Введение
М.И. Глинка (1804 – 1857) – гениальный композитор, основоположник
оперной и симфонической русской классической музыки, как и А.С.
Пушкин в русской литературе и поэзии. Талант М.И. Глинки созревал и
сформировался в послевоенный период победоносной войны с Наполеоном в
1812 году. Данный исторический период связан с ростом освободительных
идей от гнета помещиков крестьянства. Он воплотил и поднял на более
высокий уровень музыкальное творчество своих предшественников.
М.И.Глинка написал оперу «Иван Сусанин» в 1836 году с либреттистом
Е.Ф. Розеном, но приближенные к царю настояли на названии данной оперы
«Жизнь за царя». Премьера оперы состоялась 27 ноября 1836 года. В 1939
году С.М. Городетский местами изменил текст и воплотил в жизнь
замысел автора, восстановил прежнее название оперы. Глинка в своей
героико-патриотической опере «ИВАН СУСАНИН» показал великую роль
народа, его самоотверженность, его подвиги, ради освобождения Руси от
польской интервенции. Он описывает, как народные массы сплотились
вокруг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по их призыву и духовным
благословлением патриарха Гермагена. Ещё в детстве Глинка много слышал
рассказов о героизме народа и проникся любовью и уважением к простому
люду. Он создал новый тип национальной оперы классического реализма.
Это самобытное, уникальное, реалистическое музыкально творение периода
жизни М.И. Глинки. Опера «Иван Сусанин» – первое в истории мировой
музыкальной культуры, образец героической народной драмы. В основу
оперы положено реальное историческое событие, крестьянина Ивана
Осиповича Сусанина из села Домнино, вблизи города Костромы. Он
трудился, как все крестьяне его села и пел в церковном хоре. Имел двоих
детей; дочку Антониду и приемного сына Ивана. Его дом находился на
окраине села, чем и воспользовался отряд польских захватчиков. К этому
времени часть польской шляхты была изгнана с территории Руси, а части
разрозненных отрядов ещё бродили и причиняли большой ущерб местному
населению разбоем и грабежами. Данный отряд искал в окрестностях села
Домнино, укрывавшегося русского царя Михаила Фёдоровича, с целью его
захвата и пленения. Ворвавшись в дом Ивана Сусанина, шляхтичи вынуждали
его показать им правильную дорогу. Данная местность изобиловала не
проходимыми лесами и топкими болотами. Узнав истинную цель поляков,
Сусанин завел их в глухой болотистый лес и ценою своей жизни загубил
отряд польских захватчиков. Данный подвиг Сусанин совершил, сознавая
высокое чувство долга перед всем народом. Патриотический призыв для
создания ополчения купца Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского из
Нижнего Новгорода, совместно с героическим поступком крестьянина Ивана
Сусанина, являются объединительным фактором всего народа – создателями
общественного русского общества. Данное историческое событие отображено в
русских народных песнях, народных сказаниях, в стихотворении Рылеева
«Дума об Иване Сусанине», в опере «Иван Сусанин» композитора Кавоса. На
данное событие 1612 года М.И. Глинка создал свой шедевр мирового
значения, оперу «Иван Сусанин». В настоящее время мы празднуем
четвертого ноября – «День национального единства».
Разбор оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»
Увертюра начинается воинственным вступлением.
Основной раздел показывает и предвосхищает все основные события оперы.
При создании увертюры композитор создал три ее варианта, а использовал
третий.
Первое действие. Все события разворачиваются в доме И. Сусанина, где идет подготовка к свадьбе Антониды и ратника Собинина.
Интродукция начинается мужским хором «Родина моя».
Здесь Глинка показывает силу, героизм и неустрашимость народа через
русские народные, старинные, молодецкие и солдатские песни. Женская
тема «На зов своей родной страны» первый раз появляется в оркестре,
потом звучит в исполнение хора. Интонации хора напоминают
хороводные, крестьянские, лирические песни, посвященные весеннему
пробуждению природы. Оба хора образуют величественную развернутую фугу,
создавая музыкальное полотно, в котором объединяются интонации хоров
из интродукции. Это и есть объединенный образ народа.
Каватина и Рондо Антониды. Каватина раскрывает
прекрасные черты русской девушки – искренность, простоту, нежность и
верность ее чувств. Каватина медленная часть арии. Музыка рондо
выражает светлый и радостный образ энергичной невесты. В мелодии
опевается V ступень, как в арии Сусанина из IV действия. Экспозиция
главного героя И. Сусанина «Что гадать о свадьбе…», интонация певучая, с распевами. Автор использовал данную песню, услышанную им от извозчика из Луги.
Трио «Не томи, родимый…» в составе: Собинина, Антониды и Сусанина, в котором передает
грустные и печальные переживания жениха – Богдана Собинина. Антонида и
ее отец стараются успокоить его из-за переноса свадьбы. Это лирическая
задушевная мелодия, близка к городскому бытовому романсу. Глинка
использует имитацию и переклички, как средство объединения героев.
Первое действие завершается финалом, в котором Глинка показывает, что
героев вдохновляет на подвиг весь народ. Звучит заключительный хор.
Второе действие состоит из танцевальной сюиты: – полонез, краковяк, вальс, мазурка.
В зале польского короля Сигизмунда – богатый бал с участием знати
шляхты. Поляки хвалятся победами и уверены, что завоюют Русь. Во время
бала к заносчивым шляхтичам появляется гонец с вестью, о сборе русского
ополчения под руководством Минина и Пожарского. Второе действие ярко
контрастирует с первым действием. Русская линия выделена вокальными
номерами, а польская – танцами. Хор поляков является дополнением к
оркестру. В развитии действий, польские танцы полонез, краковяк, мазурка будут звучать при столкновении двух линий оперы.
Третье действие – звучит драматический антракт, основанный на интонациях романса Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» и
сцены ее отчаяния после ухода Сусанина с поляками. Это действие можно
разделить на две части: первую – до прихода поляков, вторую – с момента
их появления. В первой части господствует светлый образ,
характеризующий Сусанина спокойным отцом в кругу любимой семьи.
Звучит песня Вани – «Как мать убили…» в исполнении
контральто. Он выражает отцу благодарность и уважение. Песня напевная,
мелодичная, отображающая душевность, доброту и отзывчивость Вани.
Данная мелодия близка к интонациям и построению русских народных песен
(несимметрична). Песня переходит в дуэт, при вступлении Сусанина и
приобретает черты марша.
Звучит хор и квартет крестьян «Сейчас мы в лес пойдем». Хор
полифонического склада изложения. В квартете Антониды, Вани, Собинина,
Сусанина выражены настроения покоя, благоденствия и мира. Начало
звучит в гомофонно – гармоническом изложении, переходящее в народную
имитацию.
Далее звучит тема семейного счастья Сусанина «Ну вот, я дожил…». Данная тема резко обрывается «Полонезом».
Появляется отряд поляков. Происходит столкновение двух главных линий
оперы – русской и польской. Образ шляхты основан на интонациях полонеза
и мазурки, но не как на балу, а зловеще, грубо и угрозой.
В эпизоде Сусанина и поляков «Боже, дай силы мне…» партия Сусанина звучит в размере 4/4, а поляков – 3/4. Это наивысший драматический диалог Сусанина с интервентами.
В реплике Сусанина «Велик и свят наш край родной», зарождается тема хора «Славься».
Достойные, спокойные и гордые ответы Сусанина шляхтичам,
подчеркивают его осознанный, обдуманный патриотический поступок.
Ответ Сусанина «Страха не страшусь…», делает интонационную арку с мужским хором из интродукции «Родина моя». Сусанин прощается с Антонидой притворно соглашаясь помочь полякам. Подружки невесты пришли на свадьбу.
Звучит свадебный хор, исполняя песню «Разгулялися, разливалися…» в размере 5/4. По характеру хор напоминает русские свадебные величальные песни.
Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки…» – один из самых поэтичных, задушевных, трогательных музыкальных номеров оперы.
Финал. В тревожных музыкальных интонациях, народ отправился во главе с Собининым на поиски Сусанина. Автор впервые показывает народ в действии – главным героем оперы. Звучит оркестровый антракт к 4 действию. В начале и в конце показан лес в зимнем оцепенении. В середине звучит тема Сусанина из развязки четвертого действия «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал…». Эта тема многократно подвергается разработке и будет звучать далее.
Четвертое действие состоит из трех картин.
Первая картина показывает тревожный хор крестьян в
лесу и большую героически призывную арию Собинина. Крестьяне и Собинин
приобретают патриотические черты характера И. Сусанина.
Вторая картина. Монолог Вани раскрывает многие
благородные, решительные стороны его характера. Речитативы Вани
выразительны, короткие, передают волнения и усталость. Далее следует
его небольшая ария, в которой выражается уверенность о скором
освобождении Руси. Его интонации становятся героическими,
патриотическими, похожими на интонации Сусанина.
Третья картина «Сцена И. Сусанина с поляками в лесу»
– кульминация драмы всей оперы. Хор польских захватчиков изображает их
бег ночью по зимнему лесу, используется ритм мазурки, но не бравурный,
а мрачный и угнетенный. Автор подчеркивает, через использования
неустойчивые интонации (ув. 5/3, ум. 5/3, ум VII7), что шляхтичи
почувствовали свою гибель. Эти фразировки и гармонии придают музыке
ощущение тоски и скорой погибели.
Ария Сусанина начинается с речитатива «Чуют правду…».
Он основан на широких, неторопливых, уверенных интонациях героя в
решительный предсмертный момент. В оркестре повторяется нисходящие
фразы из антракта к четвертому действию.
Ария «Ты взойдешь моя заря…», полна глубоких
раздумий, скорби и волнения. Иван Сусанин осознанно, с достоинством,
мужественно, с чувством исполненного долга, возвышенностью и
твердостью духа, жертвует с воодушевлением и героизмом своей жизнью, с
твердой мыслью о том, что он защищал Родину, и поляки из лесного
болота не выберутся.
Эпилог разворачивается на Красной площади в Москве.
Народ со всех земель собрался на праздник Победы Руси над интервентами.
В первом разделе Антонида, Собинин, Ваня, односельчане, повествуют
народу о героическом поступке И. Сусанина. Центральное место эпилога
принадлежит хору.
«Славься». Этот гениальный хор воплотил в себя
богатырский образ народа – победителя, который в трудный момент для
Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и
обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные,
эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть
поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон.
Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором «Родина моя». В
гармонии «Славься» – диатонические аккорды, плагальные обороты и
использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты,
симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного
шествия. Хор «Славься» особенно торжественный, когда исполняется тремя
хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр – на сцене). К ним
присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное
сопровождение. В хоровых партиях звучат ликуюшие подголоски, в которых
слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды
упоминается героический поступок Сусанина «Запомнит весь русский народ…».
Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил
мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.
Заключение
Создание данной оперы явилось поворотным пунктом в развитии русского
оперного искусства и важным событием оперного жанра. Глинка создал
первую отечественную оперу. Опера является цельным, неразрывным
произведением с героико – патриотической идеей, на протяжении всего
произведения.
Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», являлась образцом для композиторов «Могучей кучки» при создании их шедевров. |