Цель. Рассмотреть алгоритм выбора.
Задачи.
1. Формировать понимание того, что
для осуществления выбора требуется пересмотреть
различные варианты и выбрать среди них
наилучший.
2. Показать школьникам необходимость критерия
при выборе.
3. Рассмотреть различные виды экономических
критериев: быстрее, дешевле, меньший расход
ресурсов и т.п.
Оборудование. Тетрадь творческих
заданий по экономике для 2-го класса.
Основные понятия и категории. Выгода,
выбор.
ХОД УРОКА
Урок начинается с беседы по
материалу предыдущих уроков.
Учитель. Пожалуйста, вспомните, что
такое ресурсы.
Дети. Это запасы. Источники. То, что
у нас есть в стране.
У. Какое свойство ресурсов мы с
вами изучили на прошлых уроках?
Д. Ограниченность ресурсов.
– Ресурсов не хватает.
– Ресурсы всегда могут закончиться.
У. Как вы понимаете слово
"вариант"?
Д. Как два разных типа одной и той
же вещи.
– У нас в классе контрольную пишут по вариантам.
Они однотипные, но числа в них разные.
– Это почти одно и то же, но разное.
У. Приведите примеры вариантов
чего-либо.
Д. В школу можно поехать на
такси, на автобусе, на трамвае...
– На завтрак можно съесть бутерброд с
колбасой или с сыром.
У. Любая проблема имеет
несколько решений – вариантов. Именно это и
позволяет нам решать проблему ограниченности
ресурсов. На предыдущем уроке мы научились
находить различные варианты в разных ситуациях.
Теперь настало время потренироваться находить
среди них наилучший. Сегодня мы будем
знакомиться, как делать выбор. Выбор
– это единственное решение
экономической задачи из множества возможных
вариантов.
Чем может быть обусловлен выбор того или иного
варианта?
Д. Ну, дешевле.
– Вкуснее.
– Быстрее.
– Интереснее...
У. Подумайте, каким одним словом
можно заменить эти слова?
Д. (с помощью учителя). Выгоднее.
Учитель пишет на доске слова
"выбор", "выгода".
У. Итак, подведем итог: чтобы
выбрать наилучший (наиболее выгодный) вариант,
нужно рассмотреть все (или несколько) возможных
вариантов, подсчитать результаты, сравнить
результаты в каждом из рассмотренных вариантов.
А теперь откройте тетради творческих заданий
(ТТЗ), урок 5 и выполните задания 18–21.
Задание 18. От города до
Простоквашино можно проехать на автобусе с
пересадкой в Ромашково или на электричке с
пересадкой в Холмово. Время движения автобусов и
электричек указано на схеме. Какой путь выгоднее,
если известно, что в Ромашково надо ждать
автобуса 5 мин, а нужная электричка из Холмова
отправляется в Простоквашино через 20 мин?
(В ТТЗ приведена схема, на которой
обозначено время в пути автобусов и электричек:
Город – Ромашково: 50 мин;
Ромашково – Простоквашино: 10 мин;
Город – Холмово: 40 мин;
Холмово – Простоквашино: 5 мин.)
Приступая к решению задачи, учитель
поясняет учащимся, что слово "выгоднее"
означает в данном случае – "быстрее".
Решение.
Путь через Ромашково потребует 50 + 5 + 10 =
65 (мин);
Путь через Холмово потребует 45 + 20 + 5 = 70 (мин).
Ответ: через Ромашково ехать
быстрее.
Задание 19. Тетрадь
творческих заданий по экономике в книжном
магазине около твоего дома стоит 50 р., а в
книжном магазине, до которого нужно ехать на
автобусе, – 30 р. В каком магазине тебе выгоднее
совершить покупку, если билет на автобус стоит
7 р.?
Решение.
30 + 7 + 7 = 44 (р.).
50 больше 44.
Ответ: выгоднее съездить за
книгой.
Задание 20. Мама получает 100
монет за каждый проработанный день. Что бы вы
посоветовали маме: не пойти один день на работу,
остаться дома и сделать стрижку своим двум
сыновьям или дать им денег на парикмахерскую?
Стрижка в парикмахерской стоит 40 монет.
Решение.
40 х 2 = 80 (монет).
80 меньше 100.
Ответ: выгоднее пойти в
парикмахерскую.
Задание 21. Семья Скруджа
Макдака состоит из 4 человек (он сам и его три
племянника – Билли, Вилли, Дилли). Они живут в
городе. У них есть дача в деревне Даковка. До дачи
можно добраться городским автобусом или на
автомобиле. Билет на автобус стоит 25 монет.
Автомобиль потребляет 10 л бензина. Литр
бензина стоит 6 монет. Скрудж отправился на дачу.
Посоветуй Скруджу, какой транспорт наиболее
выгодный. А какой транспорт выберет Скрудж, если
захочет взять с собой племянников?
Решение.
1) 6 х 10 = 60 (монет).
25 монет меньше 60 монет.
2) 25 х 4 = 100 (монет).
100 монет больше 60 монет.
Ответ: Скруджу выгоднее
поехать автобусом. Семье из 4 человек выгоднее
ехать на автомобиле.
Далее учитель просит учащихся
сформулировать общее правило: сколько
пассажиров должно участвовать в поездке, чтобы
было выгодно ехать автобусом? Автомобилем?
Дети заполняют таблицу, приведенную в ТТЗ:
Колличество пассажиров |
Стоимость поздки на
автобусе, монет |
Стоимость поездки на
автомобиле, монет |
Вывод |
1
2
3
4 |
25
50
75
100 |
60
60
60
60 |
Автобус
Автобус
Автомобиль
Автомобиль |
Ответ: если в поездке
участвуют больше двух пассажиров, то выгоднее
ехать автомобилем. |