Пятница, 22.11.2024, 22:30                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
ЧТЕНИЕ [139]
ПИСЬМО [38]
РУССКИЙ ЯЗЫК [109]
МАТЕМАТИКА [62]
ИСТОРИЯ РОССИИ [32]
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР [87]
ЭКОНОМИКА [14]
ИЗО [35]
ЭСТЕТИКА [41]
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ [19]
КЛАССНЫЙ ЧАС [22]
ШКОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ [156]
ОБЖ [45]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА » ЭКОНОМИКА

Урок экономики в начальной школе "Семейный бюджет"
17.06.2012, 18:48
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

– образовательные:

  • ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
  • формировать представление о структуре семейного бюджета;
  • повторить изученные экономические понятия;

– развивающая – развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор;

– воспитательные:

  • формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
  • формировать умение работать в группе;
  • воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение, уважение к старшим.
Оборудование: карточки-схемы, карточки с определениями новых слов ("дефицит", "экономия", "жадный", "экономный"), раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), тесты, карточки с изображениями хмурого, равнодушного и веселого человечков.
Примечание: обучающиеся уже изучили понятие "государственный бюджет" на предыдущем уроке.

Литература:

  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса в 4-х частях. Часть 3;
  • Дмитриева О.Д. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 3 класс.

Ход урока

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1
2
Организационный момент. Эмоциональный и организационный настрой обучающихся (2 мин)
– Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.
На прошлом уроке мы говорили с вами о взаимоотношениях в семье. Вы написали записки, в которых ответили на вопрос "Когда я испытываю чувство радости?". Я прочитала ваши записки, и  мне было приятно узнать, что мои ученики умеют сочувствовать, сопереживать. Очень хорошо и то, что среди нас есть те, кто испытывает радость от того, что может помочь другому человеку (маме, другу, учителю), от того, что достигли успехов в учебе, от общения с друзьями, родными. Послушаем некоторые ответы.
Несколько учеников зачитывают свои ответы.
Ваши рисунки очень хорошо передают чувство радости. (У детей также было задание изобразить чувство радости в рисунке.) Сегодня мы продолжим разговор о жизни в семье.
 
– Определите свое настроение на начало урока
Дети поднимают карточку с изображением человечка (хмурого, равнодушного или веселого)
Актуализация знаний обучающихся о государственном бюджете и основных экономических понятиях (4 мин)
Вопросы учителя:
Что такое государственный бюджет?
Ответ: план доходов и расходов государства.
Что означает выражение "денежная сумка"?
Ответ: бюджет.
Как называются деньги, которые в нее кладут?
Ответ: доходы.
Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета?
Ответ: расходы.
Что составляет доходы государства?
Ответ: налоги граждан и организаций.

На доске изображена схема:

                       Государственный бюджет

Доходы  Расходы:

  • Образование
  • Здравоохранение
  • Армия
  • Милиция
  • Наука
  • Культура
  • Охрана природы
  • Пенсии
  • Стипендии
  • Пособия для детей
     
Устные ответы обучающихся
Постановка проблемы урока (3 мин)
Вопросы учителя:
А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?
Ответ: да.
Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство?
Ответ: семья.
Может ли у семьи быть свой бюджет?
Ответ: да.
Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?
Ответ: из доходов и расходов.
Какая же будет сегодня тема урока?
Ответ: семейный бюджет.
Устные ответы обучающихся
"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.
Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)
На доске изображена схема:
                              Семейный бюджет
              Доходы                                       Расходы
 
 
– На уроке у нас сегодня четыре группы – четыре семьи. Выберите фамилию своей семье.
Групповая работа обучающихся.
Вопросы учителя:
Какие доходы могут поступать в семейный бюджет?
Ответ: заработная плата – родители; пенсия – дедушки и бабушки; стипендия – студенты; пособие на ребенка; гонорары, авторское вознаграждение.
 
Устные ответы обучающихся.
Так что такое доход семьи?
Ответ: сумма, заработанная членами семьи за месяц.
 
– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг
Товар или услуга
Цена, руб.
Ваш выбор
Лекарства
5
 
Продукты
50
 
Одежда
10
 
Обувь
10
 
Бытовая химия
4
 
Транспор
10
 
Велосипед
15
 
Музыкальная (спортивная) школа
10
 
Книги
5
 
Компьютер
40
 
Игрушки
5
 
Платежи и налоги
30
 
Диски с мультфильмами
6
 
Посещение цирка
6
 
Посещение боулинга
7
 
Туристическая поездка
80
 
Поход в кино
4
 
Мороженное, конфеты
5
 
Фрукты
8
 
 
 
Групповая работа обучающихся.
– Выслушаем, что у вас получилось.
Выступление представителей
от каждой группы.
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
 
 
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.
Дети высказывают свои предположения.
– А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
Ученики подсчитывают сумму.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 рублей. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
Устные ответы обучающихся
Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу
Ученики выполняют соответствующие движения
Первичное закрепление нового материала.
Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)
– Подумайте и ответьте на вопрос. Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
Ответ: доходы могут быть равны расходам, превышать расходы, быть меньше расходов.
Устные ответы обучающихся.
– Правильно. А какая формула будет лучшей?
Ответ: та, в которой доходы больше, чем расходы.
 
– Итак, давайте проверим. В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках-подсказках.
Тексты карточек:
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
Дети выполняют задание.
– Что нужно делать, если в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?
Ответ: если дефицит – нужно на чем-то экономить, если экономия – можно делать сбережения.
– На чем можно сэкономить?
Варианты ответов:
сладости и излишества в еде;
транспорт (использование проездного билета);
коммунальные услуги (экономия электричества);
одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы.)
Устные ответы обучающихся.
– Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же?
Дети высказывают свои предположения. В случае затруднения обращаются к карточкам-
подсказкам
– Давайте запомним, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства
 
Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций
для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)
– У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы выяснили, каковы основные источники доходов и расходов семейного бюджета. Как вы думаете, могут ли в семье появиться незапланированные доходы?
Ответ: премия, наследство.
– А непредвиденные расходы?
Ответ: болезнь, несчастье.
Устные ответы обучающихся.
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Готовый список советов по экономии семейного бюджета
Совет
Ваш выбор
Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов
 
Уходя из дома, выключайте свет
 
Просите у родителей новую игрушку к каждому празднику
 
Бережно относитесь к своим вещам
 
Чаще пользуйтесь услугами такси
 
После похода в магазин оставляйте сдачу себе
 
Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы
 
Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону
 
 
 
Работая в группах, дети составляют советы и рекомендации. В случае затруднения они могут воспользоваться готовым списком и выбрать верные утверждения из предложенных вариантов.
 
– Ваши советы замечательные. Но как вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы?
Ответ: нужно много трудиться.
– Совершенно верно. Вспомните пословицы о труде.
Варианты ответов:
Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.
Кто любит труд, того люди чтут.
Труд человека кормит, а лень портит
Устные ответы обучающихся
Повторение пройденного материала. Обобщение полученных знаний в ходе решения теста.
Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим (8 мин)
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа
на каждый вопрос.
Групповая работа обучающихся.
Тест
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
 
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.)
– Абсолютно верно! Молодцы!
Устные ответы обучающихся.
– Ребята, на электронный адрес нашей школы пришло сообщение "Прошу помочь!". Срочно нужна денежная помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. Талантливому скрипачу на покупку скрипки. Врачу-ветеринару на открытие приюта для бездомных собак. Спортсменам-лыжникам на поездки на соревнования. Обсудите в своей "семье", согласны ли вы помочь кому-нибудь из нуждающихся, и прокомментируйте свой выбор.
– Да, мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется деньгами.
 
Больше работаешь – лучше живешь,
Лучше живешь – больше людям даешь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути
Групповая работа обучающихся. Выступление с ответами представителей от каждой группы
Подведение итогов урока. Рефлексия и самооценка обучающихся.
Рекомендации учителя по выполнению домашнего задания (2 мин)
1. Рефлексия.
 
– Сожмите руку в кулак и: кому было интересно – разогните большой палец, кто считает, что знания пригодятся в жизни, – указательный, кто хорошо потрудился – средний, кто помогал работе в группах – безымянный, кому урок понравился – мизинец.
– Всем спасибо за работу на уроке!
Дети выполняют задание учителя.
2. Самооценка учениками своей деятельности. Оценка настроения в конце урока.
Ученики оценивают свою работу, поднимают карточки с изображениями человечка
3. Домашнее задание.
– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составьте план своих расходов.
– Составьте список расходов своей семьи за 1 день.
– Благодарю вас за урок!
 
Категория: ЭКОНОМИКА | Добавил: admin | Теги: открытый урок, конспекты уроков в начальной школе, методическая страничка, учителю начальных кл, поурочные планы уроков, начальные классы, иду на урок
Просмотров: 8131 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru