Задачи:
- показать детям, что вежливость – это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении;
- воспитывать в детях стремление быть полезными обществу;
- закрепить правила поведения культурного человека на практике;
- приобщить учащихся к правилам хорошего тона.
- Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Методическое оснащение мероприятия: Картинки цветов
(розы, васильки, хризантемы, подсолнухи); лучики; облака, сигнальные
карточки (красные и зеленые), радуга настроения.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход мероприятия
I. Орг. Момент
– Я прошу вас встать в круг и взяться за руки друзья.
– Добрый день!
– Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня хорошего настроения, улыбок, добра.
– А что вы можете пожелать мне и своим одноклассникам?
– За такие хорошие пожелания я хочу поделиться частичкой доброты –
цветочками. Вы, пожалуйста, их не теряйте. Они нам пригодятся в конце
урока. А теперь я прошу вас сесть каждого на свои полянки.
- 1 полянка – розочки
- 2 полянка – васильки
- 3 полянка – хризантемы
- 4 полянка – подсолнухи
II. Сообщение темы и целей мероприятия
Сегодня у нас с вами необычный урок – а «Праздник вежливых наук»
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Нам желают «Доброго пути!»
– Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.
– Как вы думаете без чего нельзя обойтись, идя по дороге жизни?
– Вырастите, окончите школу, станете строителями, капитанами,
агрономами, врачами, но кем бы, ни стали, прежде всего, вы, должны
вырасти по-настоящему хорошими, культурными людьми: вежливыми,
отзывчивыми, смелыми, добрыми. Ребята сегодня мы поговорим с вами о
вежливости. К сожалению, есть такие ребята, которые не желают считаться
ни с какими правилами поведения.
III. Вводная часть
Среди людей существуют разные отношения: добрые, хорошие, нужные,
обязательные, уважительные, скверные, злые, унизительные. Наш класс –
это коллектив. Самый первый коллектив – это семья, затем группа,
класс, школа и, в конечном итоге, страна.
Коллектив – это группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.
И Я ХОЧУ ПОСМОТРЕТЬ, КАК ВЫ УМЕЕТЕ РАБОТАТЬ В КОЛЛЕКТИВЕ.
Игра «Одень солнышко»
У нас на доске солнышко. Только он без лучиков. А лучики у вас на
столе. Ваша задача выбрать те качества, какими должны обладать
настоящие одноклассники и прикрепить лучики к солнышку.
IV. Основная часть: формирование представлений о нравственно-этических нормах общения.
1. Работа над стихотворением А. Барто.
Послушайте стихотворение Агнии Барто. Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании? Вежлив ли он?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут.. а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы … мы скажем вам – спасибо!
– Какие слова употребляются героем стихотворения при встрече и прощании?
– Как называет он своих друзей?
– Вежлив ли он?
2. Слова приветствия и прощания.
Учитель. А какие слова приветствия и прощания вы употребляете, ребята?
«Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее. А как надо
произносить эти слова? Можно ли говорить «доброе утро!» нахмурясь,
недовольным голосом?! Почему? (Ответы детей.)
Две группы мышей были помещены исследователями в одинаковые
условия, но было одно различие: одних ежедневно поглаживали, ласкали,
других – нет. Оказалось, что обласканные вырастают крупнее, крепче,
смышленее необласканных и даже более устойчивыми к заболеваниям. Так что доброе слово не только кошке, но и мышке приятно.
А что тогда говорить о нас – людях?
Все мы нуждаемся в доброте, понимании, заботе, уважении и улыбке – символе человечности и доброты.
– А какая песня есть про доброту? Давайте ее споем.
А что обозначает другое хорошее слово «здравствуйте»? (Ответы детей.)
Все эти слова: здравствуйте, доброе утро, добрый день, спокойной
ночи – хороши тогда, когда человек человеку, действительно, желает
добра, здоровья. Это вежливый и добрый человек.
3. Работа над стихотворением «Невежливая вежливость». Ученики читают стихотворение "Невежливая вежливость” И. Кульская
– Это почему-то никак не получается у Петруся из стихотворения «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал
А Петрусь как заорет:
– С добрым утром! Дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
– Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дернет за косынку:
– Ты куда, Иринка, стой –
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрянула в сторонку...
Как невежлива девчонка!
Нес учитель горку книг,
А Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
– Извините, добрый вечер!
– Вы, – учитель закричал, –
И невежа, и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!
– Где и когда был невежлив Петя?
– Почему стихотворение так называется?
V. Работа с пословицами.
Вам необходимо составить пословицы о доброте и дружбе. Для этого у
нас на одних тучках – начало пословицы, а на других окончание. Ваша
задача правильно соединить тучки
(Дети собирают пословицы)
VI. Игра «Хорошо – плохо». Физминутка.
– «Хорошо» – хлопаем в ладоши, «плохо» – топаем ногами.
- Здороваться при встрече.
- Толкнуть и не извиниться.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Не встать, обращаясь к учителю.
- Взять билет в автобусе.
- Не уступить место в транспорте.
- Сидеть в шапке за столом.
- Резать – уродовать стволы деревьев.
- Ломать ветки деревьев и кустов.
- После отдыха в лесу оставить после себя свалку.
- Поздравить родных с праздником.
VII. Обсуждение ситуаций.
Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими,
чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни
друзьям.
Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша – водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стеклами не хвастай».
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
– Нет, – говорит он, – никогда
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
–Очков носить не стыдно.
Все надо делать для того,
чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки
Смеются только дурачки.
– Можно ли смеяться над человеком, который носит очки? Почему?
VIII. Игра «Стоп – красный свет».
– Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно.
Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду
рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное,
невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, если
одобряете – поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.
- Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
- На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)
- Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)
- Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)
- По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
- После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
- Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете.
(Красная.) - Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)
IX. Подведение итогов.
– Для того чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны как можно чаще
пользоваться «волшебными словами». Проведем поэтическую игру: Доскажи
словечко.
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).
- Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
- И во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
– Волшебные слова знаете хорошо, но главное – не забывайте употреблять их в речи и с особой интонацией.
– С чем можно сравнить доброту?
– Когда у вас в классе все по-доброму, какое у всех настроение?
– Становится теплее, правда?
– А что всех людей согревает?
X. Заключительное слово учителя.
(Звучит песня «Дорога Добра»)
– В человеке солнце – доброта. Добрый человек это тот, кто любит
людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А
любовь и помощь согревают, как солнце. И над нашими картинами появилась
радуга.
– Уважаемые ребята, у меня к вам есть просьба. В начале урока каждый
из вас получил цветочек. А сейчас закройте глаза и вспомните весь наш
классный час. Какое у вас настроение? Как вы себя ощущаете? Что для
себя взяли с этого занятия? А теперь выберите на нашей «Радуге
настроения» тот цвет, который выражает ваше настроение, отношение к теме
занятия. И прикрепите цветок. Оставьте, пожалуйста, свой след от
впечатлений!
Спасибо за урок! Надеюсь, что он не прошел для вас даром. Будьте
добрее друг другу! Берегите друзей! Идите по жизни только дорогой
Добра. |