Пятница, 29.03.2024, 11:33                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЭСТЕТИКА

ПРАЗДНИК «От хоровода до театра» (2 часа)
19.05.2012, 11:27

Цели. Познакомить учащихся с историей возникновения театра.

Оборудование. Набор открыток «История русского театра»; диафильм «Русские народные городские увеселения XIX века»; диапроектор, видеомагнитофон; кинофильм «Страницы истории», часть 8 «Река и вдохновение»; словарь русского языка в 4-х томах под ред. Ожегова; карточки с понятиями, рисунки, магнитофон, аудиозапись русской народной танцевальной музыки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка задачи урока

Учитель. Мы с вами уже знаем о жизни наших предков: в каких домах они жили, что было в их домах, чем они занимались, чем питались, во что одевались. Как они проводили время, свободное от работы? Как отмечали праздники? А чем вы занимаетесь с родителями в свободное время (в выходные и праздники)?

Выслушиваются ответы детей.

– Среди того, что вы перечислили, прозвучало слово «театр». Вот о его истории мы и поговорим на наших уроках.

III. Знакомство с новым материалом

У. Но сначала надо выяснить смысл слова «театр». Откройте словарь русского языка, прочитайте определение этого слова.

Дети работают со словарем в группах.

Ученик 1. Театр – род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями.

Ученик 2. Театр – учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений.

Ученик 3. Театр – здание, в котором происходит представление, а также само представление, спектакль.

Ученик 4. Театр – место, где происходит, развертывается что-либо.

Ученик 5. Театр – совокупность драматических произведений (писателя или литературной школы).

У. Как вы догадываетесь, «театр» как учреждение, занимающееся устройством представлений, или здание для этих представлений появился совсем недавно. А что же можно назвать его «прародителем»?

Д. Не знаем.

У. Дальним родственником современного театра является известный и в наши дни хоровод*. Прочитаем объяснение этого слова.

Д. Хоровод – старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием. (Цепь взявшихся за руки детей или взрослых, которые с песнями ходят вокруг чего-либо.)

Учитель показывает рисунок с изображением хоровода.

– В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал очень многое, самые разные жизненные явления. Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые.
Как вы это понимаете?

Выслушиваются ответы детей.

– Любовные хороводы сопровождались определенными любовными песнями, обрядами.
Трудовые хороводы водили в начале посевных работ, после уборки урожая.
Нам известно несколько разновидностей хоровода: круговой, который разыгрывали члены одной семьи, двухлинейный, который отражал столкновение двух групп, и однолинейный – вариант кругового хоровода. В хороводных игрищах были органически слиты хоровод и драматическое начало. Песни обычно отличались четким ритмом. Со временем хороводные игрища видоизменялись. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

IV. Физкультминутка

У. А теперь вернемся к разновидностям хоровода. Основными были круговой и двухлинейный. Они сохранились и до сегодняшнего дня. Сейчас мы с вами попытаемся их станцевать.

Учитель ставит детей в круг, звучит музыка «Во поле березка стояла».

– Какой это хоровод?

Д. Круговой.

Учитель делит класс на две группы и выстраивает их в две шеренги напротив друг друга. Детям предлагается игра «Бояре, а мы к вам пришли...»

– Вы часто играете в эту игру и даже не подозреваете, что начало ей дал двухлинейный хоровод.

V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. Еще одна неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств – русская пляска*. Откройте словари и найдите объяснение этого слова.

Д. Пляска – народный танец, а также музыка к этому танцу. (Движения скачкообразные, подпрыгивающие, кругообразные.)

Учитель показывает рисунок с изображением пляски.

У. Пляска всегда была связана с песней. Именно это сочетание являлось одним из главных выразительных средств народного театра. С древних времен народная пляска была основана на удали соревнующихся партнеров с одной стороны, и слитности, плавности движений – с другой.

Включается запись народной танцевальной музыки.

– С появлением профессиональных актеров изменился и характер пляски. Профессиональные актеры назывались скоморохами*. Кто это такие? Ответ найдите в словаре.

Д. Скоморохи – странствующие актеры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами, акробатами и т.д. и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок.

У. Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Появились танцовщицы-плясицы, обычно ими были жены скоморохов.

Учитель показывает рисунок с изображением скоморохов или кадры из диафильма.

– Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки. Многие традиции русской пляски дожили до наших дней.
Мы с вами упомянули скоморохов. Очень часто они выступали с животными. Главным животным в этих представлениях был медведь. Послушаем об этих увеселениях.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Д. Почтительное отношение к медведю зародилось давно. Этот зверь считался прародителем, символом здоровья, плодородия, он считался сильнее нечистой силы. Представление с медведем было занятием древним, популярным, если не самым любимым. Известно, например, что Иван Грозный, готовясь к свадьбе, отправил в Новгород гонца с приказом доставить на торжество скоморохов с медведями.
У скоморохов медведь считался кормильцем, полноправным членом семьи. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем, Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа. Хозяин спрашивал, например: «А как бабы на работу неспеша бредут?» – и зверь все это показывал. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.
Промысел этот существовал долго, вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

Учитель показывает рисунок с изображением выступающих с медведем или кадры из диафильма «Русские народные городские увеселения XIX века» (кадры 37–41).

У. Постепенно мы подходим к выступлениям, очень похожим на современные, а именно к кукольному театру. Но даже кукольный театр возник не сразу. Каким же был первый кукольный театр?
Назывался он вертеп*. Название это произошло от древнерусского слова «пещера». Рассмотрите изображение вертепа.

Учитель показывает рисунок.

– В чем сходство пещеры с этим сооружением?

Дети отвечают.

– Вертеп выглядел как ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху он заканчивался крышей, а открытой стороной он был обращен к публике. На крыше – колокольня, на ней за стеклом ставили свечку, которая горела во время представления, придавая ему волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод скрывался за ящиком.
На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем – житейские: бытовые, комедийные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, черт, цыган, жандарм. Причем, простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма.
Итак, вертеп – начало кукольного театра. Из вертепного театра родился потом театр Петрушки*, столь популярный в народе.
«Всяк спляшет, да не как скоморох», – говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом – далеко не каждый. Любимым народом из всех скоморохов-профессионалов был актер кукольного театра, а наиболее популярной – комедия о Петрушке.

Учитель показывает кадры 46–53 из диафильма.
Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Д. Петрушка – любимый герой и скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и пользовался поддержкой зрителей. В таком театральном представлении обычно участвовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т.д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправа Петрушки была достаточно жестокой, но публика никогда не осуждала его за это.
В театре Петрушки кукловод стоял за ширмой и приводил своих героев в движение с помощью рук.

У. В каком московском театре представление идет точно так же?

Д. В театре кукол Образцова.

У. Кто из вас был в этом театре? Что вы можете рассказать о нем? О его спектаклях?

Дети отвечают.

– Около 200 лет назад на ярмарках можно было увидеть ярко одетого человека, несшего разукрашенный ящик – раек* и кричащего: «Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни, и девицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат».

Учитель показывает кадры 42–45 из диафильма.

– Что такое «раек»? Найдите объяснение в словаре.

Д. Раек – вид народного зрелища на ярмарках 100–200 лет назад, выглядящий как ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали передвигающиеся внутри картинки под шутливые пояснения в рифмованной форме.

У. Внутри этого ящика перематывались с одного катка на другой длинные полосы с изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители за деньги смотрели в стекла. Раешник (хозяин ящика) передвигал картинки и сказывал присказки к каждому новому номеру.
Сообразите, на что похоже такое представление? Лента с рисунком перекручивается человеком, который озвучивает изображение.

Д. Это похоже на просмотр диафильмов.

У. Правильно. Только теперь это маленький «ящичек», вернее, аппарат. И мы с вами не припадаем к стеклам, а все это происходит внутри аппарата, но тоже с помощью увеличительных стекол. Озвучиваем изображение мы сами, читая текст к каждому кадру. Наш аппарат называется диапроектор.
Раек пользовался большой популярностью в народе. Просуществовал он около 100 лет.
У слова «раек» есть еще одно значение, правда, сейчас оно уже устарело и не употребляется в нашей речи. Найдите ответ в словаре – что в начале этого века называлось райком?

Д. Верхний ярус театрального зала, галерка.

У. Кто из вас знает, как сейчас называется верхний ярус зрительного зала в театре?

Д. Бельэтаж, балкон.

У. Так что какое-то время слово «раек» жило в театре, хотя означало уже совершенно другую вещь.
Давайте восстановим цепочку, начатую хороводом.

На доске:

Хоровод – пляска – скоморохи – вертеп – театр Петрушки – раек.

– Мы с вами буквально стоим на пороге привычного театра. Осталось совсем чуть-чуть. Продолжением нашей цепочки является балаган*.

Учитель показывает кадры 15–30 из диафильма.
Рассказывает подготовленный ученик.

Д. 200 лет назад ни одна ярмарка не обходилась без театрального балагана. Он становится любимым зрелищем того времени. Строили их прямо на площади, и по тому, как они были оформлены, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна. Внутри были сцена и занавес. Простые зрители размещались на скамейках и во время представления ели различные сладости, пышки, а то и щи. Позже в балаганах появились настоящие зрительные залы с партером, ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение, то и газовыми лампочками.
Труппа обычно состояла из профессиональных и бродячих актеров. Они давали в день до пяти представлений. В театральном балагане можно было увидеть арлекинаду (от слова «арлекин»), фокусы, интермедии. Здесь выступали певцы, танцовщицы и просто «диковинные» люди. Популярным был человек, выпивающий огненную жидкость, или «африканский людоед», поедавший голубей. Людоедом обычно был артист, вымазанный смолой, а голубем – чучело с мешком клюквы.
Естественно, что ярмарку с театральным балаганом простые люди всегда ждали с нетерпением.
Существовали также цирковые балаганы, их актеры были мастерами «на все руки».

У. На протяжении долгих лет своего существования балаганы видоизменялись, к концу XIX века они практически навсегда исчезли.
Балаганы исчезли, но форма представления осталась, и она вам знакома. Это концерты и цирковые программы.
Важнейшая веха в истории русского театра – 1672 год, когда начались представления придворной труппы царя Алексея Михайловича. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года в селе Преображенском в специально построенной «для этого действа хоромине».

Учитель показывает рисунок хоромины.

– Чтобы полнее представить жизнь людей 300 лет назад, надо рассказать о первом общедоступном театре – «Комедийной храмине» (1703 год). Он располагался на Красной площади г. Москвы недалеко от Никольских ворот, рядом со рвом.
По воле Петра I был построен деревянный, довольно обширный театр. На случай пожара в «Комедийной храмине» стояло два ушата воды. Следили, чтобы в театре не курили.
Места по стоимости соответствовали четырем разрядам. Входные билеты, или, как их иногда называли, ярлыки, печатались на толстой бумаге. Ярлыки продавались в чуланах – небольших комнатах при театре. Касса была устроена в виде двух ящиков: в один опускались полученные за вход деньги, а в другой – ярлыки. Собранные деньги охранялись. Сбор от представлений в летние дни был значительнее, чем в осенние, потому что публики было больше.
В этой храмине по воскресеньям и вторникам играли русские артисты, по понедельникам и четвергам – немцы. Спектакли включали все театральные эффекты и ужасы: сражения, убийства, отравления и т.д.
Афиши о представлениях разносили знатным людям сами актеры.
По-разному относились к светскому театру его современники. Многие считали его делом дьявольским. Принято считать, что врагом светского театра было духовенство. Театр существовал недолго. «Комедийная храмина» постепенно пришла в запустение.
Но это уже чуть позже, а при Алексее Михайловиче спектакли шли два раза в год. Первый же спектакль длился 10 часов и очень понравился царю.
При Петре I театральные представления стали более разнообразными: шествия, фейерверки, маскарады.
30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ об учреждении государственного русского театра. Это его официальный день рождения.
Давайте посмотрим фрагмент кинофильма и ответим на вопросы.

Учитель показывает кинофильм «Страницы истории» (8 часть) «Река и вдохновение».

– С какого века признано начало театра?

Д. С XVII века.

У. Какая царица писала пьесы для театра?

Д. Екатерина II для театра Московского университета.

У. Назовите частные театры. Кому они принадлежали?

Д. Графу Шереметьеву в Кусково и Останкино.

У. Что вы можете рассказать о Большом театре?

Д. Он горел, затем расширялся, перестраивался.

У. Кто из литераторов работал в Малом театре?

Д. Островский.

У. Помните, на уроке о памятниках литераторам мы говорили о памятнике Островскому. Сейчас вы можете его увидеть у Малого театра.
О Большом театре разговор пойдет чуть позже, а начнем мы с частных театров графа Шереметьева.
– Театр в «Кусково», подмосковном (тогда) имении графа, назывался воздушным театром. Как вы понимаете это название?

Дети отвечают. Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Усадьба строилась в 40–60-е годы XVIII века. Четкой границы между домом, парком и садом не было, поэтому Кусково воспринималось приезжавшими туда гостями как единое театральное целое. Театральная жизни начиналась прямо при въезде в имение, каждый въезжавший в пределы парка тут же вступал в игру. Роль гостя определяли планировка парка и декорации усадьбы. Посетители должны были быть готовыми к различным перевоплощениям. Каждый уголок, каждая аллея предлагали сюрпризы.

Учитель показывает рисунок.

– Кусковский парк благодаря таланту садовников и мастеров был необычайно красив. Здесь устанавливались павильоны, устраивались катания на яхтах, фейерверки. На воздушном театре давались балетные спектакли. Парк освещался разноцветными фонариками, которые придавали ему оттенок таинственности, загадочности. Современники называли имение Кусково мифом XVIII века.
Еще одним выдающимся явлением XVIII века был крепостной театр графа Шереметьева в имении Останкино.
Театр был уникален и по своему богатству, и по вкусу, с которым ставились спектакли, славился сценическими эффектами. Об отношении самого владельца к театру говорит тот факт, что театральная зала с машинным отделением и артистическими уборными занимала основную часть дворца. Зрительный зал вмещал 250 человек. Штат театра насчитывал 170 человек. Для обучения крепостных актеров искусству пения, танца, декламации приглашались лучшие зарубежные педагоги. В репертуаре театра было свыше 100 произведений различных жанров. Здесь можно было прослушать оперу, увидеть популярный балет.

Учитель показывает рисунок.

Декорации к спектаклям создавали лучшие художники того времени. Театр славился лучшей в России сценической техникой. Она была настолько совершенна, что позволяла театральный зал превращать в зал для танцев. Превращение это совершалось за 30 минут.
После того как граф переехал в Петербург, деятельность театра прекратилась.

У. Вот какой след в истории московского театра оставили Шереметьевы.
В 1776 году театральный предприниматель Медокс и московский губернский прокурор князь Урусов основали в г. Москве театральную труппу. На углу улицы Петровки, на месте нынешнего Большого театра, было построено специальное здание, и театр стали называть Петровским.

Учитель показывает рисунок.

– Первое представление состоялось 30 декабря 1780 года, репертуар театра был очень разнообразен, ставили драмы, оперу, балет.
Первый Петровский театр отличался от современного Большого. Он был ниже и уже. Освещался он свечами.
Какая опасность грозила из-за этого театру?

Д. Мог возникнуть пожар.

У. К несчастью, в 1805 году здание Петровского театра сгорело. И только в 1816 году решили его восстановить и создать перед театром площадь – Театральную.
Архитектором был Осип Иванович Бове. Этот человек реконструировал Красную площадь, был автором Александровского сада, Манежа, 1-й Градской больницы и многих других сооружений.
В январе 1825 года новый театр, получивший название Большой Петровский, открыл сезон.
Театр изумил и восхитил людей настолько, что перед началом первого спектакля публика аплодисментами вызвала архитектора Бове.
Но и этот театр постигла несчастная судьба. Пожар разразился 11 марта 1853 года, уничтожив здание вместе с великолепными декорациями, костюмами, инструментами.
Был объявлен конкурс архитекторов. Выиграл его Альберт Кавос. В 1856 году по его проекту было построено то здание, которое сохранилось до наших дней.
Правда, во время Великой Отечественной войны немецкая бомба попала в здание театра, были разрушения, но уже в 1943 году, восстановленный в невероятно трудных условиях военного времени, Большой театр открыл сезон.
Большой театр – гордость России. Здесь собраны лучшие творческие силы страны. Здесь поют лучшие певцы мира, танцуют звезды мирового балета.
Какие театры вы знаете? В каких из них были? Что вы можете рассказать о театрах?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Итог урока

У. А теперь давайте подведем итог нашему знакомству с историей театра. Что является дальним родственником театра?

Д. Хоровод, пляска.

У. Как называли профессиональных актеров того времени?

Д. Скоморохи.

У. С каким животным они выступали чаще всего?

Д. С медведем.

У. Как назывался ящик, в котором выступали куклы, поворачиваемые кукловодом с помощью стержня?

Д. Вертеп.

У. Как звали самого популярного в народе артиста кукольного театра?

Д. Петрушка.

У. Как назывался еще один ящик с передвижными картинками, давший название верхним рядам в театре?

Д. Раек.

У. Сколько по времени шел первый спектакль?

Д. 10 часов.

У. Назовите наиболее известные частные театры.

Д. Кусково, Останкино.

У. Как раньше назывался Большой театр?

Д. Петровский.

У. Молодцы! Вы хорошо запомнили новый, довольно сложный материал. В эти каникулы мы с вами посетим театр и посмотрим спектакль...

VII. Домашнее задание

У. Найдите материал о каком-либо театре нашего города.

Категория: ЭСТЕТИКА | Добавил: admin
Просмотров: 1629 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru