Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1
|
2
|
Организационный момент. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся (2 мин)
|
– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
На прошлом уроке мы говорили с вами о
взаимоотношениях в семье. Вы написали записки, в которых ответили на
вопрос "Когда я испытываю чувство радости?". Я прочитала ваши записки, и
мне было приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать,
сопереживать. Очень хорошо и то, что среди нас есть те, кто испытывает
радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу,
учителю), от того, что достигли успехов в учебе, от общения с друзьями,
родными. Послушаем некоторые ответы.
|
Несколько учеников зачитывают свои ответы.
|
Ваши рисунки очень хорошо передают чувство радости. (У детей также было задание изобразить чувство радости в рисунке.) Сегодня мы продолжим разговор о жизни в семье.
|
|
– Определите свое настроение на начало урока
|
Дети поднимают карточку с изображением человечка (хмурого, равнодушного или веселого)
|
Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях (4 мин)
|
Вопросы учителя:
Что такое государственный бюджет?
Ответ: план доходов и расходов государства.
Что означает выражение "денежная сумка"?
Ответ: бюджет.
Как называются деньги, которые в нее кладут?
Ответ: доходы.
Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?
Ответ: расходы.
Что составляет доходы государства?
Ответ: налоги граждан и организаций.
На доске изображена схема:
Государственный бюджет
Доходы |
Расходы: |
|
- Образование
- Здравоохранение
- Армия
- Милиция
- Наука
- Культура
- Охрана природы
- Пенсии
- Стипендии
- Пособия для детей
|
|
Устные ответы обучающихся
|
Постановка проблемы урока (3 мин)
|
Вопросы учителя:
А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?
Ответ: да.
Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?
Ответ: семья.
Может ли у семьи быть свой бюджет?
Ответ: да.
Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
Ответ: из доходов и расходов.
Какая же будет сегодня тема урока?
Ответ: семейный бюджет.
|
Устные ответы обучающихся
|
"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.
Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)
|
На доске изображена схема:
Семейный бюджет
Доходы Расходы
|
|
– На уроке у нас сегодня четыре группы – четыре семьи. Выберите фамилию своей семье.
|
Групповая работа обучающихся.
|
Вопросы учителя:
Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
Ответ: заработная плата –
родители; пенсия – дедушки и бабушки; стипендия – студенты; пособие на
ребенка; гонорары, авторское вознаграждение.
|
Устные ответы обучающихся.
|
Так что такое доход семьи?
Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц.
|
|
– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг
Товар или услуга
|
Цена, руб.
|
Ваш выбор
|
Лекарства
|
5
|
|
Продукты
|
50
|
|
Одежда
|
10
|
|
Обувь
|
10
|
|
Бытовая химия
|
4
|
|
Транспор
|
10
|
|
Велосипед
|
15
|
|
Музыкальная (спортивная) школа
|
10
|
|
Книги
|
5
|
|
Компьютер
|
40
|
|
Игрушки
|
5
|
|
Платежи и налоги
|
30
|
|
Диски с мультфильмами
|
6
|
|
Посещение цирка
|
6
|
|
Посещение боулинга
|
7
|
|
Туристическая поездка
|
80
|
|
Поход в кино
|
4
|
|
Мороженное, конфеты
|
5
|
|
Фрукты
|
8
|
|
|
Групповая работа обучающихся.
|
– Выслушаем, что у вас получилось.
|
Выступление представителей
от каждой группы.
|
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.
|
Дети высказывают свои предположения.
|
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
|
Ученики подсчитывают сумму.
|
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
|
Устные ответы обучающихся
|
Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)
|
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу
|
Ученики выполняют соответствующие движения
|
Первичное закрепление нового материала.
Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)
|
– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов.
|
Устные ответы обучающихся.
|
– Правильно. А какая формула будет лучшей?
Ответ: та, в которой доходы больше, чем расходы.
|
|
– Итак, давайте проверим. В вашем семейном
бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете
на карточках-подсказках.
Тексты карточек:
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
|
Дети выполняют задание.
|
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
Ответ: если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.
– На чем можно сэкономить?
Варианты ответов:
сладости и излишества в еде;
транспорт (использование проездного билета);
коммунальные услуги (экономия электричества);
одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
|
Устные ответы обучающихся.
|
– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?
|
Дети высказывают свои предположения. В случае затруднения обращаются к карточкам-
подсказкам
|
– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства
|
|
Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций
для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)
|
– У нас с вами уже есть небольшой опыт
составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники
доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье
появиться незапланированные доходы?
Ответ: премия, наследство.
– А непредвиденные расходы?
Ответ: болезнь, несчастье.
|
Устные ответы обучающихся.
|
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Готовый список советов по экономии семейного бюджета
Совет
|
Ваш выбор
|
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
|
|
Уходя из дома, выключайте свет
|
|
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
|
|
Бережно относитесь к своим вещам
|
|
Чаще пользуйтесь услугами такси
|
|
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
|
|
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы
|
|
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
|
|
|
Работая в группах, дети составляют советы и
рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым
списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.
|
– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?
Ответ: нужно много трудиться.
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
Варианты ответов:
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит
|
Устные ответы обучающихся
|
Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.
Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим (8 мин)
|
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа
на каждый вопрос.
|
Групповая работа обучающихся.
|
Тест
Вопрос
|
Вариант ответа
|
1. Из чего складывается семейный бюджет?
|
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
|
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
|
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
|
3. Авторское вознаграждение – это…
|
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
|
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
|
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
|
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
|
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
|
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
|
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
|
|
|
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)
– Абсолютно верно! Молодцы!
|
Устные ответы обучающихся.
|
– Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло
сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой
девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку
скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак.
Спортсменам-лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей
"семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и
прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что
вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все
измеряется деньгами.
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути
|
Групповая работа обучающихся. Выступление с ответами представителей от каждой группы
|
Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся.
Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (2 мин)
|
1. Рефлексия.
|
|
– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно
– разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, –
указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе
в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
|
Дети выполняют задание учителя.
|
2. Самооценка учениками своей деятельности. Оценка настроения в конце урока.
|
Ученики оценивают свою работу, поднимают карточки с изображениями человечка
|
3. Домашнее задание.
– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
– Составьте список расходов своей семьи за 1 день.
– Благодарю вас за урок!
|
|