Воскресенье, 24.11.2024, 10:12                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ [34]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ [11]

Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Файлы » МУЗЫКА » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Стилевые особенности мелодики и гармонии Моцарта
10.09.2013, 10:23

Творчество Моцарта невозможно изучать методами одного какого-либо предмета. Разговор о Моцарте не вмещается в одну какую-либо дисциплину. Поэтому данный урок сочетает в себе элементы сольфеджио, музыкальной литературы и музыкального анализа.

Это итоговый урок с учащимися 7 класса, которому предшествовала большая предварительная работа по изучению творчества Моцарта: учащиеся овладели достаточно большим количеством музыкального материала в разных формах (диктант, слуховой анализ, музыкальный анализ, сольфеджирование, исполнение наизусть и т.д.) =

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о стилевых особенностях музыки Моцарта.

Задачи урока:

  • закрепление изученных теоретических знаний на основе музыки Моцарта;
  • закрепление навыков музыкального анализа (анализа форм, гармонического анализа, анализа элементов музыкального языка);
  • развитие самостоятельности мышления, умения применить свои знания на практике;
  • повышение интереса к творчеству Моцарта;
  • расширение кругозора;
  • развитие положительной эмоциональной сферы

Форма урока: урок-исследование

План урока:

  1. Вступление
  2. Распевка (на материале III части сонаты A-dur KV 331).
  3. Проверка теоретических знаний учащихся по теме «Тональность. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности. Тональности 1 степени родства. Модуляция»
  4. Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп»: анализ тонального плана (на материале «Турецкого рондо» и сонаты F-dur KV 332) Вывод № 1
  5. Музыкальная пауза (исполнение учащимися выученного произведения Моцарта)
  6. Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»: музыкальный диктант с досочинением. анализ мелодий Моцарта. Вывод № 2
  7. Исследование № 3 «Революция в музыке?!»: гармонический анализ произведений Моцарта. Вывод №3
  8. Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского» 
  9. Заключение

Автор предлагает описание урока в виде сценария (живого разговора с учениками) для того, чтобы точнее передать атмосферу в классе и стиль ведения урока педагогом.

Сценарий урока:

- Здравствуйте, дорогие мои музыковеды, исследователи и просто любители музыки Моцарта! Сегодня последний обобщающий урок по творчеству этого великого композитора. Мы должны будем провести с вами несколько исследований и сделать выводы о стилевых особенностях мелодики, ритмики и гармонии Моцарта на основе того музыкального материала, который мы изучали на протяжении нескольких уроков. А так же я познакомлю вас с некоторыми новыми сочинениями Моцарта, и не только его.

Итак, начнем урок как обычно, с распевки.

Распевка «Рондо alla turka» 

(как показывает практика, несмотря на такие сложности, как быстрый темп, безостановочное движение шестнадцатых длительностей, дети способны освоить вокальное исполнение данного произведения, и делают это с большим желанием и удовольствием) 

Мы немного распелись, «разогрели» свою артикуляцию, «разбудили» внимательность, привели в норму дыхание, вестибулярный аппарат и настроение! А сейчас пора «разбудить» нашу память и потренировать наш мозг. Итак, вас ожидает интеллектуальный Брейк! 

Проверка теоретических знаний на основе «Турецкого рондо»:

  • Назовите основную тональность «Турецкого рондо»
  • Назовите тональность первого периода (a-moll – e-moll). Как называется такой переход из одной тональности в другую? (модуляция)
  • Назовите тональность второго периода (C-dur – a-moll) Являются ли эти тональности тональностями 1 степени родства? (Да). Какие еще тональности относятся к 1 степени родства?
  • Назовите тональность Рефрена (A-dur), тональность следующей части (fis-moll)
  • Как называются тональности A-dur и fis-moll? (параллельные). A-dur и a-moll? (одноименные). Назовите одноименную тональность к fis-moll (Fis-dur). Назовите энгармонически равную тональность к Fis-dur (Ges-dur).

Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп» 

А теперь запишем все тональности по порядку и составим тональный план нашей любимой распевки:

A – e – C – a – A – fis – cis – A – fis - A

На протяжении 64 тактов происходит интенсивная смена тональностей – это характерная черта музыки Моцарта. Каждая новая тональность сопровождается появлением новой мелодии. Это, своего рода, мелодическая мозайка, яркая и богатая (продемонстрировать). «Мозаичный» принцип работы с мелодией - еще одна характерная черта стиля Моцарта. Давайте сравним принципы работы с музыкальным материалом Моцарта и Бетховена: Бетховену достаточно одно темы, одного мелодического «зерна», чтобы «вырастить» из него целое произведение (продемонстрировать на примере 1 части 5 симфонии – «теме судьбы»). Если бы Бетховен взял темы из «Турецкого рондо» Моцарта, он написал бы несколько разных произведений. Моцарту же одной темы недостаточно. Он не «экономит» на мелодиях, а щедро «разбрасывает» их по всему произведению. Мелодии и тональности в произведениях Моцарта меняются как разноцветные стеклышки в калейдоскопе.

Чтобы подтвердить наши наблюдения, хочу предложить вашему вниманию еще одно замечательное произведение Моцарта – сонату Фа мажор. Я сыграю вам экспозицию 1 части сонаты, а вы должны будете определить, сколько разных тем по характеру и оттенкам звучит? (более 5). Давайте заодно повторим строение экспозиции.

А теперь я сыграю разработку. Обратите внимание на ее размеры по отношению к экспозиции. Да, разработка намного меньше, чем экспозиция (93 такта содержит экспозиция и всего 39 тактов – разработка!). Но эта разница не ощущается. А как вы думаете, чем компенсируются малые размеры разработки? - интенсивным тональным планом. Вот он: 

C – c – gdA (как Доминанта к d) - a – Доминанта к F

Делаем первый важный вывод:

ТОНАЛЬНЫЙ ПЛАН:

Динамичный, активный

Преобладают модуляции в 1 степень родства

Настало время немного отдохнуть. Учеными давно доказано, что музыка Моцарта способна лечить болезни, приводить в норму пульс и сердцебиение, успокаивать нервную систему.

Музыкальная пауза
(Исполняется один из музыкальных номеров Моцарта, Например, Колыбельная из сборника О.Хромушина «Джазовое сольфеджио»)

Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»

Следующий вывод, который мы должны будем с вами сделать, касается особенностей мелодики Моцарта. И начнем мы издалека. Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в поисках мелодий Моцарта. Давайте представим, что хитрые инопланетяне похитили у нас мелодии Моцарта и зашифровали их в иероглифы. Нам предстоит расшифровать их и вернуть людям бесценное сокровище.

Вот все, что осталось от одной из таких мелодий:

F-dur
V.2↑ – VI.М.Ум.↓ –V.3↓ – IV.3↓ – II.4↓ – V.2↑ – VII.2↑

Это подсказка, которой вы можете пользоваться для восстановления мелодии Моцарта.

Диктант с досочинением 2-го предложения 

Я предлагаю вам исполнить свои версии и сравнить их с оригиналом.

Ученики играют или поют свои варианты мелодий и сравнивают с оригинальной мелодией Моцарта.

Все-таки, как бы хорошо мы ни сочиняли мелодии в стиле Моцарта, лучше самого Моцарта никто этого сделать не сможет. И в подтверждение моих слов давайте исполним наше «Музыкальное ассорти» из любимых вами мелодий Моцарта и вновь испытаем радость и наслаждение от соприкосновения с этой музыкой.

Исполнение «Музыкального ассорти»
(«Музыкальное ассорти» состоит из различных мелодий Моцарта:
одноголосных и двухголосных, из сборников по сольфеджио и из исполняемого репертуара по специальности) 

А сейчас хочется услышать от вас, какие чувства вы испытываете, когда поете музыку Моцарта? Легко или трудно петь Моцарта? И почему? (Учащиеся отмечают, что мелодии Моцарта легко петь, потому что они очень красивые, яркие по тематизму, легко запоминаются; а сложно петь, потому что они содержат виртуозные пассажи, смелые скачки, насыщены хроматизмами).

Да, музыку Моцарта исполнять одновременно трудно и легко. Я хочу зачитать вам несколько высказываний великих исполнителей его музыки.

Ирмгард Зифрид: «Нужно обладать незаурядным артистизмом и несравненной техникой. Вот два необходимых качества для тех, кто хочет петь Моцарта», «…Музыка Моцарта и легка, и глубинна, и доступна, и неосязаема»

Артур Шнабель: «Моцарта легко играть детям и очень трудно – взрослым…»

Артур Рубинштейн: «Моцарт – бесконечный мелодист, все у него поет, темы его сонат – настоящие арии…»

Джорджо Стрелер: «Говорят, что Моцарт – музыкант счастья, что его музыка дарует радость. Что она и есть радость…»

Итак, мы делаем с вами второй вывод:

МЕЛОДИЯ:

Изысканность, певучесть

Ритмическая активность

Насыщенность хроматизмами

Смелые скачки, виртуозные пассажи

Нам осталось провести еще одно исследование – выявить особенности Моцартовской гармонии. И сейчас продолжим работу, которую начали на предыдущих уроках

Исследование № 3 «Революция в музыке?!» 

Я предлагаю вам несколько музыкальных отрывков из знаменитых произведений Моцарта, а вы должны будете сделать письменный гармонический анализ.

Гармонический анализ на слух (на материале Симфонии № 40 ГП, Маленькой ночной серенады, Фантазии d-moll, Сонаты F-dur (СП) и др. произведений)

(Вместе с детьми делаем вывод, что в гармонии преобладают обороты
Д – Т, Т – Д, большое место занимает Д.7 и его обращения)

Особо хочу обратить внимание на Уменьшенный вводный септаккорд. Со времен Моцарта классическая гармония шла по пути усложнения, обострения. Постепенно композиторы стали применять более острые, диссонирующие гармонические сочетания. В наше время звучание Уменьшенного септаккорда никого не удивит. Напротив, для нашего современного уха он звучит очень мягко, «классично». Но во времена Моцарта Уменьшенный септаккорд «произвел революцию». Публика приходила в недоумение, слышав такой «дерзкий» аккорд, а Моцарта обвиняли в том, что он пишет неприличную музыку. Поэтому Уменьшенный в произведениях Моцарта очень напряженный и драматичный аккорд, он «требует» от исполнителя особого отношения.

Итак, делаем последний вывод:

ГАРМОНИЯ:

Преобладают гарм. обороты Т-Д, Д-Т

Часто используется Д.7 с обращениями

Уменьшенный септаккорд
(очень драматичный аккорд!)

Мы с вами разгадали лишь малую часть музыкальных тайн Моцарта. Моцарт и его творчество останутся непостижимыми еще для многих поколений так же, как останутся непостижимыми Космос, Мироздание, Человек.

А вот интересно, изучал ли Моцарт в свое время сольфеджио? Пел ли он гаммы, строил цепочки, писал ли диктанты, в общем, мучился ли он также как мы с вами?

Моцарт был гением, он великолепно владел теорией, обладал феноменальным слухом, умел импровизировать и делать все, чем занимаемся мы с вами на сольфеджио. Поэтому, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к гению Моцарта, мы с вами должны обязательно учить сольфеджио.

А хотите соотнести то расстояние, которое отделяет нас от Моцарта, наши способности от способностей Моцарта? Тогда проведем с вами маленький эксперимент.

Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского» 

Хочу рассказать вам одну историю из жизни Моцарта.

У Папы Римского, главы католической церкви, хранилось музыкальное произведение для хора, которым он очень гордился. Это произведение итальянского композитора Грегорио Аллегри (1582 – 1652), которое называлось «Мизерере» (в переводе с латинского – помилуй). Исполнялось это сочинение в знаменитой Сикстинской капелле только один раз в год в Страстную пятницу, потом ноты прятали и хранили под большим секретом.

Отец и сын Моцарт оказались в Сикстинской капелле именно в тот единственный день. Услышав это произведение и вернувшись домой, Моцарт легко записал сложнейшую композицию по памяти, от первой до последней ноты. Его заподозрили в воровстве. Но 14-летнего «воришку» пришлось простить, ибо он не уносил ноты из церкви и даже не видел их. Он пришел, услышал, записал.

У меня в руках 14 тактов этого «секретного» произведения. Я предлагаю вам сделать то же, что когда-то сделал Моцарт: познакомиться с этим произведением и попытаться воспроизвести его по памяти. Вдруг среди вас есть настоящие Моцарты? Это мы сейчас и проверим.

Предлагаю вам облегченный вариант, всего 6 тактов. 

Учащиеся поэтапно выполняют задания: 

  • спеть с листа, разделившись на 4 партии
  • запомнить мелодию своей партии
  • записать ее по памяти
  • исполнить вместе по памяти 4-х голосно

Мы с вами потратили на эту работу достаточно большое количество времени, а Моцарт только один раз услышал и записал по памяти всю партитуру! Вот такой он – гений!

Наше время для исследований музыки Моцарта подошло к концу. Но осталось еще много загадок и тайн этого гения, которые предстоит вам разгадывать в будущем, когда вы, может быть, станете настоящими музыкантами. Даже если вы ими не станете, все равно, встреча с музыкой Моцарта всегда будет доставлять вам радость и удовольствие. По крайней мере, я этого очень хочу и искренне вам желаю! Играйте, пойте и слушайте Моцарта!

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ | Добавил: admin
Просмотров: 3937 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru