Пятница, 22.11.2024, 12:45                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЭСТЕТИКА

Картина мира современного ребенка: представления о добре и зле
14.05.2012, 13:51

Как видят и понимают добро и зло дети? Когда и как формируются пред­ставления об этих понятиях? Не секрет, что изначально каждый ребенок склонен проявлять положительное отношение к окружающему миру, однако взросление, влияние среды и культуры могут сильно изменить его взгляды. Каковы же они у сегодняшних детей - позволят узнать результа­ты исследований, проведенных педагогами-психологами.

Специалисты лаборатории "Социальная психология детства" (Института психолого-педагогических проблем детства РАО (проанализировали рисунки детей (от 5 до 16 лет) на тему "Что такое добро и кто такие добрые люди" и подписи к ним. Ис­следование проводилось с применением метода контент-ана­лиза - социологической техники выведения заключения по харак­теристикам текста, направленной на выявление его сути, идеи, ос­новных мыслей, а также содержания самих графических образов, за которыми стоит "внетекстовая реальность" - установки, интересы, скрытые позиции ребенка.

Смысловые единицы контент-анализа - это социально задан­ные и личностно значимые "высказывания" (на "словесном" и "ви­зуальном" языках) по теме детских рисунков. На этой основе выде­лены главные категории контент-анализа - объективные характеристики добра и зла (онтологические, общественно-поли­тические, экологические, нравственно-духовные):

  • бытие, жизнь, свет - небытие, смерть, тьма;
  • доброта, милосердие - злоба, жестокость;
  • мир, созидание, благополучие - война, разрушение, нищета;
  • упорядоченность, гармония - хаос, дисгармония;
  • среда чистая, здоровая - загрязненная, чахлая, замусоренная;
  • исполнение нравственных законов, моральных правил - нарушение (невыпол­нение) их;
  • природа естественная, безопасная - технократия, урбанизация, опасность;
  • солнечное, теплое - мрачное, холодное;
  • трезвость, отсутствие преступности, наркомании - пьянство, преступность, наркомания;
  • совестливость, целомудрие - бесстыдство, разврат;
  • духовное, божественное - бездуховное, демоническое;
  • красивое, прекрасное - некрасивое, безобразное.

Несмотря на заданную тему, дети не различали или смешивали положительные и отрицательные характеристики бытия, добро в их рисунках часто неотделимо от зла: "чистого" добра почти нет, и даже если название рисунка "Добро ликует", ребенок изображает справа символику добра - солнце, березы, луг, а слева символику зла - вырванное с корнем дерево, молнию, тучи. Другой рисунок с подписью "Не бойся! Я тебя никогда не обижу!": изображена де­вочка и мальчик с рогаткой. Один подросток отразил в своем аб­страктном рисунке убеждение: "Где добро, там и зло"

БЕЗУСЛОВНОЕ ДОБРО В ДЕТСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ - ЛЮБОВЬ БЛИЗКИХ. АБСОЛЮТНОЕ ДОБРО - ЧЕЛОВЕК С БОГОМ

Безусловное добро в детских представлениях - любовь близких: "Мамины глаза", "Люблю бабушку за доброту"  (портреты). То же отражается в виде единения человека с природой: "Этот большой добрый мир" (девочка лежит на поляне под ярким солн­цем). Абсолютное добро для детей - человек с Богом ("Папа, мама, дочка и храм", "Храм души"), святые ("Ворота в мир добра" - апо­стол Петр с ключами от рая).

"ПОСЛЕ ВСЕХ ЖИВЫХ СОЗДАЛ БОГ ДОБРОТУ И БЫЛИ НА ЗЕМЛЕ ПТИЦЫ, ЗВЕРИ И ДОБРОТА. И ВСЕ ЛЮДИ БЫЛИ ДОБРЫМИ" 

Тема безусловного добра проявляется в нравственно-духовной плоскости отношений: Христос - абсолютное Добро и святые (Ге­оргий Победоносец, Царевич Димитрий и др.), храмы и христианская символика. Православные традиции для некоторых детей выступают естественным атрибутом добра (прощать, подавать милостыню, спасать, уважать старших и т. п.), которое необходимо "узаконить": "Президенту нужно издать закон, чтобы все исповедовались (на рисунке мальчика 10 лет изображены люди, идущие к храму). Дети обозначают нравственный императив: "Я хочу, чтобы не было ни наркоманов, ни маньяков. Чтобы все люди стали добрыми. Тогда бы жизнь стала как в раю" (на рисунке школьницы 10 лет девочка кор­мит котят).

"ХОРОШО БЫ ИЗДАЛИ УКАЗ О ТОМ, ЧТОБЫ  ЛЮДИ БЫЛИ ДОБРЫМИ, НЕ ЗЛЫМИ, НЕ СЕРДИЛИСЬ, СЧИТАЛИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ СВОИМИ  БРАТЬЯМИ И СЕСТРАМИ"

Надо заметить, что постепенное исчезновение в последние де­сятилетия людей из рисунков - своеобразный графический признак ребенка нашей эпохи. В конце XX в. из всего массива детских рисун­ков на тему "Что такое добро" более 2/3 посвящено животным и ра­стениям и лишь 1/3 - человеку, следовательно, добро с точки зре­ния детей оказывается в значительно меньшей степени присуще человеческому естеству. Изображение животных, домашних и диких (кошек, собак, львов, осликов, бегемотов, крокодилов и проч.), птиц и даже насекомых (бабочек, мотыльков, пчел) сопровождается под­писями, более подходящими людям: "добрый" - розовый олень, "выразительная душа" - собака, "любовь-доброта" - два попугая, "формула добра" - бабочка, цветок, дерево. Домашних кошек, собак, птиц чаще всего рисуют подростки 11-12 лет, пейзажи или людей на природе изображают в основном восьмилетние, а храмы и христи­анскую символику - преимущественно пятнадцатилетние.

СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ДЕТЯМ ВСЕХ ВОЗРАСТОВ КАК ВОПЛОЩЕННОЕ ЗЛО, ГДЕ НАРУШАЮТСЯ НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ, ГНЕЗДЯТСЯ ПОРОКИ И ГРЯЗЬ

Современный город представляется детям всех возрастов как воплощенное зло, где нарушаются нравственные законы, гнездятся пороки и грязь: страх убийство  опасность, корысть, несчастье, обман, злоба и зависть, наркомания, мусор*  и т. п.

Для группы беспризорных детей (свыше 150 человек) из приемника-распределителя Москвы тема о добре была конкретизирована: "Добрые профессии". Судя по ри­сункам и подписям к ним, на одном из первых мест оказался клоун в цирке, а также врачи, пожарные, учителя, артисты, священнослу­жители. На последнем месте такие профессии, как пекарь, худож­ник, ученый. Интересно, что подростки 14-16 лет доброй назвали профессию... милиционера. Степень искренности ответов остает­ся на совести отвечающих.

______________________
* Все слова - из комментариев детей к рисункам.

Подводя итоги этого исследования, благодаря которому была сформулирована задача выделения признаков (показателей) «доб­ра» в детских представлениях, определим основные содержатель­ные характеристики данного понятия. Добро дети разных возра­стов видят как:
  • ценное, полезное, практически целесообразное, связанное с человеческими по­требностями, интересами (видимо, отсюда - "нажить добро"): "Добро - это когда людям дают зарплату" (на рисунке мальчика 10 лет птицы клюют зерно), "Мой па­па и дедушка построили дачу. Они сделали сарай, дом, посадили овощи и цветы, яблони и другие деревья. Они - добрые люди" (мальчик 11 лет), "Добро - это все положительное, хорошее, полезное для природы и хорошее для человечества";
  • нужное, обязательное для исполнения (поведенческий императив), следование моральным нормам и этикету: «Мать должна всегда защищать своих детей, вне зависимости от того, животное это или человек» (девочка 15 лет), "Берегите людей и животных, берегите детей и взрослых, берегите все живое на земле!" (мальчик 8 лет), "Добро - это: 1. Делиться со всеми хлебом и давать милосты­ню. 2. Перестать быть злым. 3. Быть справедливым к людям. 4. Не обижать их" (мальчик 10 лет);
  • гармония, красота, порядок: "Должна я над цветами наклониться. Чтобы уви­деть добрые их лица и доброе лицо им показать" (девочка 13 лет), "Доброта -это полная гармония с природой" (мальчик 12 лет), "Не нужно разбрасывать мусор где попало, а класть его в мусорку - тогда наша планета будет чистой и красивой" (девочка 11 лет);
  • благое, нечто идеальное, независимое от полезности, не носящее утилитарный характер, божественное, связанное с христианскими заповедями: "Человек не всегда платит добром за добро. Но добрый человек чаще всего прощает это и опять готов помочь", "Надо помогать другим, любить других, на зло не отве­чать злом, не быть злопамятным, стремиться к хорошему, уважать людей" (мальчик 9 лет);
  • отсутствие зла: "Доброта - это когда один человек делает другому подарок. Добрый помогает. Не сердится, может пожалеть, не смеется над чужими беда­ми, не ударит, не обманет" (мальчик 10 лет).

Зло соответственно воспринимается как противоположность добру, препятствие жизни, негативное, безнравственное, дисгар­моничное.

В завершение - о самих рисунках, позволяющих понять общие установки детей относительно категорий добра и зла. Изобрази­тельный материал на эти темы конца 90-х гг. прошлого века в срав­нении с рисунками детей 1980-х отличался большей бедностью, свидетельствовал о неразвитости воображения и графических умений; нарисованные элементы порой характеризовались "штампованностью", часто заимствовались у героев диснеевских мульт­фильмов и других телеобразов, что вообще свойственно детским рисункам последних лет.

В каких условиях рождается доброе, милосердное отношение к ближнему, действенное сострадание и активное сорадование в ответ на его горести и радости*?

Долгое время считалось, что истоки сопереживания, добро­ты - внутри ребенка: в особенностях его нервной системы и психического склада. Так ли это? А доброе воспитание, личный пример взрослых, построение ими образовательной и культур­ной среды, необходимой для сотрудничества ребенка с други­ми? А совместная деятельность, в которой происходит смена позиций помогающего и страждущего, награждающего и награждаемого, позволяющая ребенку осваивать разные моде­ли поведения, строить образ собственного "Я" и свою картину мира на началах добра?

________________________
* Подробный анализ проблемы сострадания и сорадования ре­бенка в социогенезе (истории развития человеческого обще­ства, культуры) и онтогенезе (индивидуальной истории жизни) изложен в книгах В.В. Абраменковой "Сорадование и сострада­ние в детской картине мира" (М., 1999) и "Социальная психоло­гия детства: развитие отношений ребенка в детской субкульту­ре" (М., Воронеж, 2000).

С ВОЗРАСТОМ ОТЗЫВЧИВОСТЬ ВСЕ МЕНЕЕ НУЖДАЕТСЯ В ОПОРЕ НА ВНЕШНИЕ СТИМУЛЫ, И РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ СОЧУВСТВОВАТЬ ДАЛЬНИМ, ТЕМ, КТО НЕ СТОИТ С НИМ ЛИЦОМ К ЛИЦУ И НЕ ВКЛЮЧЕН В НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ

Истоки отзывчивости - и в самых первых ответных движениях младенца на прикосновения матери (в эти моменты устанавлива­ется общность переживаний), и в дальнейшем взаимодействии и общении со взрослыми, когда преподаются первые уроки нрав­ственности: "Поделись сладостями", "Не сделай больно бабушке", "Помоги маленькому". А затем - в группе сверстников, когда ма­лыш сталкивается с необходимостью сравнивать себя и другого, оценивать свои поступки. С возрастом отзывчивость все менее нуждается в опоре на внешние стимулы, и ребенок начинает сочувствовать дальним, тем, кто не стоит с ним лицом к лицу и не включен в непосредственное общение. Однако эти поздние образования своим появлением обязаны первона­чальной ситуации непосредственного сотрудничества.

Личностно-смысловая природа сорадования

Какова же психологическая, а точнее - личностно-смысловая при­рода сорадования? Ответ на этот вопрос лежит, может быть, не столько в сфере эмпирических построений, сколько в области по­этической интуиции и духовных прозрений.

"ЧУЖАЯ РАДОСТЬ ТАК ЖЕ, КАК СВОЯ" -  ВОТ ФОРМУЛА СОРАДОВАНИЯ, РАСКРЫВАЮЩАЯ ЕГО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ - ИДЕНТИФИКАЦИЮ С ДРУГИМ КАК АНТИЗАВИСТЬ К УСПЕШНОМУ, УДАЧЛИВОМУ, СЧАСТЛИВОМУ 

Психологически точную характеристику сорадования дал поэт Николай Заболоцкий, рассказав простую историю о детях, с упое­нием катающихся на велосипедах и не замечающих, что за ними с восторгом бегает некрасивая девочка:

...Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо...

Завершает поэт свое стихотворение глубоким философским размышлением о смысле красоты, противопоставляя доброту как внутреннюю способность к сорадованию, внутреннюю духовную красоту красоте внешней.

...Что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

"Чужая радость так же, как своя" - вот формула сорадования, раскрывающая его центральный механизм: идентификацию с дру­гим как антизависть к успешному, удачливому, счастливому. Но од­ного этого механизма оказывается недостаточно, человеку необходимо в высшей степени  развитое нравственное чувство, отвергающее собственный эгоизм и прагматику.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПОДЛИННОГО СОРАДОВАНИЯ ИНАЯ, ЧЕМ У СОСТРАДАНИЯ, ГЛАВНОЕ В СОРАДОВАНИИ - ОТСУТСТВИЕ "ДУХА ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ" ПО ТИПУ "ТЫ - МНЕ Я - ТЕБЕ"

В онтогенезе, по наблюдениям педагогов, зависть как ситуативная реакция  на преимущества другого (материальные, интеллектуальные и проч.) появля­ется достаточно поздно, причины ее усматриваются прежде всего в лич­ностном эгоцентризме ребенка, его не­способности учитывать желания сверстника и других факторах.­

СОРАДОВАНИЕ КАК ФОРМА ВОВЛЕЧЕНИЯ ДРУГОГО РЕБЕНКА В СОБСТВЕННОЕ УДО­ВОЛЬСТВИЕ НАБЛЮДАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ДОСТА­ТОЧНО РАНО, УЖЕ НА ВТОРОМ ГОДУ ЖИЗНИ, КОГДА МАЛЫШ, КОТОРОМУ ПРИЯТНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ СО ВЗРОСЛЫМ, ПЫТАЕТСЯ ПРИОБЩИТЬ К ЭТОМУ ДРУГИХ ДЕТЕЙ ВОПРОСАМИ, ОБРАЩЕННЫМИ К ВЗРОСЛОМУ: "А ВОВЕ? А ТАНЕ?"

По мнению психологов и педагогов, положительные эмоции ранее, чем отри­цательные, становятся поводом для коммуникации младенца со взрослым, хотя с точки зрения биологической целесообразности должно быть наоборот - угроза должна призывать к контакту для защиты. Однако до 6 месяцев малыш, испытывая, например, боль, не адресуется к взрослому, не "ищет" его, в то же время при положительных эмоциях уже с двухмесячного возраста младенец "подклю­чает" взрослого к радости, получая удовольствие от совместности.

Сорадование как форма вовлечения другого ребенка в собствен­ное удовольствие наблюдается у детей достаточно рано, уже на вто­ром году жизни, когда малыш, которому приятно взаимодействовать со взрослым, пытается приобщить к этому других детей вопросами, обращенными к взрослому: "А Вове? А Тане?" Ребенок старшего воз­раста иногда привлекает сверстника к участию в том или ином удовольствии, которым пользуется сам (сладости, игрушки), причем эта ситуация не предполагает утешения вследствие неблагополучия.

Такие формы сопереживания имеют место в жизни ребенка и являются генетически более ранними по сравнению с сострада­тельными, поскольку маленький ребенок склонен, скорее, избе­гать ситуаций неблагополучия сверстника и при этом способен активно подключаться к его веселью, радости. Недаром говорят: "горе - разделяется, а радость - умножается".

ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА И ЕГО ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, О КОТОРЫХ ТАК ЗАБОТЯТСЯ РОДИТЕЛИ, ЧАСТО ОКАЗЫВАЮТСЯ ПИТАТЕЛЬНОЙ ПОЧВОЙ ДЛЯ ВЗРАЩИВАНИЯ ДЕТСКОГО ТЩЕСЛА­ВИЯ, ИНДИВИДУАЛИЗМА И ЭГОИЗМА

А как связано интеллектуальное развитие и сорадование? Ответу на этот вопрос было посвящено исследование, проведенное с дошкольниками с помо­щью известных задач Ж. Пиаже на пони­мание социальных взаимоотношений, умение видеть вещи с позиции другого человека. В результате вы­яснилось: чем выше у ребенка это умение, тем ниже способность к сорадованию. Это значит, сорадуются добрые, но "глупенькие" де­ти, причем доброта убывает по мере "прибавления ума"!

ДЕВОЧКИ-ДОШКОЛЬНИЦЫ МЕНЬШЕ СОСТРА­ДАЮТ И РАДУЮТСЯ ЗА ПОДРУГ, ЧЕМ МАЛЬ­ЧИКИ. ПРИ ЭТОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ У НИХ САМОЕ РАДУЖНОЕ

Высокий интеллект ребенка и его разнообразные знания, умения, навыки, о которых так заботятся родители, часто оказываются питательной почвой для взращивания детского тщеславия, индивидуализма и эгоизма. Как правило, это скоро оборачивается против взрослых - но это уже другой сюжет

Гармонизация детской картины мира

В социальной ситуации сегодняшнего дня, с его конкуренцией и ин­дивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда милосердие к сла­бым, сострадание к обездоленным перестает быть нормой поведе­ния даже в детской среде, воспитание способности к сорадованию оказывается необходимым психокоррекционным средством пре­одоления личностного эгоцентризма и противоядием от разрушительной зависти.

СЕГОДНЯ ВОСПИТАНИЕ СПОСОБНОСТИ К СОРАДОВАНИЮ - НЕОБХОДИМОЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО ЭГОЦЕНТРИЗМА И ПРОТИВОЯДИЕ ОТ РАЗРУШИТЕЛЫНЮЙ ЗАВИСТИ

В понимании маленького ребенка - категории добра и зла обязаны иметь четкие очертания и границы. Обраща­ясь к взрослому с явным или скрытым вопросом, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок всякий раз хочет подтвердить для себя нравственное содержание и смысл того или иного явления, дей­ствия, поступка. Переворачивание требований в утверждении добра или смешение представлений о милосердии, гуманности, которые внушают детям современные "средства воспитания» (да­же новые сказки, в которых зло творится традиционно "добрыми" персонажами, и наоборот; и игрушки), пагубно не только для фор­мирования представлений о добре и зле в сознании ребенка, но и для его личностного и нравственно-духовного развития*.

____________________
*   См.: Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и анти­игрушка. М., 2006, 2008, 2010.

Дети изначально обладают способностью быть добрыми, и те условия, которые создают им взрослые, проявляют или приглуша­ют этот дар. Культура - "совокупный взрослый", до которого ре­бенку еще надо дотянуться, карабкаясь по "наклонной плоскости" отношений. И лишь сверстники ему - ровня.

ОТ ХАРАКТЕРА ОБЩЕНИЯ, СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ МЕЖДУ ДЕТЬМИ, ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ТОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ, КОТОРЫЙ  БУДЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ МНОГО ПОЗДНЕЕ

Именно в детской группе, детской субкультуре, в отношениях на равных, дающих возможность поставить себя на место сверстника, открываются начальные пути к восприятию другого челове­ка как ценности и окружающего мира как безусловно ценного "для - меня". И без такого отношения не может быть счастлив и духовно здоров ребенок, да и любой человек. Оно рождается в добром взаимодействии, сопереживании, совместной деятельно­сти, которая представляет собой условие возникновения и про­явления одной из важнейших способностей ребенка - его добро­го, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. От Характера общения складывающегося между детьми   во многом зависит тот индивидуальный стиль отношений с людьми, который будет проявляться много позднее. Сме­на позиций в ходе взаимодействия предоставляет ребенку воз­можность освоения разных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации и "упражняет" его в таком поведении по от­ношению к другому, как будто этим другим является он сам.

Гармонизация детской картины мира лежит на пути создания образовательного и игрового пространств, способствующих утверждению добрых отношений, а также в организации детских творческих сообществ, дающих ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Приобретению индивидуального нравственного опыта обще­ния и взаимодействия ребенка способствует игра как своеобраз­ная "тренировочная площадка" для формирования добрых взаи­моотношений, сотрудничества и дружбы между детьми, "школа произвольного поведения, морали в действии". При организации групповых игр особое внимание следует уделять смене ролей в процессе выполнения правил или разыгрывания сюжета, которые развивают способность у детей согласовывать свои действия с окружающими, ставить себя на место другого.

НЕДОПУСТИМЫ ИГРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ В ДЕТЯХ ТЩЕСЛАВИЕ, ЗАВИСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ

Гармонизация связей личности с миром на основании добра вы­ступает, с одной стороны, как идеальная норма - и поэтому оказыва­ется условием полноценного взросления ребенка, а с другой - как критерий его личностного развития. Без воспитания в ребенке доброго отношения к миру, другим людям и себе самому невозможно увидеть жизненные перспективы развития детства, значит - нашего будущего.
Категория: ЭСТЕТИКА | Добавил: admin
Просмотров: 2781 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru