Понедельник, 22.07.2024, 14:11                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [34]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [11]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МУЗЫКА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок в 3-м классе по теме "Интонация в музыке и разговорной речи"
25.05.2013, 17:50

Цель: показать учащимся, что наша обычная  разговорная речь и речь музыкальная, хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее, имеют много общего.

Задачи:

  • Образовательные
  • познакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка»;
  • выбирать уместное для конкретной ситуации средство выражения просьбы;
  • учить пользоваться интонацией как средством вежливого выражения просьбы;
  • закреплять 3 свойства устной речи: тон, темп, громкость.
  • Развивающие
  • развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности, навыки выразительного пения;
  • развивать устную речь учащихся, внимание, мышление.
  • Воспитательные
  • воспитывать любовь к музыке, культуру исполнения музыкальных произведений, культуру речи, внимательного, вдумчивого слушателя;
  • прививать любовь к чтению художественных произведений.

Наглядность и оборудование:

  • На доске вывешена яркая, красочная страна «Интонация», отражающая 3 свойства устной речи: тон, громкость, темп, а также выразительную и изобразительную интонацию в музыке.
  • Плакат с нотными записями «зерна» – интонации различных музыкальных произведений.
  • 2 плаката-словаря с музыкальными терминами, помогающими учащимся характеризовать услышанную музыку.
  • Иллюстрация к стихотворению и песне «Болтунья» А. Барто, С.С. Прокофьева, изображающая болтунью Лизу.
  • Портреты Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева,  А. Барто.
  • Плакат по итогу урока.
  • Призы – красочные нотки детям и гостям.
  • Жетоны – «китята» за правильные ответы учащихся.
  • Телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фортепиано.

Музыкальный материал:

  • Попевка Д.Б.Кабалевского «Кто дежурные?» – исполнение.
  • Попевка «Барабан» – исполнение.
  • Песня «Болтунья», муз С.С. Прокофьева, сл. А.Л. Барто – слушание.
  • Д.Б. Кабалевский «Три подружки» – слушание.
  • Физкультминутки «Так делают только у нас», «Две лягушки», муз. И.И. Гордиенко, учителя музыки – исполнение.
  • Песни: «Так уж получилось», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой; «Добрый день», муз Я. Дубравина, сл. В. Суслова – исполнение.
  • Музыкальное приветствие и прощание, муз. И.И. Гордиенко – исполнение.
  • Видеофрагмент из м/ф «Двенадцать месяцев» – просмотр.
  • Грамзапись стихотворения А.Л. Барто «Болтунья» – слушание.

ХОД УРОКА

Учащиеся входят в класс под аккомпанемент попевки «Кто дежурные?»
Музыкальное приветствие.
Исполнение попевки «Кто дежурные?»

Беседа:

– О ком эта песня?
– Какие обязанности у дежурных?
– Кого называют хорошими дежурными?
– Какой характер у этой песни? (Плакаты – словари вам помогут)
– Она бодрая, весёлая, радостная, светлая, задорная.
– Какие интонации слышатся в песне?
– Вопросительные и утвердительные.
– Посмотрите на плакат с нотной записью. Какая по счёту интонация принадлежит этой песне?
– Вторая.
– Из скольких интонаций выросла песня?
– Из двух.
– Как композитору удалось передать в музыке вопрос?
– Вопросительная интонация закончилась неустойчиво, мелодия пошла вверх.
– Как звучит мелодия утвердительной интонации?
– Мелодия идёт вниз и повторяется несколько раз на устойчивом звуке.

Вывод: В интонациях песни «Кто дежурные?» слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурного класса.

– Сегодня на нашем уроке мы совершим путешествие в сказочную страну под названием «Интонация». Какая бывает интонация?
– Восклицательная и невосклицательная.
– А какие интонации бывают в музыке?
– Выразительные и изобразительные.
– Что может выражать музыка?
– Чувства, мысли, настроения, радость, грусть…
– А что может изображать музыка?
– Гром, журчание ручейка, движение поезда…
– Сейчас я прочитаю вам рассказ.

(Читается любой рассказ невыразительно, без знаков препинания, монотонно).

– Вам понравилось, как я прочитала рассказ?
– Нет.
– А почему?
– Вы читали невыразительно, без пауз, монотонно.
– Что же необходимо для выразительного чтения? Давайте разгадаем кроссворд.
– Какие вы знаете свойства устной речи?
– Тон, темп, громкость

(Разгадывают кроссворд – наглядность на доске).

– Какой темп речи поможет вам лучше выразить настроение мальчика при спуске с горы и подъёме на гору?

Чтение стихотворения Г. Бойко «На санках». (Показать картинку).

– Почему при чтении 1-ой части стихотворения ты убыстряешь темп, увеличиваешь громкость, а при чтении 2-ой части темп замедляется, громкость уменьшается? Какие слова стихотворения помогают выбрать темп?
– Я лечу, лечу…; везу, везу…
– Вам не раз говорили: «Не тараторь, говори медленнее!» И вы даже обижались на это замечание. Не огорчайтесь – вот стихотворение, которое можно и нужно произносить с улыбкой, громко, быстро.

Читается стихотворение «Тараторка» Д. Родари.

– Как образовано слово «тараторка»? Как вы понимаете это слово?
– Тараторит – значит,  быстро говорит.
– Как называется маленький стишок, который нужно говорить быстро и громко?
– Скороговорка.
– Давайте произнесём скороговорку: сначала тихо и медленно, затем быстро и громко.
– Какие вы знаете скороговорки в музыке?
– Попевка «Барабан».
– А почему вы решили, что это скороговорка? Взгляните на нотную запись, может быть она вам поможет ответить на этот вопрос.
– Эта попевка поётся в быстром темпе,
– очень короткие длительности,
– нотки стоят рядышком, чтобы удобно было петь быстро.
– Верно, а ещё посмотрите, нотки не только стоят рядышком, а ещё постоянно возвращаются к самому устойчивому звуку – тонике.
– Что за музыкальные знаки, кроме ноток, встречаются в нотной записи?
– Паузы.
– Что такое пауза?
– Это знак молчания.

Вывод: Как разговорная речь становится выразительной, осмысленной с помощью знаков препинания, так и музыкальная речь становится осмысленной и выразительной при наличии в ней пауз.

– А теперь давайте исполним попевку – скороговорку «Барабан» и поиграем, выберем барабанщика. Как мы должны её исполнить?
– Бодро, гордо…
Игра – попевка «Барабан», (3 раза, с каждого ряда).
– Кто был лучший барабанщик?
– Существует своеобразный приём произнесения и пения – скороговорки, чаще всего они носят шуточный характер. «Болтает», «тараторит», «трещит», – так говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку.
– Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Болтунья» и подумайте, почему оно так называется?
– Лида болтает без умолку, ей везде хочется успеть, она постоянно торопится…
– Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Ярким примером этому может послужить песня С.С. Прокофьева «Болтунья».
– Послушайте и скажите, как удалось композитору передать характер Лиды?
– Какими средствами музыкальной выразительности композитор пользовался?

Слушание песни С.С. Прокофьева «Болтунья».

– Какой вам показалась Лиза?
– Чтобы передать её болтливость, композитор использовал быстрый темп,
– ей везде хочется успеть,
– Лиза показалась мне занятой, деловой, рассудительной…
– Особенностью этой песни является чередование скороговорки с размеренно – убедительными фразами. Именно интонационные особенности музыки раскрывают нам её характер.

Вывод: Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.

Музыкальная физкультминутка «Две лягушки».

– Большое значение в разговорной речи и в музыке играет тон. Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» А также похвальные слова, например: «Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон». Действительно, тон, каким вы что-то сказали, нередко бывает важнее самих слов.
– Посмотрите отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и скажите, что вам показалось особенно возмутительным в разговоре 14-летней королевы и седобородого профессора?

Видеопросмотр отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».

– Кто должен отдавать распоряжения, требовать во время урока – профессор или его ученица (хотя и королева)?
– Конечно, учитель.

Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Так мы произносим с усмешкой слово «умница» и человек сразу понимает, что мы его совсем не хвалим.

– Как вы понимаете смысл русской пословицы: «То же слово, да не так бы молвить»?
– Словом можно обидеть, пожалеть, смотря, каким тоном ты его произнесёшь…
– Например, диалог: – Мальчик, уступи место бабушке.
– Пожалуйста (ГРУБО).
– Как вы думаете, будет ли приятно слышать слово «пожалуйста», произнесённое мальчиком? Сядет бабушка на место, которое уступит ей мальчик?
– Нет, ей будет неприятно, не захочется сидеть.
– Послушайте диалог двух подружек:
– Что же делать, Оля, вдруг никто не сумеет починить мою Барби?
– Как жаль, что теперь у тебя не будет такой замечательной куклы (насмешливо).
– Можно ли поверить, что Оля сочувствует подруге? Почему вы так думаете?
– Нет, она это сказала не тем тоном.
Стихотворение «Про Мишу» С. Михалкова исполняется по ролям, (на головах у детей маски лисы и медведя).
– Как относится к больному лиса? Каким тоном она говорит?
– Сочувствует, нежно, ласково…
– А каким тоном ей отвечает Мишка?
– Жалобно.
– Какую песню вы исполнили бы добрым, нежным, ласковым тоном?

Исполнение песни «Так уж получилось» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой.

– Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зёрен», (показать на плакате). Как из одного зёрнышка вырастает колосок, так из зерна-интонации вырастает музыкальная фраза или целое произведение. Каждое такое «зерно» мы называем интонацией. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы сразу же запоминаем и узнаём при повторениях, даже если повторение звучит с какими – либо изменениями. В зерне-интонации содержится зародыш мелодии, ритма, характера. Главная интонация пронизывает всё произведение. Сейчас мы с вами попытаемся по главным интонациям знакомых с 1 класса фортепианных пьес определить характеры трёх девочек и изобразим игру на музыкальных инструментах. Обратите внимание, на каких музыкальных инструментах исполнялись эти пьесы?

Слушание. Д.Б. Кабалевский «Три подружки».

– Вспомним их имена:
– «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
– Какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт эти характеры в музыке? Какие музыкальные интонации характерны «Резвушке»?
– интонации «Резвушки» звучат в быстром темпе, «прыгают», «скачут», постоянно меняется направление движения мелодии.
– Какие музыкальные интонации характерны «Плаксе»?
– Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох.
– Верно, их неизменная повторность рождает ощущение плаксивости, жалобы. Это связано также и с нисходящим движением мелодии.
– А какие музыкальные интонации характеризуют «Злюку»?
– Крикливые, резкие, угловатые, грубые.
– Верно, угловатые, крикливые интонации «Злюки» подчёркиваются громким, резким звучанием аккордов.
Какие инструменты изображали подружек?
– Плаксу – скрипки,
– Резвушку – дудочки (деревянные –духовые),
– Злюку – трубы (медные духовые).

Вывод: Да, эти пьесы исполняли различные группы инструментов симфонического оркестра и мы услышали, как благодаря различной окраске голосов, т.е. различным тембрам, менялся характер каждой подружки, и обогатилась выразительность интонации. Следовательно, тембр, как выразительная краска в музыке влияет на яркость интонации.

Музыкальная физкультминутка «Так делают только у нас»

– Хотя часто в школе говорят: «Не кричи, говори тише», а иногда так хочется покричать, выйти на лесную полянку, на берег реки и кричать во весь голос.

Стихи: «Радуга» Е. Благининой, «Алёшкина кричалка» В. Левина.

– А какую песню хочется спеть, когда мы говорим о восклицательной интонации?
– «Добрый день»
– Как мы её исполним?
– Светло, радостно, приветливо.

Исполнение песни Я. Дубравина, на сл. В. Суслова «Добрый день».

– Какое чувство возникло у вас при исполнении песни?
– чувство радости, доброты…
– Конечно, когда человек приветствует вас словами: «доброе утро», «добрый день», он желает вам здоровья, счастья, добра.

Итог: Подводя итог нашему уроку, давайте скажем, какая должна быть речь человека?

– Чёткая, ясная, понятная.

Стихотворение «Сашина каша» С. Михалкова.

Дети хором читают плакат:

  • Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.
  • Если твоя речь отчётлива, слова правильно употреблены, – тебя легко поймут.
  • Если твоя речь не слишком громкая и не слишком тихая – тебя легко поймут.
  • Если твоя речь эмоциональна, но не слишком, – тебя легко поймут.
  • Если твоя речь не слишком быстрая и не слишком медленная, – тебя легко поймут.

– Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза. Мелодия – это интонационно осмысленное музыкальное построение. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям и без слов.

Оценки за урок по количеству жетонов – «китят».
Призы за хорошую работу детям и гостям в память об уроке.
Музыкальное прощание.
Выход под музыку марша.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin
Просмотров: 10374 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.2/11
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru