Цель. Формировать у детей
экономное отношение ко всем видам ресурсов.
Задачи.
1. Познакомить учеников с понятиями
"экономия", "бережливость",
"скупость".
2. Показать, что экономия помогает учитывать
ограниченность ресурсов.
3. Обучать детей экономному использованию всех
видов ресурсов.
4. Воспитывать у школьников стремление к
разумной экономии в семье и социуме.
Оборудование. Тетрадь творческих
заданий по экономике для 2-го класса; цветные
карандаши.
Основные понятия и категории. Экономность,
бережливость, скупость, расточительность,
рациональность, ресурсы.
ХОД УРОКА
Учитель начинает урок с обсуждения
проблемы снижения расходов всех видов ресурсов.
Учитель. Почему необходимо снижать
расходы воды?
Дети. За воду надо платить.
– Если много воды лить, она вся
уйдет, потом не хватит.
У. Почему надо снижать расходы
времени на выполнение каких-либо работ?
Д. Времени не хватит, и
что-нибудь не сделаешь. Если уроки не сделаешь –
двойку получишь.
– Если время останется, можно сделать что-то
полезное.
– Если работа неинтересная, ее надо сделать
быстро, а не тянуть.
У. Почему следует расчетливо
расходовать деньги?
Д. Деньги надо экономить. Может
не хватить на что-то нужное.
– Все деньги израсходуешь, а где другие взять?
– Люди получают зарплату. А если есть семья,
деньги попусту тратить нельзя.
У. Почему люди должны стремиться
к снижению затрат труда на выполнение работы?
Д. Потом еще что-то сделать
можно. А то устанешь, и все.
– Нужно экономить время.
– Если затраты большие, то цена больше.
Подобные вопросы можно продолжить,
использовав в них необходимость сокращения
расходов всех видов ресурсов (сырья, материалов,
времени, труда и др.), так как все ресурсы
ограничены.
У. Я хочу обратить ваше внимание на
то, что сберечь ресурсы позволяет экономное,
бережное, расчетливое отношение к ним людей. А
теперь выполните задание 90 в ТТЗ, в котором вам
предлагается в словаре русского языка отыскать
объяснение понятия "экономия" и записать
его в ТТЗ.
Дети выполняют задание.
– Запомните, экономность отличается
от бережливости. Экономность предусматривает
рациональное использование всех видов ресурсов,
из которых создаются ценности (товары, услуги,
время, идеи и др.), а бережливость – сохранение
уже созданных ценностей. Выполните задание 91.
Задание 91 в ТТЗ направлено на
формирование у школьников умения делать выбор из
альтернатив. Дети рассматривают рисунки и
раскрашивают те из них, где люди проявляют
бережливость.
На рисунке к заданию 91 в ТТЗ
изображены:
– открытый кран, из которого капает
вода;
– дети, ломающие дерево;
– мама, зашивающая порванную одежду;
– мусорное ведро, в котором куски хлеба, книга,
сосиски и др.;
– дети ремонтируют книги в библиотеке.
У. Какие картинки вы раскрасили? А
кто раскрасил другие картинки? Как следовало
выполнить задание?
Выслушиваются ответы детей.
– Как вы понимаете слово
"бережливость"? Можно ли сказать, что
бережливый человек – это скупой человек?
Назовите слово, противоположное слову
"бережливость".
Д. Расточительность.
У. А как вы относитесь к такому
качеству личности, как расчетливость?
Положительное или отрицательное это качество у
человека? (Выслушав ответы детей, учитель
предлагает им оценить такую ситуацию.)
"Твоя старшая сестра решила сшить
себе праздничное платье из дорогой ткани. Придя в
магазин, она выбрала ткань и спросила продавца,
сколько метров ткани потребуется ей для
праздничного платья. Продавец ответила: "Два
метра". Сестра купила ткань, принесла домой и
решила сразу раскроить ее. Оказалось, что 50
сантиметров ткани было куплено зря. Они остались
лишними. Вероятно, продавец решила, что сестра
будет шить длинное платье, а она хотела сделать
его коротким. Проявила ли сестра такое качество,
как расчетливость? Или она в этой ситуации
проявила расточительность?"
Ответы детей.
– Выполните задание 92. (Данное
задание следует предлагать только в сильном
классе. Можно предложить выполнить это задание
дома с помощью родителей.)
Задание 92. Подбери к понятиям в
правом столбце определения из левого столбца и
соедини их стрелками:
1. ЭКОНОМНОСТЬ
2. РАСЧЕТЛИВОСТЬ
3. БЕРЕЖЛИВОСТЬ
4. СКУПОСТЬ
5. РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ |
А. Расчет
необходимых затрат на удовлетворение конкретных
потребностей.
Б. Чрезмерная бережливость,
нелюбовь к тратам, к расходованию материальных и
денежных средств.
В. Использование материальных и
денежных средств без учета потребностей в них.
Г. Рациональное использование всех
видов ресурсов с пользой и выгодой, уменьшение
расходов.
Д. Сохранение существующих предметов,
увеличение их срока службы, придание им
"второй жизни". |
Ответ: 1Г, 2А, 3Д, 4Б, 5В.
В заключение урока проводится игра
"Человек в маске". Один из
старшеклассников приходит в маске во 2-й класс и
рассказывает историю о накоплении им денег.
История может быть примерно такой.
Человек в маске. Ребята! Я пришел к
вам за советом, как мне дальше жить. Я всю свою
жизнь коплю деньги. Если мне родители давали
деньги на мороженое, жвачки или на какие-либо
развлечения, я старался их не тратить, а
складывать в копилку. Если мама посылала меня в
магазин и говорила, что надо купить 500 граммов
масла на неделю, то я считал, что достаточно и 400
граммов. Я говорил маме, что купил 400 граммов, но
сдачу от покупки не отдавал. Часто деньги,
предназначенные на завтраки, я тоже складывал в
копилку. Однажды я нашел кошелек, в нем были
деньги. Я и не пытался найти человека, который его
потерял, а только обрадовался, что у меня
прибавятся накопления. Для чего я копил эти
деньги, точно ответить не могу. Что я буду делать,
когда копилка будет полна? Одно знаю, что
здоровье у меня стало хуже от того, что я
отказываю себе в завтраках и другой еде.
Настроение тоже не очень хорошее, так как ребята
покупают себе жвачки, сладости, игрушки и игры, а
я все коплю деньги. Ребята! Помогите мне
разобраться, кто я: экономный, бережливый? А может
быть, я скупой?
Учитель предлагает детям помочь
человеку в маске решить, кто он. Сначала
поднимают руки ребята, считающие человека в
маске экономным. Затем те ученики, кто считает
человека в маске бережливым. И наконец те, кто
считает его скупым. Учитель комментирует выбор,
сделанный всеми тремя группами учащихся,
спрашивает у ребят, как они относятся к такому
накопительству. После завершения игры учитель
благодарит человека в маске за то, что он пришел
во 2-й класс за советом, и всех учащихся 2-го класса
за стремление помочь человеку в решении его
проблем.
Как дополнительный материал к уроку можно
использовать игру "Составь слова". Класс
разбивается на команды. Каждой команде
предлагается на доске или на листочке написать
за 5 минут максимальное количество слов, которые
можно составить из экономических понятий:
РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ, РАСЧЕТЛИВОСТЬ, БЕРЕЖЛИВОСТЬ. |