Цель. Формировать понятие о
необходимости предметов, товаров, услуг.
Задачи.
1. Разъяснить зависимость потребностей
от ситуации.
2. Формировать умения обобщать, оперировать
понятиями.
3. Формировать умение выделять главное,
необходимое.
4. Дать представление о необходимых атрибутах
профессии.
Оборудование. Тетрадь творческих
заданий по экономике для 2-го класса, цветные
карандаши.
Основные понятия и категории. Необходимые,
обязательные, желательные предметы. Профессия.
ХОД УРОКА
Учитель начинает урок с повторения,
что такое экономика.
Учитель. Давайте вспомним, что
такое экономика.
Дети. Экономика – наука о разумном
ведении хозяйства.
– Экономика изучает ограниченность ресурсов.
– Экономика помогает правильно делать выбор.
У. Вам знакомо понятие
"выгода", на основе которой человек часто
выбирает тот или иной вариант решения проблемы.
Однако не всегда человек руководствуется
выгодой. Вспомните, какие решения вы принимали?
Д. Кормил бездомную собаку…
– Помогал бабушке...
У. А на основе чего мама
выбирает, что приготовить на обед: суп и мясо или
мороженое?
Д. Суп и мясо полезнее.
У. Что ты выберешь: бутерброд или
жвачку?
Д. Если голоден, то бутерброд.
Учитель задает несколько
аналогичных вопросов. Дети отвечают.
У. Какой вывод можно сделать? Чем
приходится руководствоваться при выборе?
Д. Иногда что-то обязательно
нужно.
– Что-то полезно.
У. Сделаем вывод. Не всегда при
выборе руководствуются соображениями выгоды или
вкуса. Иногда приходится решать, можешь ли ты
обойтись без этого или нет. Назовите вещи, без
которых человек не может обойтись.
Д. Лекарства.
– Еда. Теплая одежда.
– Квартира.
– Игрушки. Собака....
У. Среди этих предметов есть
необходимые, обязательные и желательные.
Потребность в тех или иных вещах зависит от
сезона, климата, профессии, возраста.
А теперь самостоятельно выполните задания 22, 23, 24
в ТТЗ и ответьте на вопросы. Какие предметы вы
дорисовали и почему без этих предметов нельзя
обойтись? Какие предметы, по вашему мнению,
лишние и почему?
Дети выполняют задания 22, 23, 24 в ТТЗ и
отвечают на вопросы.
Задание 22. У Антона в шкафу
перепутаны все предметы. Помоги Антону
разобраться, что ему понадобится зимой, а что –
летом. Покажи стрелками, в какое время года
потребуются предметы.
На рисунке к заданию 22 в ТТЗ
изображены следующие предметы: пальто, темные
очки, спасательный круг, шапка, лыжи, сандалии,
валенки, свитер, кепка, шорты, майка, варежки.
Дети обводят красным карандашом предметы,
необходимые летом, синим – зимой.
Задание 23. Давай наведем
порядок на твоем письменном столе. Чего не
хватает, без чего ты не можешь обойтись, делая
уроки? Напиши. Подумай, может быть, здесь есть
что-то лишнее? Вычеркни. Обведи необходимые и
обязательные предметы красным карандашом, а
желательные – зеленым.
На рисунке к заданию 23 в ТТЗ
изображен письменный стол, на котором находятся
тетрадь, подставка для книг, ручка, карандаш,
книги, ножницы, настольная лампа, глобус, фонарик,
магнитофон, рогатка, тарелка, телефон.
Задание 24. Антон отправляется в
путешествие. Посоветуй, что ему положить в
чемодан. Обведи зеленым карандашом те предметы,
которые ему пригодятся во время путешествия, и
вычеркни те, которые не следует брать.
На рисунке к заданию 24 в ТТЗ
изображен Антон, стоящий перед раскрытым
чемоданом. Сбоку – в беспорядке различные
предметы: тарелки, книги, ракетки, валенки, ласты,
ботинки, лыжи, пальто, глобус, настольная лампа,
ванна, картина, фотоаппарат, одежда.
У. Что бы вы посоветовали Антону
взять с собой, чего не изображено на рисунке,
почему? Напишите или нарисуйте эти предметы.
Если дети начнут спрашивать, куда
едет Антон, надолго ли и т.п., то учитель просит их
объяснить, каким образом набор предметов зависит
от данных факторов, не ограничивая фантазию
детей.
Следующий этап урока имеет целью не
только вспомнить виды основных ресурсов, но и
формировать умения детей находить общее,
обобщать, оперировать понятиями.
– Сейчас я зачитаю список различных предметов.
Попробуйте определить одним словом, какие
потребности они удовлетворяют. Отвечать можно
только по моей команде.
А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки
– пища. Б.
Книга, школа, библиотека, институт – образование. В.
Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье. Г.
Театр, кукла, мяч, телевизор – развлечения.
Д. Сок, вода, чай – жажда. Е.
Кровать, подушка, одеяло – сон. Ж
. Печь, камин, батарея, костер – тепло. И.
Спасибо, пожалуйста, простите – вежливые
слова. К.
Газеты, книги, радио, телевизор – информация. Л.
Огнетушитель, сейф, каска, решетки – безопасность
и т.п.
– Как одним словом назвать
потребности в пище, тепле, сне?
Д. Физиологические.
У. Какую потребность человека
удовлетворяют вежливые слова?
Д. В уважении…
Далее учитель продолжает формирование
у детей умений делать выводы и обобщения на
профориентационном материале.
У. Вы знаете, что представители
различных профессий нуждаются в различных
средствах и предметах труда. Предлагаю вам
поиграть в следующие игры.
"Кто использует в работе?"
Учитель предлагает перечислить все
профессии, представители которых в своей
деятельности используют:
– ножницы (портной, парикмахер,
хирург, садовод ...);
– зеркало (водитель, парикмахер, стоматолог
...);
– иглу;
– кисть;
– молоток.
Оценивается количество правильных
ответов детей, оригинальность (чем реже
упоминается профессия в ответах, тем
оригинальнее ответ).
"Угадай профессию"
Перед учениками ставится задача
загадать профессии и описать, какие материалы и
инструменты необходимы для выполнения
профессиональных обязанностей (в случае
затруднения – только инструмент). Например,
дерево, рубанок – столяр; ткань, игла – портной;
дерево, топор – лесоруб; кульман, бумага – чертежник.
Загаданную профессию, инструмент, материал
ученики записывают в ТТЗ, задание 25. После
подготовки школьники предлагают друг другу
угадать профессии. Задание может выполняться
группами учеников, в этом случае группа
задумывает три профессии. Учитель оценивает
качество (правильность), оригинальность и
количество задуманных профессий.
Задание 25. Заполни таблицу.
Профессия |
Инструмент |
Материал |
|
|
|
|