборудование для учителя:
- книга К.И. Чуковского "Телефон”
- этюдник для показа последовательности работы.
Оборудование для ученика:
- книга К.И. Чуковского "Телефон” на каждого
ребенка;
- лист формата А4 с начатой работой на предыдущем
уроке;
- фломастеры, гелиевые ручки;
- рабочая тетрадь, ручка, карандаш, резинка;
- компьютер с заранее подготовленной
презентацией, созданной детьми по книге К.И.
Чуковского "Телефон” в программе PowerPoint.
Зрительный ряд:
- театрализованный занавес;
- титульный лист книги К.И. Чуковского "Телефон”;
- игрушка телефон.
Музыкальный ряд: К. Дебюсси "Лунный свет”.
ТСО: компьютер, аудиопроигрыватель.
Предварительная работа:
- первый урок по теме "Ежели вы вежливы. К.И.
Чуковский "Телефон”. Этикет телефонного
разговора (начало работы);
- чтение книги К.И. Чуковского "Телефон” в группе
детского сада;
- беседа о создании книги в библиотеке;
- встреча с представителем Таттелеком
(организация современных телесистем);
- интерактивная экскурсия на телефонную станцию;
- создание детьми презентации книги К.И.
Чуковского "Телефон” в программе PowerPoint.
План занятия:
- Организационный момент. Разминка с
элементами массажа.
- Актуализация знаний. Беседа об этикете
телефонного разговора.
- Словарная работа.
- Театрализованное представление.
- Работа над текстом.
- Физкультминутка.
- Практическая работа.
- Итог урока. Презентация книги.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Приветствие. Гимнастика "На удачу”.
2. Актуализация знаний. Беседа об этикете
телефонного разговора.
Учитель: Поднимите руки у кого есть
дома телефон?
Дети: (поднимают руки)
Учитель: Да, во многих квартирах в наше
время есть телефон и очень распространены
сотовые телефоны, потому что это очень удобно,
практично, а иногда даже необходимо.
Скажите, для чего изобрели телефон?
Дети: Для того, чтобы общаться, вызвать
помощь и прочее...
Учитель: По телефону можно вызвать
скорую помощь, пожарных и другие службы, которые
смогут вовремя помочь в трудных ситуациях.
Ребята, какие номера этих служб вы знаете?
Дети: 01, 02, 03, 04.
Учитель: Очень важно, когда вы звоните
в скорую помощь, говорить четко, внятно и
правильно, чтобы врачи успели помочь.
Нельзя очень долго, по пустякам разговаривать
по телефону, так как может кто-то хочет
дозвониться и сказать что-то важное. Ни в коем
случае нельзя баловаться и делать ложные звонки
по телефонам служб экстренной помощи. Так как
потратится в пустую очень много средств и сил, и
тот, кто нуждается, может остаться без помощи.
Даже просто когда вы звоните другу или бабушке
по телефону, нужно разговаривать вежливо. Можно
узнать как здоровье у бабушки, почему друг не
пришел в школу и т.д.
Сначала нужно поздороваться, представиться и
спросить того, кому позвонили, а если вы ошиблись,
извиниться.
3. Словарная работа.
Здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания,
Здравствуй – приветствую тебя, первоначальное
значение "Будь здоров”. Фасмер М
"Этимологический словарь русского языка”;
Приветствие при встрече. (Ожегов С.И. и Шведова
Н.Ю. Толковый словарь русского языка).
Пожалуйста - выражение вежливого обращения,
просьбы, согласия, ответа на благодарность.
Например: Принесите, пожалуйста, словарь. (Ожегов
С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка.)
Спасибо – выражать благодарность, выражение
благодарности, быть благодарным за что-нибудь.
(Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь
русского языка.)
До свидания – общеславянское,
индоевропейского характера; от той же основы, что
и латинское "видеть”. Это приветствие при
прощании или до скорого свидания – приветствие
при прощании. (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка.)
4. Театрализованное представление.
Инсценировка сказки К.И. Чуковского "Телефон”.
Дети надевают маски.
Учитель: Прекрасно, ребята. Вы
отличные актеры. Вы были героями стихотворения К.
Чуковского. Я вам покажу две книги "Телефон”.
Посмотрите, они разные, потому что их оформляли
разные художники. Одну книгу – В. Винокур, а
другую – В. Сутеев. Каждый по-своему
иллюстрировал стихи. И сегодня мы продолжим
иллюстрировать это произведение как настоящие
художники и может создать книгу сами.
Но сначала повторим, что же такое иллюстрация?
Дети: Это изображения действия,
которое происходит в книге.
Учитель: Мы подобрали текст и сделали
на предыдущем занятии основу. Но над текстом
нужно поработать.
5. Работа над текстом.
Учитель: Найдите в тексте и выпишите
названия тех животных, которые обитают на
территории Татарстана. (запись в тетрадях :
Зайчата, медведь, цапля, свинья, ворона, соловей).
У каждого из вас есть текст. Вставьте
пропущенные буквы и знаки препинания простым
карандашом и проверьте по тексту в книге.
Обведите ручкой вставленную букву или знак
препинания. Самостоятельная работа учащихся и
самопроверка.
6. Физкультминутка.
Ходьба детей по тропинке здоровья. Дети садятся
на ковер лицом в круг (пальчиковая гимнастика).
- Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А
потом они в тетрадке будут буковки писать.
(Дети загибают по очереди пальцы сначала на
левой, потом на правой руке. В конце упражнения
руки должны быть сжаты в кулачки.)
- Почему же наш большой крутит, вертит головой? Он
на судне капитан – изучает океан. (Дети сжимают
правую и левую руки в кулачок, вытягивают большие
пальцы вверх и вращают им сначала в одну, а потом
в другую сторону.)
- Палец указательный умный и внимательный. Занят
делом постоянно. Он – помощник капитана. (Дети
сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают
указательные пальцы вверх и вращают им сначала в
одну, а потом в другую сторону).
- Средний пальчик наш - матрос, мачту он на борт
принес. Чтоб он весел был в пути, надо пальцем
покрутить. (Дети сжимают правую и левую руки в
кулачок, вытягивают средние пальцы вверх и
вращают им сначала в одну, а потом в другую
сторону).
- Безымянный палец – кок, он испек большой пирог.
Поперчил и посолил, и вокруг него ходил. (Дети
сжимают правую и левую руки в кулачок, вытягивают
безымянные пальцы вверх и вращают им сначала в
одну, а потом в другую сторону).
- Наш мизинец – это юнга. Он сейчас прямой , как
струнка. Юнга трудится весь день –нам крутить
его не лень. (Дети сжимают правую и левую руки в
кулачок, вытягивают мизинцы вверх и вращают им
сначала в одну, а потом в другую сторону).
- Пальцы в гости приходили, тук, тук, тук – стучали
в дверь. Только дверь им не открыли: думали, там
страшный зверь.
7. Практическая работа.
Учитель: На прошлом занятии вы начали
иллюстрировать книгу: выполнили рисунок и
проложили основные цветовые пятна акварелью или
гуашью, можно ли считать работу законченной?
Дети: нет.
Учитель: Действительно нет!
Необходимо выполнить детали и выделить фигуры
животных, чтобы иллюстрация выглядела ярко и
четко. Для этого мы используем фломастеры и
гелиевые ручки.
Учащиеся заканчивают работу.
Учитель: Вы создали иллюстрации, на
которых изобразили разных животных. Назовите их.
Дети: Слон, крокодил, носорог, медведь,
газель, свинья, заяц, обезьяна, тюлень, морж.
8. Итог урока. Презентация книги.
Учитель: Мы с вами закончили работу
над иллюстрацией книги. Теперь мы должны ее
собрать.
Итак, мы создали книгу, которую мы подарим на
день рождения нашей школы в детский
сад.
Ребята приготовили презентацию книги К.И.
Чуковского "Телефон” созданную вашими руками
(показ).
9. Оценка.
Учитель: Откройте дневники. Оцените
свою работу самостоятельно и поставьте себе
оценки по русскому языку и по ИЗО.
Учителя расписываются в дневниках возле
оценки. |