Творчество Моцарта невозможно изучать методами одного какого-либо
предмета. Разговор о Моцарте не вмещается в одну какую-либо дисциплину.
Поэтому данный урок сочетает в себе элементы сольфеджио, музыкальной литературы и музыкального анализа.
Это итоговый урок с учащимися 7 класса, которому предшествовала
большая предварительная работа по изучению творчества Моцарта: учащиеся
овладели достаточно большим количеством музыкального материала в
разных формах (диктант, слуховой анализ, музыкальный анализ,
сольфеджирование, исполнение наизусть и т.д.) =
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о стилевых особенностях музыки Моцарта.
Задачи урока:
- закрепление изученных теоретических знаний на основе музыки Моцарта;
- закрепление навыков музыкального анализа (анализа форм, гармонического анализа, анализа элементов музыкального языка);
- развитие самостоятельности мышления, умения применить свои знания на практике;
- повышение интереса к творчеству Моцарта;
- расширение кругозора;
- развитие положительной эмоциональной сферы
Форма урока: урок-исследование
План урока:
- Вступление
- Распевка (на материале III части сонаты A-dur KV 331).
- Проверка теоретических знаний учащихся по теме «Тональность.
Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности.
Тональности 1 степени родства. Модуляция»
- Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп»: анализ тонального
плана (на материале «Турецкого рондо» и сонаты F-dur KV 332) Вывод № 1
- Музыкальная пауза (исполнение учащимися выученного произведения Моцарта)
- Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»: музыкальный диктант с досочинением. анализ мелодий Моцарта. Вывод № 2
- Исследование № 3 «Революция в музыке?!»: гармонический анализ произведений Моцарта. Вывод №3
- Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского»
- Заключение
Автор предлагает описание урока в виде сценария (живого разговора с
учениками) для того, чтобы точнее передать атмосферу в классе и стиль
ведения урока педагогом.
Сценарий урока:
- Здравствуйте, дорогие мои музыковеды, исследователи и просто
любители музыки Моцарта! Сегодня последний обобщающий урок по
творчеству этого великого композитора. Мы должны будем провести с вами
несколько исследований и сделать выводы о стилевых особенностях
мелодики, ритмики и гармонии Моцарта на основе того музыкального
материала, который мы изучали на протяжении нескольких уроков. А так же я
познакомлю вас с некоторыми новыми сочинениями Моцарта, и не только
его.
Итак, начнем урок как обычно, с распевки.
Распевка «Рондо alla turka»
(как показывает практика, несмотря на такие
сложности, как быстрый темп, безостановочное движение шестнадцатых
длительностей, дети способны освоить вокальное исполнение данного
произведения, и делают это с большим желанием и удовольствием)
Мы немного распелись, «разогрели» свою артикуляцию, «разбудили»
внимательность, привели в норму дыхание, вестибулярный аппарат и
настроение! А сейчас пора «разбудить» нашу память и потренировать наш
мозг. Итак, вас ожидает интеллектуальный Брейк!
Проверка теоретических знаний на основе «Турецкого рондо»:
- Назовите основную тональность «Турецкого рондо»
- Назовите тональность первого периода (a-moll – e-moll). Как
называется такой переход из одной тональности в другую? (модуляция)
- Назовите тональность второго периода (C-dur – a-moll) Являются ли
эти тональности тональностями 1 степени родства? (Да). Какие еще
тональности относятся к 1 степени родства?
- Назовите тональность Рефрена (A-dur), тональность следующей части (fis-moll)
- Как называются тональности A-dur и fis-moll? (параллельные). A-dur
и a-moll? (одноименные). Назовите одноименную тональность к fis-moll
(Fis-dur). Назовите энгармонически равную тональность к Fis-dur
(Ges-dur).
Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп»
А теперь запишем все тональности по порядку и составим тональный план нашей любимой распевки:
A – e – C – a – A – fis – cis – A – fis - A
На протяжении 64 тактов происходит интенсивная смена тональностей –
это характерная черта музыки Моцарта. Каждая новая тональность
сопровождается появлением новой мелодии. Это, своего рода, мелодическая
мозайка, яркая и богатая (продемонстрировать). «Мозаичный» принцип
работы с мелодией - еще одна характерная черта стиля Моцарта. Давайте
сравним принципы работы с музыкальным материалом Моцарта и Бетховена:
Бетховену достаточно одно темы, одного мелодического «зерна», чтобы
«вырастить» из него целое произведение (продемонстрировать на примере 1
части 5 симфонии – «теме судьбы»). Если бы Бетховен взял темы из
«Турецкого рондо» Моцарта, он написал бы несколько разных произведений.
Моцарту же одной темы недостаточно. Он не «экономит» на мелодиях, а
щедро «разбрасывает» их по всему произведению. Мелодии и тональности в
произведениях Моцарта меняются как разноцветные стеклышки в
калейдоскопе.
Чтобы подтвердить наши наблюдения, хочу предложить вашему вниманию
еще одно замечательное произведение Моцарта – сонату Фа мажор. Я сыграю
вам экспозицию 1 части сонаты, а вы должны будете определить, сколько
разных тем по характеру и оттенкам звучит? (более 5). Давайте заодно
повторим строение экспозиции.
А теперь я сыграю разработку. Обратите внимание на ее размеры по
отношению к экспозиции. Да, разработка намного меньше, чем экспозиция
(93 такта содержит экспозиция и всего 39 тактов – разработка!). Но эта
разница не ощущается. А как вы думаете, чем компенсируются малые
размеры разработки? - интенсивным тональным планом. Вот он:
C – c – g – d – A (как Доминанта к d) - a – Доминанта к F
Делаем первый важный вывод:
ТОНАЛЬНЫЙ ПЛАН:
Динамичный, активный
Преобладают модуляции в 1 степень родства |
Настало время немного отдохнуть. Учеными давно доказано, что музыка
Моцарта способна лечить болезни, приводить в норму пульс и
сердцебиение, успокаивать нервную систему.
Музыкальная пауза
(Исполняется один из музыкальных номеров Моцарта, Например, Колыбельная из сборника О.Хромушина «Джазовое сольфеджио»)
Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»
Следующий вывод, который мы должны будем с вами сделать, касается
особенностей мелодики Моцарта. И начнем мы издалека. Предлагаю вам
отправиться в увлекательное путешествие в поисках мелодий Моцарта.
Давайте представим, что хитрые инопланетяне похитили у нас мелодии
Моцарта и зашифровали их в иероглифы. Нам предстоит расшифровать их и
вернуть людям бесценное сокровище.
Вот все, что осталось от одной из таких мелодий:
F-dur
V.2↑ – VI.М.Ум.↓ –V.3↓ – IV.3↓ – II.4↓ – V.2↑ – VII.2↑
Это подсказка, которой вы можете пользоваться для восстановления мелодии Моцарта.
Диктант с досочинением 2-го предложения
Я предлагаю вам исполнить свои версии и сравнить их с оригиналом.
Ученики играют или поют свои варианты мелодий и сравнивают с оригинальной мелодией Моцарта.
Все-таки, как бы хорошо мы ни сочиняли мелодии в стиле Моцарта,
лучше самого Моцарта никто этого сделать не сможет. И в подтверждение
моих слов давайте исполним наше «Музыкальное ассорти» из любимых вами
мелодий Моцарта и вновь испытаем радость и наслаждение от
соприкосновения с этой музыкой.
Исполнение «Музыкального ассорти»
(«Музыкальное ассорти» состоит из различных мелодий Моцарта:
одноголосных и двухголосных, из сборников по сольфеджио и из исполняемого репертуара по специальности)
А сейчас хочется услышать от вас, какие чувства вы испытываете,
когда поете музыку Моцарта? Легко или трудно петь Моцарта? И почему?
(Учащиеся отмечают, что мелодии Моцарта легко петь, потому что они
очень красивые, яркие по тематизму, легко запоминаются; а сложно петь,
потому что они содержат виртуозные пассажи, смелые скачки, насыщены
хроматизмами).
Да, музыку Моцарта исполнять одновременно трудно и легко. Я хочу
зачитать вам несколько высказываний великих исполнителей его музыки.
Ирмгард Зифрид: «Нужно обладать незаурядным артистизмом и
несравненной техникой. Вот два необходимых качества для тех, кто хочет
петь Моцарта», «…Музыка Моцарта и легка, и глубинна, и доступна, и
неосязаема»
Артур Шнабель: «Моцарта легко играть детям и очень трудно – взрослым…»
Артур Рубинштейн: «Моцарт – бесконечный мелодист, все у него поет, темы его сонат – настоящие арии…»
Джорджо Стрелер: «Говорят, что Моцарт – музыкант счастья, что его музыка дарует радость. Что она и есть радость…»
Итак, мы делаем с вами второй вывод:
МЕЛОДИЯ:
Изысканность, певучесть
Ритмическая активность
Насыщенность хроматизмами
Смелые скачки, виртуозные пассажи |
Нам осталось провести еще одно исследование – выявить особенности
Моцартовской гармонии. И сейчас продолжим работу, которую начали на
предыдущих уроках
Исследование № 3 «Революция в музыке?!»
Я предлагаю вам несколько музыкальных отрывков из знаменитых
произведений Моцарта, а вы должны будете сделать письменный
гармонический анализ.
Гармонический анализ на слух (на материале Симфонии № 40 ГП, Маленькой ночной серенады, Фантазии d-moll, Сонаты F-dur (СП) и др. произведений)
(Вместе с детьми делаем вывод, что в гармонии преобладают обороты
Д – Т, Т – Д, большое место занимает Д.7 и его обращения)
Особо хочу обратить внимание на Уменьшенный вводный септаккорд. Со
времен Моцарта классическая гармония шла по пути усложнения,
обострения. Постепенно композиторы стали применять более острые,
диссонирующие гармонические сочетания. В наше время звучание
Уменьшенного септаккорда никого не удивит. Напротив, для нашего
современного уха он звучит очень мягко, «классично». Но во времена
Моцарта Уменьшенный септаккорд «произвел революцию». Публика приходила в
недоумение, слышав такой «дерзкий» аккорд, а Моцарта обвиняли в том,
что он пишет неприличную музыку. Поэтому Уменьшенный в произведениях
Моцарта очень напряженный и драматичный аккорд, он «требует» от
исполнителя особого отношения.
Итак, делаем последний вывод:
ГАРМОНИЯ:
Преобладают гарм. обороты Т-Д, Д-Т
Часто используется Д.7 с обращениями
Уменьшенный септаккорд
(очень драматичный аккорд!)
|
Мы с вами разгадали лишь малую часть музыкальных тайн Моцарта.
Моцарт и его творчество останутся непостижимыми еще для многих
поколений так же, как останутся непостижимыми Космос, Мироздание,
Человек.
А вот интересно, изучал ли Моцарт в свое время сольфеджио? Пел ли он
гаммы, строил цепочки, писал ли диктанты, в общем, мучился ли он также
как мы с вами?
Моцарт был гением, он великолепно владел теорией, обладал
феноменальным слухом, умел импровизировать и делать все, чем занимаемся
мы с вами на сольфеджио. Поэтому, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к
гению Моцарта, мы с вами должны обязательно учить сольфеджио.
А хотите соотнести то расстояние, которое отделяет нас от Моцарта,
наши способности от способностей Моцарта? Тогда проведем с вами
маленький эксперимент.
Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского»
Хочу рассказать вам одну историю из жизни Моцарта.
У Папы Римского, главы католической церкви, хранилось музыкальное
произведение для хора, которым он очень гордился. Это произведение
итальянского композитора Грегорио Аллегри (1582 – 1652), которое
называлось «Мизерере» (в переводе с латинского – помилуй). Исполнялось
это сочинение в знаменитой Сикстинской капелле только один раз в год в
Страстную пятницу, потом ноты прятали и хранили под большим секретом.
Отец и сын Моцарт оказались в Сикстинской капелле именно в тот
единственный день. Услышав это произведение и вернувшись домой, Моцарт
легко записал сложнейшую композицию по памяти, от первой до последней
ноты. Его заподозрили в воровстве. Но 14-летнего «воришку» пришлось
простить, ибо он не уносил ноты из церкви и даже не видел их. Он
пришел, услышал, записал.
У меня в руках 14 тактов этого «секретного» произведения. Я предлагаю вам сделать то же, что когда-то
сделал Моцарт: познакомиться с этим произведением и попытаться
воспроизвести его по памяти. Вдруг среди вас есть настоящие Моцарты?
Это мы сейчас и проверим.
Предлагаю вам облегченный вариант, всего 6 тактов.
Учащиеся поэтапно выполняют задания:
- спеть с листа, разделившись на 4 партии
- запомнить мелодию своей партии
- записать ее по памяти
- исполнить вместе по памяти 4-х голосно
Мы с вами потратили на эту работу достаточно большое количество
времени, а Моцарт только один раз услышал и записал по памяти всю
партитуру! Вот такой он – гений!
Наше время для исследований музыки Моцарта подошло к концу. Но
осталось еще много загадок и тайн этого гения, которые предстоит вам
разгадывать в будущем, когда вы, может быть, станете настоящими
музыкантами. Даже если вы ими не станете, все равно, встреча с музыкой
Моцарта всегда будет доставлять вам радость и удовольствие. По крайней
мере, я этого очень хочу и искренне вам желаю! Играйте, пойте и
слушайте Моцарта! |