Цели. Закреплять навыки работы с
многозначными числами, умение решать задачи на
нахождение остатка уравнения; организовать
деятельность учащихся по изучению и закреплению
понятия о бюджете.
Оборудование. Треугольники
(остроугольные, тупоугольные, прямоугольные);
карточки со словами «налоги», «бюджет»;
геометрические фигуры для устного счета; учебник
«Зачем нужны налоги» (авт. В.А. Рубе,
Е.С. Шабельник).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устный счет
Учитель.
На доске записаны примеры. В тетрадь вы
записываете только ответы всех примеров.
– Найдите и запишите сумму ответов
для каждого столбика. Какие ответы получились?
Ответы записаны с обратной стороны
геометрических фигур.
– Посмотрите на доску. Какие
геометрические фигуры вы видите?
Дети. Круг, треугольник, квадрат.
У. Какая фигура лишняя? Почему?
Д. Круг, так как это не
многоугольник.
У. Посмотрите на числа внутри
фигур. Что вы можете сказать о них? Чем они похожи?
Чем различаются? Какое число «лишнее»? Почему?
Д. Все числа оканчиваются нулем.
«Лишним» будет число 70, так как оно двузначное, а
остальные – трехзначные.
У. Найдите значение выражения.
На доске:
Учащиеся вместо
геометрических фигур вставляют числа,
полученные в первом задании, и проводят
вычисления.
– Какой получился результат?
Д. Пять.
У. Я всем желаю сегодня работать
с радостью, с удовольствием, тогда и результат
вашей работы будет оценен высоким баллом.
Вспомните признаки прямоугольного треугольника.
Д. Это треугольник, у которого
один угол прямой.
У. Вспомните признаки
остроугольного треугольника.
Д. Это треугольник, у которого
все углы острые.
У. Вспомните признаки
тупоугольного треугольника.
Д. Это треугольник, у которого
один угол тупой.
На доске прикреплены треугольники
разных видов с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. С обратной
стороны треугольников 2, 5 и 8 написаны слоги на,
ло, ги.
У. Рассмотрите треугольники.
Найдите среди них остроугольные. Под какими они
номерами?
Д. Под номерами 2, 5 и 8.
Учитель переворачивает треугольники
обратной стороной.
У. Прочитайте слоги. Составьте
из них слово.
Д. Налоги.
III. Сообщение темы урока
У. Сегодня на уроке математики
мы будем закреплять умение решать задачи и
примеры с многозначными числами, а также
расширим представления о налогах и бюджете.
IV. Работа над новым
материалом
У. Вспомните и скажите, что такое
налоги?
Д. Установленные законом
обязательные платежи, которые граждане и
организации обязаны периодически отдавать
государству.
У. Кто следит за своевременным и
полным внесением налогов?
Д. Налоговая инспекция и
налоговая полиция.
У. Налоги – это основной
источник доходов государства. Государство
получает доходы не только от налогов, но и от
торговли с другими государствами, от продажи
природных ресурсов. Но много у государства и
расходов.
Давайте посмотрим, из каких статей доходов и
расходов складывается бюджет государства,
области, города.
Учитель сначала рассказывает о
расходах, так как это понятнее, а потом выясняет,
из чего складывается доход государства.
На доске:
БЮДЖЕТ |
Доходы |
Расходы |
налоги
+
торговля природными богатствами
+
торговля с другими государствами |
армия
милиция
образование
наука
культура
экология
социальное
обеспечение
здравоохранение
космос |
– Список расходов и доходов
называется «бюджетом». Он составляется на
какой-то определенный срок.
Как вы думаете, на какой срок необходимо
составлять (то есть предусматривать доходы и
расходы) бюджет государства, области, города?
Дети читают статью в учебнике «Зачем
нужны налоги» (с. 55, глава 9), в которой
рассказывается о том, как «кабинет министров»
трудится над составлением бюджета.
– Найдите и прочитайте определение
бюджета.
Бюджет составляют в семье на каждый месяц, а в
государстве – на каждый год.
Нужно ли составлять бюджет семьи? Почему?
Дети отвечают.
– Давайте проверим бюджет условной
семьи. Данные для этого предложены в кратком
условии задачи.
На доске:
– Можно ли ответить на главный
вопрос задачи? Что для этого нужно знать?
Решение
задачи и запись в тетради комментируют учащиеся.
1) 2136 + 4364 = 6500 (руб.) – доход
2) 6500 : 5 х 2 = 2600 (руб.) – расход на продукты
3) 2600 + 1300 = 3900 (руб.) – другие расходы
4) 3900 + 2600 = 6500 (руб.) – общий расход
5) 6500 – 6500 = 0 (руб.) – осталось
Ответ: 0 рублей осталось.
– Какие расходы в семье могут быть?
Дети отвечают.
– Каждой семье нужно уметь
правильно расходовать заработанные деньги.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление пройденного
материала
У. Семейный бюджет мы сегодня
уже рассчитывали. Теперь попробуем распределить
деньги государства (цифры условные). Кто
контролирует расходование бюджета?
Выбираем президента, губернатора, мэра. (Это
ученики, которые могут самостоятельно выполнять
задание.) Делимся на три группы по 6 человек в
каждой.
Группа 1. Государственная дума и
президент будут рассчитывать государственный
бюджет.
Группа 2. Областная дума и
губернатор – областной бюджет.
Группа 3. Городская дума и мэр
города – городской бюджет.
Президент, губернатор, мэр города
проверяют на калькуляторе правильность решения
уравнений.
Группа 1
72816 – а = 386 + 10 a
= 68 956 |
b : 6 = 647 х 100 b
= 388 200 |
Группа 2
1916 + c = 987510 c
= 96 834 |
d : 3 = 118 х 100 d
= 35 400 |
Группа 3
n + 5901 = 776 320 : 10 n
= 71 731 |
m – 25 235 + 856 х 100 m
= 110 835 |
VII. Подведение итогов работы над
новым материалом
У. В учебнике «Зачем нужны
налоги» на с. 59 прочитайте главу «Бюджет».
Найдите ответ на вопрос: от чего зависят
составление правильного бюджета и его
выполнение?
Дети выполняют задание.
– Каждый человек, каждое
предприятие, каждая организация должны исправно
и честно платить налоги.
VIII. Итог урока
У. Какие виды работы вы
выполняли на уроке? Что нового узнали? Что такое
бюджет?
Запишите на листочке, на что, по вашему мнению,
государство должно в первую очередь выделять
деньги. Объясните свой выбор.
Каждый ученик составляет список из 5
пунктов.
– Свои пожелания вы можете
отправить в этом конверте нашей Государственной
думе, которую мы выбрали сегодня на уроке.
В большой конверт учащиеся
вкладывают свои листочки. Конверт заклеивают,
подписывают и вручают президенту, которого
выбрали на уроке. |