Расстановка мебели в классе
напоминает помещение зала судебных заседаний.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу садиться! Слушается
дело о композиторах Венской классической школы.
На скамье подсудимых Кристоф Виллибальд Глюк,
Йозеф Гайдн, Людвиг ванн Бетховен. Подсудимые
встаньте. Современники обвиняют вас в измене
традициям барокко и формировании нового
направления в истории музыкальной культуры
классицизм.
В компетенции суда:
1. Признать, либо не признать
правомерность действий композиторов Глюка,
Гайдна, Бетховена по формированию нового стиля в
музыкальной культуре классицизм.
2. Выявить отличительные
особенности нового музыкального стиля на
примере творчества венских композиторов.
3. Определить уровень плодотворности их работы.
4. Вынести приговор, решающий их дальнейшую
судьбу в истории музыкальной культуры. Защиту
подсудимых представляет…(Ф.И.), защиту
обвинения…(Ф.И.), секретарь суда…(Ф.И.ученика).
Прошу доложить секретаря о готовности.
Секретарь: На заседание суда не
явился подсудимый Людвиг ванн Бетховен по
известным суду причинам. Проходящий по данному
делу свидетель Моцарт находится в зале суда. Все
аудио и видеоматериалы следствия переданы суду.
Судья: Заседание суда прошу
считать открытым. Начнем с допроса потерпевшей
стороны. Господа современники, проясните
ситуацию и объясните нам, в чем вы обвиняете
австрийских композиторов?
Современник 1: В XVII-XVIII веках
музыкальная культура в основном развивалась в
рамках стиля барокко. Этот стиль создал
художественные принципы, существенно отличавшие
ее от музыки Возрождения. Что происходит: на
смену плавной гармонии, уравновешенности пришли
трагическое мироощущение, пристальное внимание
к чувствам и эмоциям человека. Блестяще найдены
специфические средства и формы для выражения
подобных чувств. Например, гомофония
– мелодичное одноголосие; опера – ведущий жанр
музыки барокко «взволнованный стиль»,
передающий драматизм и напряженность действия,
глубину страстных человеческих чувств и
переживаний; духовная органная музыка; CONCERTO
GROSSO – большие концерты, в основе которых лежало
противопоставление одного или группы солирующих
музыкальных инструментов всему оркестру;
фуги–многоголосные произведения, в основе
которых лежит одна музыкальная тема, звучащая
последовательно в разных голосах; оратории –
крупные музыкальные произведения светского
содержания для хора, солистов-певцов и оркестра,
предназначенных для концертного исполнения.
Судья: Назовите, кто конкретно
участвовал в формировании музыкального стиля
барокко?
Современник 1: Это Клаудио
Монтеверди, Антонио Вивальди, Иоганн Себастьян
Бах, Георг Фридрих Гендель.
Судья: Мы можем услышать то, о
чем вы говорили, у нас есть аудиозаписи.
Напомните суду некоторые фрагменты барочной
музыки.
Звучит музыка барокко: Антонио
Вивальди «Времена года», «Концерт для флейты»,
Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургские
концерты», фуга.
Судья: Что же происходит
дальше?
Современник 2: Много чего было
создано за это время, да все и не упомянешь.
Только не всем по нраву пришлись итальянские
оперы. Например, в Англии они получили довольно
сдержанные, а порой и резко критические отзывы, а
потом и Бах и Гендель полностью теряют зрение
незадолго до смерти.
Судья: Вы хотите сказать. Что
творчество Баха и Генделя – было музыкальным
итогом эпохи барокко?
Современник 2: Да. В середине 18
века оперное искусство переживало далеко не
лучшие времена: оперы почти не ставились, а те
которые шли на сценах театров, представляли
собой попурри из разнообразных арий, дуэтов и
танцев. Даже любимец публики Глюк вздумал чудить
и это в 50 лет!
Глюк: (выкрикивает) Я не чудил! Я
открывал новые горизонты!
Судья: Тише, г-н Глюк, вам дадут
слово! И последний вопрос потерпевшей стороне: Вы
хотите сказать, что музыкальная культура
барокко, имевшая колоссальный успех в Италии, не
прижилась в Англии, а в Австрии и вовсе
переродилась в новый музыкальный стиль.
Современник 2: Да.
Судья: Прошу садиться. Г-н
Кристоф Виллибальд Глюк, пройдите для допроса.
Скажите, лично вы отрицаете достижения
«серьезной оперы» стиля барокко?
Глюк: Ни в коем разе! Просто
критически переосмыслив и подытожив то лучшее,
что было достигнуто «серьезной оперой», я создал
жанр музыкальной трагедии.
Обвинение: Вы позволите, ваша
честь! Где простите, готовят таких реформаторов?
Глюк: Я родился в небольшом
австрийском городке Эрасбахе, недалеко от
границы с Чехией. Музыкальное образование
получил в Праге, позднее брал уроки у известных
мастеров итальянской оперы. Но особый успех мои
оперные произведения имели во Франции.
Обвинение: Ваша честь, вы
позволите приобщить к делу список произведений
Глюка? Это его музыкальные трагедии: «Орфей и
Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и
Елена»(1770), «Ифигения в Авлиде» (1774), «Армида» (1774),
«Ифигения в Тавриде».
Судья: Г-н Глюк, Вы утверждаете,
что эти оперы имели во Франции особый успех.
Почему?
Глюк: Французы «предпочитали
остроумие – чувству, галантность – страстям,
изящество и колорит стихосложения –
патетичности». Я усилил трагедийное звучание
оперы, провозгласив принцип главенства драмы над
музыкой.
Судья: Я попрошу защиту
прокомментировать ответ.
Защита: (на фоне голоса
звучит музыка Глюка baletto) Герои опер
Глюка ради любви, дружбы и блага других людей
были готовы на любую жертву. В ариях, возникающих
в моменты эмоционального напряжения, звучали
интонации глубокой скорби, крики боли и гнева,
страстные призывы к справедливому отмщению и
мужественной борьбе. Реформаторская опера Глюка
«Орфей и Эвридика» поставлена в Вене в 1762 году.
Послушаем фрагмент из оперы «Сцена с
фуриями». Здесь на первый план выдвинуты
столкновение роковых сил и воли певца Орфея, его
готовность бороться за встречу с любимой
Эвридикой. Обратившись к известному
мифологическому сюжету. Который до него уже
использовали несколько десятков композиторов,
Глюк усилил его трагедийное звучание. Сцены
оплакивания умершей Эвредики в подземном
царстве, мучительные жалобы и искушения Орфея
заставляли публику глубоко и искренне
переживать происходящее на сцене. Но в самые
напряженные моменты действия трагическая
развязка не наступала…. Неожиданно появлялся
Амур, который возвращал Орфею возлюбленную
Эвридику. В финале звучала музыка, исполнялись
танцы. Глюк написал речитатив таким образом,
чтобы на первом месте был смысл слов в
исполняемых партиях. Поющие герои должны были
продемонстрировать публике не только свое
техническое мастерство, но и артистические
качества. Хор превратился в составную часть
общего действия.
Судья: Спасибо, что вы хотите
добавить Г-н Глюк?
Глюк: Вообще, главные задачи
своего творчества я определяю такими словами: простота,
правда и естественность – вот три великих
принципа прекрасного во всех произведениях
искусства».
Обвинение: Следуя этим
принципам, вы убираете все музыкальные
излишества и украшения. Это так?
Глюк: Да. Это дает поэзии больше
новой выразительной силы, сокращает до минимума
количество действующих лиц. Увертюра к опере
теперь в большей степени выражает главную идею
действия. Арии певцов становятся короче,
речитатив отличается напевностью, его
сопровождают клавесин, а теперь и тромбон,
оркестр становится резонатором драматического
действия.
Современники: (выкрикивают)
Вы потеряли вкус! У Вас отсутствует утонченность
и благородство! Ваши оперы «вопли горести и
отчаяния»! Ваши оперы «крики физической боли» и
«конвульсивные рыдания»!
Глюк: Можете утверждать что
угодно, господа, но начало оперной реформе уже
положено!
Судья: У обвинения еще будут
вопросы?
Обвинение: Нет, ваша честь.
Судья: Присядьте, г-н Глюк. На
скамье подсудимых находится Йозеф Гайдн.
Встаньте, г-н Гайдн. Современники обвиняют Вас в
создании классической симфонии, которая
становится ведущим жанром музыкального
искусства. Вы признаете свою вину?
Гайдн: Признаю. Я создал 104
симфонии!
Обвинение: Ваша честь, помимо
создания классической симфонии г-н Гайдн
формирует устойчивый состав симфонического
оркестра. Вы позволите приложить к делу данные о
его творчестве? Это: 83 струнных квартета; 52
клавирные сонаты; 24 оперы; 14 месс и несколько
ораторий.
Судья: Обвинение, у вас есть
вопросы к г-ну Гайдну?
Обвинение: Нет, ваша честь, но в
зале находится свидетель по делу Гайдна г-н
Моцарт, Вы позволите его пригласить?
Судья: Вызывается свидетель
Вольфганг Амадей Моцарт.
Обвинение: Г-н Моцарт, в каких
отношениях Вы находитесь с г-ном Гайдном?
Моцарт: Гайдн мой друг.
Обвинение: Г-н Моцарт, Вы
подтверждаете, что упомянутый список
произведений – дело рук Гайдна?
Моцарт: Творческое наследие
Гайдна поистине ошеломляюще! Чувствуется
непревзойденный талант!
Судья: О каком таланте идет
речь?
Моцарт: «Никто не в состоянии
делать все: и балагурить, и потрясать, вызывать
смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо,
как это умеет г-н Гайдн».
Судья: Вы хотите сказать, что
композиторская фантазия г-на Гайдна не знает
границ?
Моцарт: Вы понимаете, музыка
Гайдна – это «музыка радости и досуга», она
светла и естественна, лирична и изысканна.
Обвинение: Разрешите, ваша
честь? Господин Моцарт, Вам известен тот факт, что
симфонии г-на Гайдна богаты контрастами, паузами
и неожиданными сюрпризами, что явно могло не
понравиться зрителю и даже его напугать?
Моцарт: Вы говорите о 94-й
симфонии?! Да, в середине второй части, когда
музыка звучит спокойно и тихо, неожиданно
раздаются мощные удары литавр только для того,
чтобы зритель «не скучал».
Современник 3: Разрешите, ваша
честь?! Доходило до того, что в симфонической
музыке г-н Гайдн нередко использовал прием
звукоподражания: пения птиц, журчания ручья,
давал зримые зарисовки восхода солнца и даже
«портретов» животных!
Защита: Да это же талант! А
каково пришлось г-ну Гайдну, пока сложилась
музыкальная форма симфонии! Разрешите взять
слово, ваша честь? Не сразу складывалась
музыкальная форма симфонии. Первоначально
количество ее частей варьировалось, и лишь
Гайдну удалось создать ее классический тип в
четырех частях, каждая из которых различалась
характером звучащей музыки, темпом и примами
развития темы. При этом четыре контрастные части
симфонии взаимно дополняли друг друга. Первая
часть симфонии (от греч. – созвучие) обычно
исполнялась в быстром, стремительном темпе. Она
активна и драматична. Обычно в ней передан
основной конфликт двух образов – тем. Вторая
часть– медленная, лиричная, навеянная
созерцанием прекрасных картин природы. Она
способна вызвать в душе размышления, сладостные
мечты и грезы воспоминаний. В третьей части
звучит живая, подвижная музыка, первоначально
восходящая своими ритмами к менуэту –
спокойному салонному танцу XVIII в., позднее – к скерцо
веселой танцевальной музыке шутливого
характера. Быстрая четвертая часть напоминает
музыкальную форму рондо с чередованием
неизменной темы – рефрена (припева) и
постоянно обновляемых эпизодов. В ней, как
правило, подводятся итоги развития тем и образов.
Давайте послушаем фрагменты опер Гайдна.
Музыка Гайдна: Симфония № 48 Мария
Терезия часть 1
Судья: У обвинения еще есть
вопросы к свидетелю г-ну Моцарту?
Обвинение: Есть, ваша честь. Нам
известен факт, что в оперном искусстве вы тоже
прокладывали собственную дорогу, отличную от
своих знаменитых предшественников и
современников. Почему?
Моцарт: Наверно потому что,
больше всего в жизни я ценю понятия чести и
достоинства, являясь человеком независимым и
решительным.
Судья: Г-н Моцарт, с самых
ранних лет жизни ваше имя стало легендой.
Расскажите нам об этом.
Моцарт: В 4 года мне требовалось
полчаса, чтобы разучить менуэт и тут же его
сыграть. В 6 лет я вместе с отцом Леопольдом
Моцартом гастролировал с концертами по Европе. В
11 лет сочинил первую оперу, а в 14 дирижировал на
премьере собственной оперы в театре Милана.
Обвинение: Г-н Моцарт, как Вы
можете объяснить тот факт, что в своих операх
проявляли сочувствие к отрицательным героям, а
над положительными не прочь были от души
посмеяться?
Моцарт: В моих оперных
произведениях не было четкого деления
персонажей на положительные и отрицательные,
герои то и дело попадали в самые различные
жизненные ситуации, в которых проявлялась суть
их характеров. Так я впервые объединил в опере
драматическое и комическое начало. А свои
произведения ставил по средневековым легендам и
пьесам известных драматургов.
Обвинение: Ваша честь, вы
позволите приложить к делу самые известные оперы
г-на Моцарта: «Свадьба Фигаро» (1786), «Дон Жуан»
(1787).
Судья: Включите для
прослушивания фрагмент оперы Моцарта «Дон Жуан».
Защита, приготовьтесь прокомментировать.
Звучит музыка Моцарта: фрагмент оперы
«Дон Жуан».
Защита: В опере «Дон Жуан» (1787)
трагическое и комическое, фантастическое и
реальное переплетены не менее прочно. Сам Моцарт
не случайно дал ей подзаголовок «Веселая драма».
Следует подчеркнуть, что тема донжуанства была
не нова в музыке, но в ее раскрытии Моцарт нашел
особые подходы. Если раньше в центре внимания
композиторов были дерзкие похождения и любовные
авантюры Дон Жуана, то теперь перед зрителями
представал обаятельный человек, преисполненный
рыцарской отваги, благородства и мужества. С
большим сочувствием Моцарт отнесся и к раскрытию
душевных переживаний оскорбленных им женщин,
ставших жертвами любовных интриг Дон Жуана.
Судья: Спасибо. Мы видим, что в
ходе следствия выявились новые факты, а именно,
участие г-на Моцарта в формировании
классического стиля. Я буду ходатайствовать о
возбуждении против г-на Моцарта дела и отправки
его на дальнейшее рассмотрение. У обвинения еще
будут вопросы к свидетелю г-ну Моцарту?
Обвинение: Г-н Моцарт,
вспомните, что произошло весной 1787 года на
окраине Вены, в доме, где вы жили.
Моцарт: (вспоминая) Ко
мне постучался подросток лет 16, одетый в костюм
придворного музыканта. Он попросил меня
послушать его умение импровизировать на
заданную тему. Я как раз был поглощен работой над
оперой «Дон Жуан» и дал ему две строчки
полифонического изложения. Мальчик не
растерялся и отлично справился с заданием,
поразив меня своими необычайными способностями.
Я еще сказал тогда друзьям: «Придет время и о нем
заговорит весь мир».
Судья: Следствию известен сей
факт. Этим мальчиком был Людвиг ван Бетховен. К
сожалению, мы не сможем его допросить, так как
Людвиг ван Бетховен находится в состоянии
глубокой депрессии из-за абсолютной потери
слуха. Но у нас находится его дело. Прошу защиту
представить информацию.
Защита: Презентация «Бетховен».
Судья: Заслушав обе стороны,
прошу всех встать для вынесения приговора.
Приговор:
Внимательно изучив обстоятельства дела,
рассмотрев представленные доказательства и
заслушав показания свидетеля, суд приговорил:
1. Г-на Кристофа Виллибальда Глюка, г-на Йозефа
Гайдна, г-на Людвига ван Бетховена признать
виновными в формировании нового стиля в
музыкальной культуре – классицизм.
2. Г-на Вольфганга Амадея Моцарта считать
представителем Венской классической школы.
3. Оценить новое направление классицизм в
музыке как одно из самых плодотворных в истории
музыкальной культуры.
4. Рекомендовать современникам слушать музыку
Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена и делиться
своими впечатлениями, используя памятку «Как
можно охарактеризовать произведение музыки»
Судья: На этом заседание
суда объявляю закрытым.
|