Цели. Развивать экономическое
мышление; пополнить экономическую копилку
новыми знаниями и понятиями; формировать
уважительное отношение к окружающим людям и
результатам их трудовой деятельности;
пробуждать интерес к предмету "Экономика";
использовать компьютерные программы с целью
активного вовлечения учеников в учебную
деятельность.
Оборудование. Учебник по экономике
для начальной школы "Белка и компания" (авт.
Т.В. Смирнова); задачник – рабочая тетрадь по
экономике "Путешествие в компании Белки и ее
друзей" (авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова,
ч. 2); магнитофон и аудиозаписи музыки П.И.
Чайковского; иллюстрации: "Лавка Водяной
Крысы", "Барсук открыл гостиницу", "Фукс
– владелец ресторана"; Толковый словарь (сост.
Ю.В. Алабугина); иллюстрация Белки и ее компании (в
центре доски); пословицы на перепутанной ленте:
"Делаешь наспех – сделаешь на смех", "Семь
раз отмерь, один раз отрежь";
морально-этический кодекс цивилизованного
предпринимателя на плакате; стихи детей;
экономическая копилка; пластилин, пластилиновая
основа на крышке, шаблоны, салфетки, рабочие
инструменты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Белка и ее друзья спешат в
гости друг к другу (показывает иллюстрацию на
доске).
Белка – добрая и рассудительная
хозяйка.
Ежик Пыхтя – бухгалтер, всегда с
блокнотом и карандашом, все подсчитает, прежде
чем что-то сделать.
Мышонок Шмыг – талантливый
исполнитель, все делает тщательно и толково.
Лис Фукс – генератор идей, постоянно
выдает новые и новые идеи, умеет фантазировать,
придумывать, воображать.
Филин – правитель леса, владелец
собственности и территории. Он готовит друзьям
многие препятствия.
Нашим зверюшкам приходится постоянно
думать, считать, планировать.
Поддерживая и выручая друг друга, они стараются
понять, как действуют в жизни леса его основные
экономические законы.
У. С чего бы вы хотели сегодня
начать урок?
Дети. Я хочу узнать, что случилось с
Белкой и ее друзьями дальше.
– Мне интересно отгадать ребусы (они
нарисованы на доске).
– Мне хочется поработать в Справочном бюро с
экономическими понятиями.
У. Позвольте и мне высказать
свое мнение. Можно?
Д. Да, конечно.
У. Я предлагаю нам начать урок с
отгадывания ребусов. Согласны?
Д. Да.
У. Здесь зашифрованы два слова.
Кто догадался, какие?
На доске:
Д. Экономика.
– Торговля.
У. Верно.
II. "Экономическая копилка"
У. Назовите экономические
понятия из нашей "Экономической копилки".
Учитель берет в руки книгу с
экономическими терминами.
Д. Цена.
– Стоимость.
– Аренда.
– Арендная плата.
– Залог.
– Налоги...
III. Работа в Справочном бюро
У. Ребята, я так волновалась, что
забыла значение всех экономических терминов и
хочу зайти в Справочное бюро. А в Справочном бюро
работаете все вы! Готовы мне отвечать?
Д. Да... Я хочу отвечать первый. Я
знаю все значения!
Дети с радостью поднимают руки. Учитель листает "Экономическую копилку", в
которой с одной стороны – слово, с обратной – его
значение.
Дети читают слово и поднимают руки, чтобы
объяснить его значение.
– Товар – продукт труда, созданный
для купли-продажи.
– Цена – стоимость товара, выраженная в
деньгах.
– Прибыль – разница между ценой и
себестоимостью.
– Посредник – тот, кто помогает продавцу и
покупателю найти друг друга...
IV. Работа с иллюстрациями на доске
У. Рассмотрите иллюстрации и
расскажите, как живут и трудятся звери в лесу.
Дети рассматривают иллюстрацию
"Лавка Водяной Крысы".
Д. У Водяной Крысы была лавка. У
нее в лавке можно было купить все, что хочешь. В
лавке было все – от куска душистого мыла до
малинового варенья.
Учитель демонстрирует иллюстрацию
"Барсук открыл гостиницу".
– Однажды в лесу разразилась гроза,
пошел проливной дождь. Звери постучались к
Барсуку, чтобы укрыться от дождя. В барсучьей
норе всем нашлись еда и место для ночлега. Потом
звери его за это отблагодарили. Сейчас это
гостиница "Барсучья нора".
Учитель демонстрирует иллюстрацию
"Фукс становится владельцем ресторана".
– Фукс зимой решил открыть
ресторан. Дорого купил продукты и поэтому дорого
продавал еду. У Летучей Мыши было дешевле.
Покупатели приходили к Фуксу в ресторан, но
ничего не покупали, а только отдыхали,
разговаривали, играли. На ресторан Фукс взял
деньги у Филина, а в залог отдал свою нору. А так
как Фукс разорился, Филин отобрал его нору.
У. Спасибо. Очень хорошо
рассказали.
V. Стихи о наших зверюшках
У. Мне очень понравились стихи,
которые вы сочинили о наших друзьях. Послушайте
некоторые из них.
Белка – добрая хозяйка –
Помогает всем друзьям,
Милая, веселая,
Нравится всем нам.
(Катя Смирнова)
По тропинке
Шмыг шагает
И припасы собирает.
Он готов всегда, везде
Помогать друзьям в беде.
(Денис Егоренко)
Лис по кличке Фукс –
Хороший все равно.
Хотел открыть он ресторан,
А потерял жилье.
(Юля Родионова)
VI. Работа с пословицами
На доске нарисована лента с
пословицами из учебника, с. 38.
У. Попробуйте прочитать, что
написано с обеих сторон этой перепутанной ленты,
и мы узнаем о двух полезных правилах, о которых
никогда и никому не надо забывать.
Д. Делаешь наспех – сделаешь на
смех.
– Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У. К кому из героев можно отнести
эти пословицы?
Д. К Фуксу. Он в ноябре решил
копать грядки.
– Я думаю, тоже к Фуксу, он решил в ноябре
сажать картошку и огурцы.
У. Какое собственное
производство решили открыть Белка и компания?
Д. Маленький консервный заводик.
Пыхтя и Шмыг будут собирать грибы и ягоды, а Белка
и Фукс будут их обрабатывать и консервировать.
VII. Работа со сказкой "У Белки
появляется конкурент"
(учебник, с. 44–47) по смысловым
частям: чтение и вопросы
У. Интересно узнать, что
произошло с Белкой и ее друзьями дальше?
Д. Очень интересно. Я еще в
начале урока хотел узнать, что с ними произошло.
У. Прочитаем сказку "У Белки
появляется конкурент" (с. 44–47) по ролям.
Слова автора читает учитель, слова
остальных персонажей – дети.
– Прошу моих помощников к доске.
Выходят подготовленные дети и читают
сказку по ролям вместе с учителем.
Сказка разделена на три части:
а) Чтение части 1 и вопрос
учителя.
У. Как вы думаете, что же
собирается сделать Филин?
Д. Он хочет скупить все продукты.
Он не хочет, чтобы Белка и ее друзья открыли
консервный завод. Он хочет один быть богатым и
править в лесу.
б) Чтение части 2 и вопрос
учителя.
У. Действительно, зачем Филину
заниматься производством консервов?
Д. Филин не хочет, чтобы у него
были конкуренты. Филин хочет разорить других.
в) Чтение части 3 (до конца сказки).
У. Какими мыслями вы хотите
поделиться?
Д. Мне не понравилось, как
поступил Филин. Он не думает о других, как они
будут жить.
– Филин – эгоист, живет только для себя и
хочет сильнее разбогатеть, хотя сам уже очень
богат.
– У Филина никогда не будет друзей, если он
будет плохо поступать.
У. Определите тему урока исходя
из экономического содержания прочитанной
сказки.
Д. Конкуренция. Конкурентная
борьба.
У. Да, тема урока –
"Конкуренция".
Учитель открывает запись темы с
обратной стороны доски.
VIII. Работа в тетради № 2
(авт. Т.В. Смирнова, Т.Н. Просняковва
"Путешествие в компании Белки и ее друзей" (с. 3,
№ 1, № 2)
У. Для уточнения слова
"конкуренция" выполним задание № 1
(с. 3).
Все работают с учителем, а один
ученик выполняет это задание на компьютере. Идет
коллективная работа над заданием № 1, и
ученики записывают в тетради вывод.
Д. Конкуренция – это
экономическое соревнование между участниками
одного и того же рынка с целью получения для себя
наибольшей выгоды от продажи или покупок.
У. Прочитайте, как авторы
учебника дают объяснение значения слова
"конкуренция".
Дети читают определение на с. 48.
– Обратимся к Толковому словарю
Ю.В. Алабугиной (с. 104).
Дети читают определение на с. 104.
Д. Конкуренция –
соперничество, борьба за более выгодные условия
производства и сбыта товаров, за получение
наивысшей прибыли.
У. За что наиболее часто ведется
конкурентная борьба, вы узнаете, выполнив схему
из задания № 2 (с. 3).
Все работают с учителем. Идет
коллективная работа над заданием № 2. У детей
получается следующая схема: конкурентная борьба
за рынки сбыта, рынки сырья, рынки дешевого труда,
за новые технологии, прибыльные изобретения.
У. Сейчас задам очень трудный
вопрос: способствует ли конкурентная борьба
экономическому прогрессу (движению общества
вперед, его развитию) или тормозит его? Докажите.
Д. Я думаю, способствует, так как
при конкурентной борьбе производители выпускают
более качественный товар.
– Я согласен, что конкуренция помогает
обществу двигаться вперед, люди изобретают
что-то новое.
– При конкурентной борьбе улучшается
обслуживание в магазинах. А на рынках большой
выбор товара, любой человек может себе что-то
купить.
У. Да, я согласна с вами, что
конкурентная борьба помогает двигаться обществу
вперед и не тормозит его развития, но только если
эта борьба ведется честными методами.
IХ. Трудовое обучение
1. Работа по изготовлению портретов
сказочных персонажей
У. Сегодня мы открываем три
салона-ателье – "Совершенство",
"Чародейка", "Силуэт" – по изготовлению
портретов на пластилиновой основе наших
сказочных персонажей. В условиях конкурентной
борьбы чей салон больше сделает прекрасных
поделок, тот получит боRльшую прибыль. В каждом
салоне – свой руководитель производства. Он
помогает и консультирует своих работников.
Обведите шаблон и с помощью изученной техники
(штрихи нажатием стеки; процарапывание стержнем;
отпечатки различными предметами: трубкой,
пробкой, карандашом; рисование жгутиками;
техника пластилиновой "живописи") сделайте
портрет (по учебнику трудового обучения
Т.Н. Просняковой "Уроки мастерства", 3-й
класс).
Приступайте к работе.
Дети с увлечением работают, помогая
друг другу и консультируясь с руководителем
салона-ателье.
– Я вам не помешаю, если включу
музыку?
Во время всей работы звучит музыка
П.И. Чайковского.
Руководители салонов постепенно выставляют
поделки у доски.
2. Подведение итогов
У. Какие эмоции вызывают у вас
все эти изделия?
Д. Радость.
– Удивление.
– У меня улучшилось настроение, когда я
смотрел на эти портреты.
У. Очень трудно выделить лучшие.
Мне нравятся все поделки. Я благодарю всех за
старание и творчество. Сейчас независимая
комиссия рассмотрит работы трех салонов и
выделит победителя.
Х. Морально-этический кодекс
цивилизованного предпринимателя
У. Все предприниматели в
конкурентной борьбе должны придерживаться
определенных правил. Прочитайте.
Дети читают правила, написанные на
доске.
На доске:
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной
собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремленным. |
У. В начале XX века
российские предприниматели выработали эти
принципы ведения дела. Все эти правила имеют
непреходящую ценность и актуальны сейчас.
Прокомментируйте любое из этих правил.
Дети читают любое правило и
объясняют, как они это понимают.
ХI. Итог урока
У. Давайте помечтаем. Кем вы
станете, когда вырастете?
Д. Банкиром.
– Врачом.
– Учителем.
– Предпринимателем...
Дети говорят о своих мечтах.
У. Кем бы вы ни стали,
постарайтесь помнить: в стремлении достичь
заветную цель нельзя переходить грань
дозволенного. Трудитесь не только для себя, но и
для других, для общества, для государства.
Какое открытие для себя вы сделали из работы на
уроке? Что узнали нового?
Д. Я понял, что конкурентная
борьба помогает развиваться обществу. Я очень
рад, что узнал продолжение сказки о Белке и ее
компании. Мне понравилось делать портреты, я дома
попробую сделать другие портреты. Я запомнил
несколько правил, их уже необходимо
придерживаться и сейчас.
У. О чем бы вы хотели узнать
дальше?
Д. Узнать продолжение сказки.
Познакомиться с новыми экономическими
терминами.
– Я хотел бы порешать экономические задачи.
У. Я учту все ваши пожелания на
следующем уроке.
ХII. Домашнее задание
У. Попробуйте дома сочинить
стихи о любом из наших сказочных героев или
подобрать пословицы на тему "Конкуренция"
(задание по желанию).
ХIII. Заключение
У. Я благодарю всех за ваши
старания, за ваши умения, за любовь к экономике.
Мне очень хочется, чтобы мечта каждого из вас
сбылась и вы стали достойными людьми. |