Цели: повторить и закрепить формы вежливых
обращений друг к другу, моделируя нужные
ситуации, познакомить с правильной манерой
произнесения "волшебных” слов – голосовой
интонацией; обратить внимание на то, что добрые
слова непременно должны сочетаться с добрыми
поступками.
Оборудование: карта города, листы с
пословицами, воздушные шары, силуэты автобусов
из бумаги, музыкальная запись произведений –
Д.Кабалевский "Песня о школе”, И.Егиков
"Вежливые песенки”, Б.Савельев "Если добрый
ты”.
Ход занятия
Звучит запись "Пеня о школе”.
Ученик:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
Учитель: Много славных дел ждёт нас, но
прежде всего вы должны вырасти настоящими
людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Этому нужно учиться с детства. Вежливость,
честность и доброта радуют людей, делают их
стойкими и весёлыми.
Ученики исполняют песню "Улыбка”.
Ученик: С.Маршак "Урок вежливости”
Медведя лет пяти-шести
Учили как себя вести:
- В гостях, медведь,
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.
Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.
Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старых уважай.
И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай.
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.
Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.
Совал куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро.
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.
Медведя лет пяти-шести
Учили как себя вести.
Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
Так мишку лет пяти-шести
Учили как себя вести…
Учитель: Для того, чтобы стать вежливым, мы
должны пользоваться "волшебными” словами, от
которых становится теплее, радостнее. Ребята,
какие "волшебные” слова вы знаете? (Дети
отвечают)
Добрый день.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: "Доброго пути!” -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Добрые слова.
За что мы говорим "спасибо”?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду.
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли слово "пожалуйста”?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, без "пожалуйста”
Нам становиться неуютно.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю решить две
задачи. В их условиях есть кое-какие ошибки,
исправьте их.
1) Мальчик крикнул прохожему: "Скажите, сколько
сейчас часов? (Мальчику не следовало
кричать, а спокойно спросить: "Который час?”,
после ответа сказать: "Спасибо”, и забыл сказать
"пожалуйста”)
2) Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчик зовёт меня Галькой.
- А как ты его зовёшь? – спросила мама.
- А я ему просто кричу: "Эй, ты!”
Скажите, права ли Галя?
После чтения рассказа В.Осеевой "На
катке”ребята обсуждают поведение героев.
Учитель: А сейчас, ребята, мы послушаем
вредные советы. А вы подумайте и скажите, что в
этих советах неправильного, вредного? Как,
по-вашему, надо поступить в данных ситуациях?
1. Если ты пришёл к знакомым - не здоровайся ни с
кем.
Слов "пожалуйста”, "спасибо” никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
2. Если друг на день рожденья пригласил тебя к
себе,
Ты оставь подарок дома – пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не
вступай.
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
3. Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла.
Учитель: Не только слова должны быть у нас
добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не
приходилось краснеть ни нам, ни нашим родителям,
ни друзьям. Издавна люди передавали свой
жизненный опыт, мудрость в виде сказок, которые
учат бороться со злом. В сказках добро всегда
побеждает зло, а добрые люди всегда красивые.
Вспомните, в каких сказках говорится о победе
добра? (Ответы детей)
Учитель: Кроме того, своё отношение к добру и
злу народ отразил в пословицах и поговорках.
Посмотрим, кто какие пословицы подобрал.
Дети читают свои пословицы.
Доброе словечко в жемчуге.
Доброе слово, что дождь в засуху.
Добрые вести прибавляют чести.
Доброе слово дороже богатства.
Добрым словом и бездомный богат.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе слово и кошке приятно.
Исполняются частушки.
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка, три струны.
Запевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
Чтобы печка разогрелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Лида в круг вбежала смело,
Завертелась как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак.
- Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
"Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать.
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала.
А наш Гриша ходит гордо,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
Вова очень умный парень,
Может всё он смастерить,
Только "здравствуй” и "спасибо”
Не умеет говорить.
Учитель: Доброе слово может подбодрить
человека в трудную минуту, поможет рассеять
плохое настроение.
1. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
2. Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
3. Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
4. Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Учитель: В каждом из нас есть маленькое
солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто
любит людей и помогает им. Добрый человек любит
природу и сохраняет ее.
А любовь и помощь согревают, как солнце.
Ученик:
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты:
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я тебе отвечу прямо:
Это – мама, мама, мама!
Учитель: Многим в жизни мы обязаны своим
мамам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое
верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет
любовь, оно никогда не остаётся равнодушным. И
сколько бы тебе ни было лет, тебе всегда нужна
мама, её ласка, её взгляд. Чем больше твоя любовь к
матери, тем радостнее и светлее становится жизнь.
Будьте внимательны к своей матери, любите и не
огорчайте её.
Дети исполняют песню "Если добрый ты”.
Учитель: А сейчас я прочитаю рассказ, а вы
вставляйте нужные "волшебные” слова.
"Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и
рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с
маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине:
"Садитесь…” (пожалуйста). Женщина вежливо
поблагодарила Вову … (спасибо). Вдруг автобус
неожиданно затормозил, Вова чуть не упал и
толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал: …
(извините, пожалуйста).
Сценка "Слушай хорошенько”
- Слушай хорошенько, - кукле я сказала, -
Полно наряжаться, это баловство.
Ты уже большою девочкою стала,
А ещё не знаешь ровно ничего.
"Здравствуйте” при встрече взрослым говорят,
За подарки, помощь всех благодарят.
Старикам в трамвае место уступают,
Вежливые дети все так поступают.
Будь и ты такою, - и тебя тотчас
Попрошу зачислить в вежливый наш класс.
Учитель: Наше занятие подошло к концу.
Давайте вспомним вежливые слова и ещё раз
назовём их. Чему учились? Что можно сказать всем
на прощание?
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
|