Как видят и понимают добро и зло дети? Когда и
как формируются представления об этих понятиях? Не секрет, что
изначально каждый ребенок склонен проявлять положительное отношение к
окружающему миру, однако взросление, влияние среды и культуры могут
сильно изменить его взгляды. Каковы же они у сегодняшних детей -
позволят узнать результаты исследований, проведенных
педагогами-психологами.
Специалисты лаборатории "Социальная психология детства" (Института
психолого-педагогических проблем детства РАО (проанализировали рисунки
детей (от 5 до 16 лет) на тему "Что такое добро и кто такие добрые люди"
и подписи к ним. Исследование проводилось с применением метода контент-анализа
- социологической техники выведения заключения по характеристикам
текста, направленной на выявление его сути, идеи, основных мыслей, а
также содержания самих графических образов, за которыми стоит
"внетекстовая реальность" - установки, интересы, скрытые позиции
ребенка.
Смысловые единицы контент-анализа - это социально
заданные и личностно значимые "высказывания" (на "словесном" и
"визуальном" языках) по теме детских рисунков. На этой основе выделены
главные категории контент-анализа - объективные характеристики добра и зла (онтологические, общественно-политические, экологические, нравственно-духовные):
- бытие, жизнь, свет - небытие, смерть, тьма;
- доброта, милосердие - злоба, жестокость;
- мир, созидание, благополучие - война, разрушение, нищета;
- упорядоченность, гармония - хаос, дисгармония;
- среда чистая, здоровая - загрязненная, чахлая, замусоренная;
- исполнение нравственных законов, моральных правил - нарушение (невыполнение) их;
- природа естественная, безопасная - технократия, урбанизация, опасность;
- солнечное, теплое - мрачное, холодное;
- трезвость, отсутствие преступности, наркомании - пьянство, преступность, наркомания;
- совестливость, целомудрие - бесстыдство, разврат;
- духовное, божественное - бездуховное, демоническое;
- красивое, прекрасное - некрасивое, безобразное.
Несмотря на заданную тему, дети не различали или
смешивали положительные и отрицательные характеристики бытия, добро в их
рисунках часто неотделимо от зла: "чистого" добра почти нет, и даже
если название рисунка "Добро ликует", ребенок изображает справа
символику добра - солнце, березы, луг, а слева символику зла - вырванное
с корнем дерево, молнию, тучи. Другой рисунок с подписью "Не бойся! Я
тебя никогда не обижу!": изображена девочка и мальчик с рогаткой. Один
подросток отразил в своем абстрактном рисунке убеждение: "Где добро,
там и зло"
БЕЗУСЛОВНОЕ ДОБРО В ДЕТСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ - ЛЮБОВЬ БЛИЗКИХ. АБСОЛЮТНОЕ ДОБРО - ЧЕЛОВЕК С БОГОМ
Безусловное добро в детских представлениях - любовь
близких: "Мамины глаза", "Люблю бабушку за доброту" (портреты). То же
отражается в виде единения человека с природой: "Этот большой добрый
мир" (девочка лежит на поляне под ярким солнцем). Абсолютное добро для
детей - человек с Богом ("Папа, мама, дочка и храм", "Храм души"),
святые ("Ворота в мир добра" - апостол Петр с ключами от рая).
"ПОСЛЕ ВСЕХ ЖИВЫХ СОЗДАЛ БОГ ДОБРОТУ И БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ ПТИЦЫ, ЗВЕРИ И ДОБРОТА. И ВСЕ ЛЮДИ БЫЛИ ДОБРЫМИ"
Тема безусловного добра проявляется в
нравственно-духовной плоскости отношений: Христос - абсолютное Добро и
святые (Георгий Победоносец, Царевич Димитрий и др.), храмы и
христианская символика. Православные традиции для некоторых детей
выступают естественным атрибутом добра (прощать, подавать милостыню,
спасать, уважать старших и т. п.), которое необходимо "узаконить":
"Президенту нужно издать закон, чтобы все исповедовались (на рисунке
мальчика 10 лет изображены люди, идущие к храму). Дети обозначают
нравственный императив: "Я хочу, чтобы не было ни наркоманов, ни
маньяков. Чтобы все люди стали добрыми. Тогда бы жизнь стала как в раю"
(на рисунке школьницы 10 лет девочка кормит котят).
"ХОРОШО
БЫ ИЗДАЛИ УКАЗ О ТОМ, ЧТОБЫ ЛЮДИ БЫЛИ ДОБРЫМИ, НЕ ЗЛЫМИ, НЕ СЕРДИЛИСЬ,
СЧИТАЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ СВОИМИ БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ"
Надо заметить, что постепенное исчезновение в
последние десятилетия людей из рисунков - своеобразный графический
признак ребенка нашей эпохи. В конце XX в. из всего массива детских
рисунков на тему "Что такое добро" более 2/3 посвящено животным и
растениям и лишь 1/3 - человеку, следовательно, добро с точки зрения
детей оказывается в значительно меньшей степени присуще человеческому
естеству. Изображение животных, домашних и диких (кошек, собак, львов,
осликов, бегемотов, крокодилов и проч.), птиц и даже насекомых (бабочек,
мотыльков, пчел) сопровождается подписями, более подходящими людям:
"добрый" - розовый олень, "выразительная душа" - собака,
"любовь-доброта" - два попугая, "формула добра" - бабочка, цветок,
дерево. Домашних кошек, собак, птиц чаще всего рисуют подростки 11-12
лет, пейзажи или людей на природе изображают в основном восьмилетние, а
храмы и христианскую символику - преимущественно пятнадцатилетние.
СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД
ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДЕТЯМ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ КАК ВОПЛОЩЕННОЕ ЗЛО, ГДЕ НАРУШАЮТСЯ
НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ, ГНЕЗДЯТСЯ ПОРОКИ И ГРЯЗЬ
Современный город представляется детям всех
возрастов как воплощенное зло, где нарушаются нравственные законы,
гнездятся пороки и грязь: страх убийство опасность, корысть, несчастье,
обман, злоба и зависть, наркомания, мусор* и т. п.
Для группы беспризорных детей (свыше 150 человек)
из приемника-распределителя Москвы тема о добре была конкретизирована:
"Добрые профессии". Судя по рисункам и подписям к ним, на одном из
первых мест оказался клоун в цирке, а также врачи, пожарные, учителя,
артисты, священнослужители. На последнем месте такие профессии, как
пекарь, художник, ученый. Интересно, что подростки 14-16 лет доброй
назвали профессию... милиционера. Степень искренности ответов остается
на совести отвечающих.
______________________
* Все слова - из комментариев детей к рисункам.
Подводя итоги этого исследования, благодаря которому была
сформулирована задача выделения признаков (показателей) «добра» в
детских представлениях, определим основные содержательные
характеристики данного понятия. Добро дети разных возрастов видят как:
- ценное, полезное, практически целесообразное, связанное с человеческими потребностями, интересами
(видимо, отсюда - "нажить добро"): "Добро - это когда людям дают
зарплату" (на рисунке мальчика 10 лет птицы клюют зерно), "Мой папа и
дедушка построили дачу. Они сделали сарай, дом, посадили овощи и цветы,
яблони и другие деревья. Они - добрые люди" (мальчик 11 лет), "Добро -
это все положительное, хорошее, полезное для природы и хорошее для
человечества";
- нужное, обязательное для исполнения (поведенческий императив), следование моральным нормам и этикету:
«Мать должна всегда защищать своих детей, вне зависимости от того,
животное это или человек» (девочка 15 лет), "Берегите людей и животных,
берегите детей и взрослых, берегите все живое на земле!" (мальчик 8
лет), "Добро - это: 1. Делиться со всеми хлебом и давать милостыню. 2.
Перестать быть злым. 3. Быть справедливым к людям. 4. Не обижать их"
(мальчик 10 лет);
- гармония, красота, порядок:
"Должна я над цветами наклониться. Чтобы увидеть добрые их лица и
доброе лицо им показать" (девочка 13 лет), "Доброта -это полная гармония
с природой" (мальчик 12 лет), "Не нужно разбрасывать мусор где попало, а
класть его в мусорку - тогда наша планета будет чистой и красивой"
(девочка 11 лет);
- благое, нечто идеальное,
независимое от полезности, не носящее утилитарный характер,
божественное, связанное с христианскими заповедями: "Человек не
всегда платит добром за добро. Но добрый человек чаще всего прощает это и
опять готов помочь", "Надо помогать другим, любить других, на зло не
отвечать злом, не быть злопамятным, стремиться к хорошему, уважать
людей" (мальчик 9 лет);
- отсутствие зла: "Доброта
- это когда один человек делает другому подарок. Добрый помогает. Не
сердится, может пожалеть, не смеется над чужими бедами, не ударит, не
обманет" (мальчик 10 лет).
Зло соответственно воспринимается как противоположность добру, препятствие жизни, негативное, безнравственное, дисгармоничное.
В завершение - о самих рисунках, позволяющих понять
общие установки детей относительно категорий добра и зла.
Изобразительный материал на эти темы конца 90-х гг. прошлого века в
сравнении с рисунками детей 1980-х отличался большей бедностью,
свидетельствовал о неразвитости воображения и графических умений;
нарисованные элементы порой характеризовались "штампованностью", часто
заимствовались у героев диснеевских мультфильмов и других телеобразов,
что вообще свойственно детским рисункам последних лет.
В каких условиях рождается доброе, милосердное
отношение к ближнему, действенное сострадание и активное сорадование в
ответ на его горести и радости*?
Долгое время считалось, что истоки сопереживания,
доброты - внутри ребенка: в особенностях его нервной системы и
психического склада. Так ли это? А доброе воспитание, личный пример
взрослых, построение ими образовательной и культурной среды,
необходимой для сотрудничества ребенка с другими? А совместная
деятельность, в которой происходит смена позиций помогающего и
страждущего, награждающего и награждаемого, позволяющая ребенку
осваивать разные модели поведения, строить образ собственного "Я" и
свою картину мира на началах добра?
________________________
* Подробный анализ проблемы сострадания и сорадования ребенка в
социогенезе (истории развития человеческого общества, культуры) и
онтогенезе (индивидуальной истории жизни) изложен в книгах В.В.
Абраменковой "Сорадование и сострадание в детской картине мира" (М.,
1999) и "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в
детской субкультуре" (М., Воронеж, 2000).
С ВОЗРАСТОМ ОТЗЫВЧИВОСТЬ
ВСЕ МЕНЕЕ НУЖДАЕТСЯ В ОПОРЕ НА ВНЕШНИЕ СТИМУЛЫ, И РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ
СОЧУВСТВОВАТЬ ДАЛЬНИМ, ТЕМ, КТО НЕ СТОИТ С НИМ ЛИЦОМ К ЛИЦУ И НЕ ВКЛЮЧЕН
В НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ
Истоки отзывчивости - и в самых первых ответных
движениях младенца на прикосновения матери (в эти моменты
устанавливается общность переживаний), и в дальнейшем взаимодействии и
общении со взрослыми, когда преподаются первые уроки нравственности:
"Поделись сладостями", "Не сделай больно бабушке", "Помоги маленькому". А
затем - в группе сверстников, когда малыш сталкивается с
необходимостью сравнивать себя и другого, оценивать свои поступки. С
возрастом отзывчивость все менее нуждается в опоре на внешние стимулы, и
ребенок начинает сочувствовать дальним, тем, кто не стоит с ним лицом к
лицу и не включен в непосредственное общение. Однако эти поздние
образования своим появлением обязаны первоначальной ситуации
непосредственного сотрудничества.
Личностно-смысловая природа сорадования
Какова же психологическая, а точнее -
личностно-смысловая природа сорадования? Ответ на этот вопрос лежит,
может быть, не столько в сфере эмпирических построений, сколько в
области поэтической интуиции и духовных прозрений.
"ЧУЖАЯ РАДОСТЬ ТАК
ЖЕ, КАК СВОЯ" - ВОТ ФОРМУЛА СОРАДОВАНИЯ, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЕГО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
МЕХАНИЗМ - ИДЕНТИФИКАЦИЮ С ДРУГИМ КАК АНТИЗАВИСТЬ К УСПЕШНОМУ,
УДАЧЛИВОМУ, СЧАСТЛИВОМУ
Психологически точную характеристику сорадования дал
поэт Николай Заболоцкий, рассказав простую историю о детях, с упоением
катающихся на велосипедах и не замечающих, что за ними с восторгом
бегает некрасивая девочка:
...Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо...
Завершает поэт свое стихотворение глубоким
философским размышлением о смысле красоты, противопоставляя доброту как
внутреннюю способность к сорадованию, внутреннюю духовную красоту
красоте внешней.
...Что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
"Чужая радость так же, как своя" - вот формула
сорадования, раскрывающая его центральный механизм: идентификацию с
другим как антизависть к успешному, удачливому, счастливому. Но одного
этого механизма оказывается недостаточно, человеку необходимо в высшей
степени развитое нравственное чувство, отвергающее собственный эгоизм и
прагматику.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРИРОДА ПОДЛИННОГО СОРАДОВАНИЯ ИНАЯ, ЧЕМ У СОСТРАДАНИЯ, ГЛАВНОЕ В
СОРАДОВАНИИ - ОТСУТСТВИЕ "ДУХА ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ" ПО ТИПУ "ТЫ - МНЕ Я -
ТЕБЕ"
В онтогенезе, по наблюдениям педагогов, зависть как
ситуативная реакция на преимущества другого (материальные,
интеллектуальные и проч.) появляется достаточно поздно, причины ее
усматриваются прежде всего в личностном эгоцентризме ребенка, его
неспособности учитывать желания сверстника и других факторах.
СОРАДОВАНИЕ КАК ФОРМА
ВОВЛЕЧЕНИЯ ДРУГОГО РЕБЕНКА В СОБСТВЕННОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ У
ДЕТЕЙ ДОСТАТОЧНО РАНО, УЖЕ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ, КОГДА МАЛЫШ, КОТОРОМУ
ПРИЯТНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО ВЗРОСЛЫМ, ПЫТАЕТСЯ ПРИОБЩИТЬ К ЭТОМУ ДРУГИХ
ДЕТЕЙ ВОПРОСАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ К ВЗРОСЛОМУ: "А ВОВЕ? А ТАНЕ?"
По мнению психологов и педагогов, положительные
эмоции ранее, чем отрицательные, становятся поводом для коммуникации
младенца со взрослым, хотя с точки зрения биологической целесообразности
должно быть наоборот - угроза должна призывать к контакту для защиты.
Однако до 6 месяцев малыш, испытывая, например, боль, не адресуется к
взрослому, не "ищет" его, в то же время при положительных эмоциях уже с
двухмесячного возраста младенец "подключает" взрослого к радости,
получая удовольствие от совместности.
Сорадование как форма вовлечения другого ребенка в
собственное удовольствие наблюдается у детей достаточно рано, уже на
втором году жизни, когда малыш, которому приятно взаимодействовать со
взрослым, пытается приобщить к этому других детей вопросами, обращенными
к взрослому: "А Вове? А Тане?" Ребенок старшего возраста иногда
привлекает сверстника к участию в том или ином удовольствии, которым
пользуется сам (сладости, игрушки), причем эта ситуация не предполагает
утешения вследствие неблагополучия.
Такие формы сопереживания имеют место в жизни
ребенка и являются генетически более ранними по сравнению с
сострадательными, поскольку маленький ребенок склонен, скорее,
избегать ситуаций неблагополучия сверстника и при этом способен активно
подключаться к его веселью, радости. Недаром говорят: "горе -
разделяется, а радость - умножается".
ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ
РЕБЕНКА И ЕГО ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, О КОТОРЫХ ТАК ЗАБОТЯТСЯ РОДИТЕЛИ,
ЧАСТО ОКАЗЫВАЮТСЯ ПИТАТЕЛЬНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ ВЗРАЩИВАНИЯ ДЕТСКОГО
ТЩЕСЛАВИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗМА И ЭГОИЗМА
А как
связано интеллектуальное развитие и сорадование? Ответу на этот вопрос
было посвящено исследование, проведенное с дошкольниками с помощью
известных задач Ж. Пиаже на понимание социальных взаимоотношений,
умение видеть вещи с позиции другого человека. В результате выяснилось:
чем выше у ребенка это умение, тем ниже способность к сорадованию. Это
значит, сорадуются добрые, но "глупенькие" дети, причем доброта убывает
по мере "прибавления ума"!
ДЕВОЧКИ-ДОШКОЛЬНИЦЫ
МЕНЬШЕ СОСТРАДАЮТ И РАДУЮТСЯ ЗА ПОДРУГ, ЧЕМ МАЛЬЧИКИ. ПРИ ЭТОМ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ У НИХ САМОЕ РАДУЖНОЕ
Высокий интеллект ребенка и его разнообразные
знания, умения, навыки, о которых так заботятся родители, часто
оказываются питательной почвой для взращивания детского тщеславия,
индивидуализма и эгоизма. Как правило, это скоро оборачивается против
взрослых - но это уже другой сюжет
Гармонизация детской картины мира
В социальной ситуации сегодняшнего дня, с его
конкуренцией и индивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда
милосердие к слабым, сострадание к обездоленным перестает быть нормой
поведения даже в детской среде, воспитание способности к сорадованию
оказывается необходимым психокоррекционным средством преодоления
личностного эгоцентризма и противоядием от разрушительной зависти.
СЕГОДНЯ ВОСПИТАНИЕ
СПОСОБНОСТИ К СОРАДОВАНИЮ - НЕОБХОДИМОЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ СРЕДСТВО
ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА И ПРОТИВОЯДИЕ ОТ РАЗРУШИТЕЛЫНЮЙ
ЗАВИСТИ
В понимании маленького ребенка - категории добра и
зла обязаны иметь четкие очертания и границы. Обращаясь к взрослому с
явным или скрытым вопросом, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок
всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл
того или иного явления, действия, поступка. Переворачивание требований в
утверждении добра или смешение представлений о милосердии, гуманности,
которые внушают детям современные "средства воспитания» (даже новые сказки, в которых зло творится традиционно "добрыми" персонажами, и наоборот; и игрушки),
пагубно не только для формирования представлений о добре и зле в
сознании ребенка, но и для его личностного и нравственно-духовного
развития*.
____________________
* См.: Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М., 2006, 2008, 2010.
Дети изначально обладают способностью быть добрыми, и
те условия, которые создают им взрослые, проявляют или приглушают этот
дар. Культура - "совокупный взрослый", до которого ребенку еще надо
дотянуться, карабкаясь по "наклонной плоскости" отношений. И лишь
сверстники ему - ровня.
ОТ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ,
СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ, ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ТОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ
ОТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ МНОГО ПОЗДНЕЕ
Именно в детской группе, детской субкультуре, в
отношениях на равных, дающих возможность поставить себя на место
сверстника, открываются начальные пути к восприятию другого человека
как ценности и окружающего мира как безусловно ценного "для - меня". И
без такого отношения не может быть счастлив и духовно здоров ребенок, да
и любой человек. Оно рождается в добром взаимодействии, сопереживании,
совместной деятельности, которая представляет собой условие
возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка -
его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. От
Характера общения складывающегося между детьми во многом зависит тот
индивидуальный стиль отношений с людьми, который будет проявляться много
позднее. Смена позиций в ходе взаимодействия предоставляет ребенку
возможность освоения разных моделей поведения в зависимости от
актуальной ситуации и "упражняет" его в таком поведении по отношению к
другому, как будто этим другим является он сам.
Гармонизация детской картины мира лежит на пути создания образовательного и игрового пространств,
способствующих утверждению добрых отношений, а также в организации
детских творческих сообществ, дающих ребенку защиту от негативного
влияния агрессивной среды.
Приобретению индивидуального нравственного опыта общения и взаимодействия ребенка способствует игра
как своеобразная "тренировочная площадка" для формирования добрых
взаимоотношений, сотрудничества и дружбы между детьми, "школа
произвольного поведения, морали в действии". При организации групповых
игр особое внимание следует уделять смене ролей в процессе выполнения
правил или разыгрывания сюжета, которые развивают способность у детей
согласовывать свои действия с окружающими, ставить себя на место
другого.
НЕДОПУСТИМЫ ИГРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ В ДЕТЯХ ТЩЕСЛАВИЕ, ЗАВИСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ
Гармонизация связей личности с миром на основании добра выступает, с одной стороны, как идеальная норма
- и поэтому оказывается условием полноценного взросления ребенка, а с
другой - как критерий его личностного развития. Без воспитания в ребенке
доброго отношения к миру, другим людям и себе самому невозможно увидеть
жизненные перспективы развития детства, значит - нашего будущего.
|